Перспективный план работы по подготовке детей к школе
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Кузьмина Надежда Игоревна

Группы на коррекционно-развивающую работу сформированы на основе психолого-педагогической диагностики. План коррекционно-развивающей работы по «Подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» составлен с учётом результатов диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_po_podgotovke_k_shkole.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по подготовке детей к школе.

Группы на коррекционно-развивающую работу сформированы на основе психолого-педагогической диагностики. План коррекционно-развивающей работы по «Подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» составлен с учётом результатов диагностики.

Обзор коррекционно-развивающей работы

№ п/п

Раздел

Параметры

Темы занятий

I.

Физическая готовность

1. Готовность руки к письму

2. Устойчивость организма к нагрузкам

  • Мелкая моторика;
  • Пространственная ориентация;
  • Графические умения;
  • Приёмы снятия напряжения

      и усталости.

II.

Интеллектуальная

готовность

1. Наглядно-схематическое мышление

2: Аналитико-синтетическая           деятельность

  • Моделирование;

  • Анализ и синтез;
  • Обобщение, аналогия и классификация;

      Абстрагирование;

  •  Гибкость и быстрота мышления.

III.

Коммуникативная готовность

1. Взаимодействие со

взрослыми.

2. Взаимодействие со сверстниками

  •  Нормы и правила      взаимодействия с окружающими людьми:
  •  Конфликт:
  •  Способы совместной деятельности со сверстниками

IV.

Эмоциональная готовность

1. Эмоциональная устойчивость

2. Положительное отношение к школе

  •  Основные эмоции;
  •  Тревожность;
  •  Приёмы саморегуляции:
  •  Способы выражения  негативных эмоций социально-приемлемыми способами;
  •  Школа

V.

Готовность

в сфере самосознания

1. Самооценка

2. Рефлексия

  •  0 себе самом:
  •  Положительные и отрицательные черты характера;
  • Причины возникновения

    эмоций;

  •  Самоконтроль

Конец НОЯБРЯ

«ШКОЛА» - экскурсия в школу.

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Ход: Педагог вместе с учителем показывает детям кабинеты школы - биологии, физики и т.д. Посещают урок в первом классе, присутствуют на нём.

педагог с учителем показывает детям кабинеты. Посещают урок в 1 классе.

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра со спичками

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: 16 спичек.

Ход: Перед каждым ребенком в беспорядке лежат 16 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстояние 30 см и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. Выполнять условия этой игры нужно:

  • пользуясь пальцами обеих рук;
  •  пользуясь любыми пальцами левой руки;
  •  только 2-мя пальцами - большим и мизинцем;
  •  указательным пальцем и средним;
  •  безымянным и мизинцем;
  •  двумя мизинцами обеих рук выложить прямую линию из 10 спичек;
  •  безымянным и мизинцем построить 4 треугольника;
  •  средним и мизинцем построить 3 прямоугольника;
  • указательным и безымянным построить «колодец» из 16 спичек и т.д.
  1. Упражнение «Штриховки»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границ контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые и т.д.

  1. Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.

Оборудование: схемы расположения колец пирамиды.

Ход: Педагог предлагает детям составить кольца пирамидки не просто в порядке убывания размера, а по различающимся по сложности схемам.

  1. Игра «Наведи порядок»

Цель: формирование операции обобщения и классификации.

Ход: Педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и, предлагает «навести порядок» - разделить картинки на группы.

2 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Найди одинаковые»

Цель: выделение определённые признаки объекта при отвлечении от остальных.

Ход: Педагог просит детей посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала: предметы, названия которых начинаются с заданной буквы и т.д. Для этих целей может использоваться детское лото, сюжетные картинки. Выигрывает ребёнок, который назвал предмет последним. Если дети легко справляются с таким выбором, можно предложить выбирать предметы сразу по двум признакам.

  1. Игра «Назови соседей»

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

  1. Дидактическая игра «Умей извиняться»

Цель: формирование умения употреблять различные формы выражения извинения.

Ход: Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они знакомы. Говорят о том, что есть ещё вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т.д. Это слова «извините», «простите». Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой,                                       Я её не обижала,

И уселись по углам.                                              Только мишку подержала, только с Очень скучно друг без друга!                                      мишкой убежала

Помириться нужно нам.                                               И сказала: «Не отдам!».

Педагог: как же могут помириться подруги? (конкурс ответов)

  1. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: формирование умения распознавать чувства.

