Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Завадская Екатерина Викторовна

Использование мяча, как обущающего предмета, в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры и упражнения с мячом17.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи детей дошкольного возраста»

(подготовительная к школе логопедическая группа)

Подготовила

воспитатель Завадская Е.В.

   Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи ребенка, особенно в логопедических группах, является важной составляющей, в решении общеобразовательных и коррекционных задач. Данные игры и упражнения направлены на устранение в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта.

   Коррекционные задач, стоящие перед воспитателями логопедической группы:

-постоянное совершенствование артикуляции

-совершенствование тонкой и общей моторики

-закрепление произношений, поставленных логопедом звуков

-целенаправленная активизация обработанной лексики

-упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий

-развитие внимания, памяти, логического мышления

-формирование связной речи

-закрепление звуко – буквенного анализа

   В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. Все дети с удовольствием играют. Одной из самых первых игрушек, с которой начинает знакомится ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему – то отдают ему только спортивную роль, но эта игрушка развивает не только ловкость, координацию движений, мяч является средством общения, учит мыслить, развивать наблюдательность, внимание и т.д.

   Мячи бывают разного размера, цвета, разной структуры и от этого зависит и их значение.

   Работая в логопедической группе, мы используем мяч как коррекционный инструмент.

   Все игры и упражнения с мячом направлены

-на развитие правильного дыхания

-на развитие общей и мелкой моторики

-развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

-обобщение и расширение словарного запаса

-развитие грамматического строя речи

   В играх с мячом организацию детей можно построить разнообразно: они могут сидеть на стульчиках, вставать в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет не только сменить пассивность на активность, но и стимулирует рост познавательной активности.

   В каждом направлении коррекционной работы мы часто используем мяч.

  1. Дыхательная гимнастика – это важный момент в формировании правильного дыхания, для воссоздания правильного звукопроизношения.

Игры: футбол, волейбол, упражнения с мячом попрыгунчиком. Данные упражнения не только работают на дыхание, но и выправляют осанку детей.

Игра «Кто громче? Кто тише?» направлена на развитие речевого дыхания и совершенствование умения изменять силу голоса.

  1. Пальчиковая гимнастика – это массаж ладошек и пальчиков. Очень полезен и  в таких играх  важную роль играет массажный мячик. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики пальцев, развивает тактильные ощущения, стимулирует мелкую моторику.
  2. Мы используем мяч и в играх на развитие речевого слуха.

«Горячий – холодный», «Съедобное – несъедобное» - данные игры не только развиваю речевой слух, но и развивают внимание.

«Слушай и выполняй» Задания в данной игре можно варьировать: можно увеличивать расстояние между говорящим и слушающим, менять силу голоса. Так же игра развивает ориентирование в пространстве.

  1. Игры с мячом, направленные на развитие восприятия звуков речи (фонематическое восприятие). Давайте поиграем.

Игра: «Бросай мяч высоко». Вам следует быть внимательными. Когда вы услышите в произнесенном потоке звуков, звук Л, вы подбрасываете мяч вверх.

Игра «Мяч бросай – слово быстрее называй». Данная игра направлена не только на развитие фонематического восприятия, но и способствует умению подбирать слова на заданный взрослым звук, активизацию словарного запаса.

  1. Так же мяч помогает детям с нарушением речи разучивать небольшие стихи, стихи – диалоги. Данный игровой момент, во – первых, отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта; во – вторых, координирует слуховой и двигательный навык и в – третьих, раскрепощает его.
  2. Игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

«Сосчитай до пяти», «Один – много», «Назови ласково», «Закончи предложение». В данных играх мы можем и подбрасывать мяч и отстукивать им по полу, по стулу, и катать, и перебрасывать друг другу.

    Таким образом, мяч в коррекционных занятиях с детьми с речевыми нарушениями помогает нам эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают мышечную силу, глазомер, точность движения, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Игры с мячом способствуют развитию мелкой и общей моторики, тем самым подготавливают руку ребенка к письму.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игр с мячом для развития речи детей дошкольного возраста

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....

Игры и игровые упражнения с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста.

Познакомить педагогов с различными видами игр с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста....

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Детей часто привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных и часто повторяющихся игр. И нам взрослым необходимо совершать постоянный поиск новых приемов в работе по развитию речи у дет...

Игра с мячом на развитие речи детей дошкольного возраста

Игры с мячом для развития речи, которые позволяют педагогу активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в составлении развернутых предложений, сложных слов и подборе рифмы....

"Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста" (Консультация для педагогов и родителей)

quot;Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста" (Консультация для педагогов и родителей)...