Ход: Детям предлагается закончить следующие предложения:

- «Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует ... его мама чувствует ...».

- «Когда ребёнок получил плохую отметку, он чувствует ... его мама чувствует... его учительница чувствует ...».

- «Когда девочка ложится спать, она чувствует ...».

- «Когда ребёнку дарят подарок, он чувствует ... его родители     чувствуют ...».

3 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Пятый лишний»

Цель: формирование навыка выделения определённых признаков объекта при отвлечении от остальных.

Ход: Педагог предлагает детям пять слов, необходимо выбрать одно - лишнее слово. Например, коньки, тяпка, мотыга, пила, машинка для стрижки газонов (лишнее - коньки).

  1. Игра «Комбинирование»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход: Педагог предлагает детям придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.

  1. Пальчиковая игра

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям сделать гимнастику для пальчиков: «Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения. Мы капусту рубим-рубим (рёбра ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей - 3 раза), мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли - 3 раза), мы капусту жмём-жмём (сжимание и разжимание кулачков - 3 раза), мы капусту трём-трём (ладошки потирают друг друга - 3 раза).

  1. Упражнение «Котёнок»

Цель: формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Ход: Дети представляют, что мама принесла домой котёнка, которому страшно, грустно, и совсем безрадостно. Каждый ребёнок по очереди превращается в котёнка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

4 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Парашютисты»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа - небольшой круг - место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

  1. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям сделать гимнастику для пальчиков: «Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения. Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнём и писать опять начнём.»

  1. Игра «Сгруппируй буквы»

Цель: формирование навыков применения зрительного анализа.

Оборудование: плакат со стилизованными буквами.

Ход: Детям предлагается сгруппировать одинаковые буквы:

  • по названию;
  •  написанные жирным шрифтом;
  •  все прописные буквы;
  • все печатные и т.д.
  1. Игра «Назови предмет»

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно

объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Детки наоборот»

Цель: развитие самоконтроля.

Ход: Дети становятся в круг. Педагог показывает движения и называет их. Дети же должны делать движения, противоположные тем, которые показывает педагог, например, на команду «поднять головки» они  должны опустить головы.

  1. Игра «Замри и оправдай позу»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход: Дети по хлопку или слову «замри» замирают. Каждый своей позой должен сказать то, что делает, и какое у него настроение.

  1. Игра «Найди отличия»

Цель: формирование операций сравнения, анализа.

Ход: Педагог показывает детям два предмета и предлагает определить признаки, по которым они отличаются. Ещё один вариант игры: среди нескольких игрушек или предметов предложить ребенку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить ребёнка объяснить, чем отличается предмет.

2 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Комбинирование»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход: Педагог предлагает детям придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.

  1. Игра «Вербальные аналогии»

Цель: формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами.

Оборудование: 4 пары слов, связанных друг с другом.

Ход: Педагог предлагает детям подумать: «Какая связь между двумя словами «лодка» и «лето»?». (На лодке катаются летом). К слову «коньки» нужно подобрать такое слово, которое также будет относиться к нему так же, как «лето» относится к слову «лодка». Значит, это будет слово ... «зима». Варианты заданий:

1. Лошадь-жеребёнок; корова -...(телёнок).

2. Яйцо-скорлупа; картофель-... (шелуха).

3. Ложка-каша; вилки -... (мясо).

4. Ухо - слышать; зубы -... (жевать).

5. Пробка - плавать; камень -... (тонуть).

6. Дерево-сук; рука -... (палец).

7. Дождь зонтик; мороз -... (шуба).

8. Школа-обучение; больница -... (лечение).

9. Нож-сталь; стол -... (дерево).

10. Птица-гнездо; человек -... (дом).

11. Хлеб-пекарь; дом -... (строитель).

12. Пуговица-пальто; ботинок -... (шнурок).

13. Коса-трава; бритва -... (волосы).

14. Нога-сапог; рука -... (перчатку).

15. Вода-жажда; пища -... (голод).

16. Электричество-проволока: пар -... (трубы) и т.д.

  1. Игра «Назови предмет»

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно

объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

3 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Парашютисты»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа - небольшой круг - место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

  1. Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.

Оборудование: схемы расположения колец пирамиды.

Ход: Педагог предлагает детям составить кольца пирамидки не просто в порядке убывания размера, а по различающимся по сложности схемам.

  1. Игра «Четвёртый лишний»

Цель: формирование операций обобщения и классификации.

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

  1. Пальчиковая игра

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям сделать гимнастику для пальчиков: «Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения. Мы капусту рубим-рубим (рёбра ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей - 3 раза), мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли - 3 раза), мы капусту жмём-жмём (сжимание и разжимание кулачков - 3 раза), мы капусту трём-трём (ладошки потирают друг друга - 3 раза).

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Беседа «Разные чувства»

Цель: формирование умения изменять настроение.

Ход: Работа начинается с вопросов педагога о том, что они чувствовали сегодня, когда проснулись, пошли в детский сад и т.д. Делается вывод, что чувства могут меняться в течение дня. Как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропали обида, грусть, жалость к себе и т.д.:

1. Нарисовать своё плохое настроение, порвать рисунок и выбросить его.

2. Улыбнуться себе, состроить рожицу зеркалу.

3. Поделиться с другом своими неприятностями.

4. Заняться физическими упражнениями и т.д.

  1. Игра «Царевна - Несмеяна»

Цель: сплочение группы детей, воспитание желания помочь другу.

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в Царевну – Несмеяну. Выбирается желающий. Каждому ребёнку предлагается по очереди подходить к ней и стараться её рассмешить. Царевна - Несмеяна изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет рассмешить Царевну - Несмеяну. После окончания игры можно обсудить с детьми, как легче рассмешить человека.

  1. Игра «Переверни рисунок»

Цель: развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист нелинованной бумаги, карандаш, образец рисунка.

Ход: Педагог показывает образец, где изображена ракета, летящая вверх. Дети должны нарисовать такую же ракету, летящую в противоположном направлении. Варианты задания: нарисовать ёлочку, домик, забор в перевёрнутом и прямом виде; рассматривать картинки в перевёрнутом виде.

2 НЕДЕЛЯ:

  1. Упражнение «Вычеркушки»

Цель: развитие самоконтроля, внимания.

Оборудование: простой карандаш, тексты с крупным шрифтом.

Ход: Детям выдаются листы бумаги с книжным текстом. Они должны вычеркнуть оттуда заранее оговоренные буквы (сначала одна буква вычеркивается, затем можно усложнить задание: одну букву вычёркивать, другую подчёркивать. Следующий вариант: одна буква вычёркивается - другая подчёркивается. третья обводится). В конце дети могут проверять правильность выполнения задания друг у друга.

  1. Пальчиковая игра

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям сделать гимнастику для пальчиков: «Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения. Мы капусту рубим-рубим (рёбра ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей - 3 раза), мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли - 3 раза), мы капусту жмём-жмём (сжимание и разжимание кулачков - 3 раза), мы капусту трём-трём (ладошки потирают друг друга - 3 раза).

  1. Игра «Замри и оправдай»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход: Дети по очереди изображают скульптуру, где отражают чувство «гордость» (радость, печаль и т.д.).

  1. Игра «Кто я?»

Цель: развитие внимания ребёнка к самому себе, предоставление возможности взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширение представлений о себе.

Ход: Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я - девочка». «Я - человек, занимающийся спортом» и т.д. Педагог следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята. а описывали именно себя.

3 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Найди одинаковые»

Цель: выделение определённые признаки объекта при отвлечении от остальных.

Ход: Педагог просит детей посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала: предметы, названия которых начинаются с заданной буквы и т.д. Для этих целей может использоваться детское лото, сюжетные картинки. Выигрывает ребёнок, который назвал предмет последним. Если дети легко справляются с таким выбором, можно предложить выбирать предметы сразу по двум признакам.

  1. Игра «Назови соседей»

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

  1. Дидактическая игра «Умей извиняться»

Цель: формирование умения употреблять различные формы выражения извинения.

Ход: Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они знакомы. Говорят о том, что есть ещё вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т.д. Это слова «извините», «простите». Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой,                                       Я её не обижала,

И уселись по углам.                                              Только мишку подержала, только с Очень скучно друг без друга!                                      мишкой убежала

Помириться нужно нам.                                               И сказала: «Не отдам!».

Педагог: как же могут помириться подруги? (конкурс ответов)

  1. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: формирование умения распознавать чувства.

Ход: Детям предлагается закончить следующие предложения:

- «Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует ... его мама чувствует ...».

- «Когда ребёнок получил плохую отметку, он чувствует ... его мама чувствует... его учительница чувствует ...».

- «Когда девочка ложится спать, она чувствует ...».

- «Когда ребёнку дарят подарок, он чувствует ... его родители     чувствуют ...».

4 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Замри и оправдай позу»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход: Дети по хлопку или слову «замри» замирают. Каждый своей позой должен сказать то, что делает, и какое у него настроение.

  1. Игра «Царевна - Несмеяна»

Цель: сплочение группы детей, воспитание желания помочь другу.

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в Царевну – Несмеяну. Выбирается желающий. Каждому ребёнку предлагается по очереди подходить к ней и стараться её рассмешить. Царевна - Несмеяна изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет рассмешить Царевну - Несмеяну. После окончания игры можно обсудить с детьми, как легче рассмешить человека.

  1. Ориентировка на листе бумаги

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.

Ход: Педагог раздаёт детям листы бумаги в клеточку с разметкой. «На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно слушать:

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу  листок.

3. Мы ждем, когда наступит «бабье лето», потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу».

Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Бери, да помни»

Цель: развитие самоконтроля, внимания.

Ход: Педагог договаривается с детьми, что в течение определенного времени (до обеда, например), они могут брать любую вещь друг у друга только со словами «Беру, да помню». Если эти слова не сказаны, дающий говорит: «Бери, да помни» и выигрывает.

  1. Игра «Замри и оправдай позу»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход:  Дети по хлопку или слову «замри» замирают. Каждый своей позой должен сказать то, что делает, и какое у него настроение.

  1. Заготовка материалов

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям заготовку материалов для ручного труда, изготовления подарков, занятий и т.д. Детям предлагается распускание трикотажа; сматывание ниток в клубок: раскручивание бумажного шпагата; резание полосок бумаги, цветного картона, ниток, ткани; скручивание волокна в нитку, соединение двух ниток вместе и т.д.

2 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Составление предложений»

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова. Примерные наборы для предъявления:

море. карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно. стол. дождь; девочка. птица, дерево; мяч. небо, цветок.

  1. Игра «Найди одинаковые» 

Цель: выделение определённые признаки объекта при отвлечении от остальных.

Ход: Педагог просит детей посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала: предметы, названия которых начинаются с заданной буквы и т.д. Для этих целей может использоваться детское лото, сюжетные картинки. Выигрывает ребёнок, который назвал предмет последним. Если дети легко справляются с таким выбором, можно предложить выбирать предметы сразу по двум признакам.

  1. Игра «Один - много»

Цель: развитие скорости мыслительных процессов.

Оборудование: мяч.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок возвращает мяч и говорит слово в единственном числе. Возможные слова: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, шарфы, листы, слоны, грибы, ножи, блины, косы, глаза, коржи, столы, коржи, бананы, гномы, братья, рты, болты, ковши т.д.

3 НЕДЕЛЯ:

  1. Этюды

Цель: формирование умения изображать и определять эмоции.

Ход: Педагог предлагает вниманию детей этюды:

«После дождя»: жаркое лето, только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. (Радость).

«Пятёрка»: Ваня учился неважно, в основном, на тройки. Однажды он пришёл домой какой-то загадочный. Папа забеспокоился, уж не случилось ли что? «Дай-ка твой дневник», - строго сказал папа. И вдруг глаза его округлились: в дневнике у Вани две пятёрки! (Удивление). После выполнения этюда педагог предлагает детям вспомнить случаи, когда они больше всего удивлялись.

«Лисичка прислушивается»: Лисичка стоит у окна избушки, где живут котик с петушком, и прислушивается, что они говорят. (Интерес).

«Песнь гуся»: Жил был гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел себя в воде. Очень гусь сам себе понравился, встрепенулся, расправил крылья и спел про себя песенку: «Ах, какой я красивый, какой я прекрасный, тополя стройнее, выше самой высокой горы, лапки мои краснее солнышка!». (Гордость).

«Ой- ой, болит живот!»: У мальчика внезапно разболелся живот, он страдает (поникшая голова, сведённые брови, опушенные уголки губ, руки на животе). (Печаль, страдание).

«Соленый чай»: Педагог рассказывает: «Бабушка потеряла очки, и поэтому не заметила, как насыпала вместо сахара в сахарницу мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе чашку чая и, не глядя, положил в него две ложки сахара, помешал и сделал глоток. До чего же противно ему стало...». (Отвращение).

«Хмурый орёл»: Вот за решёткой, хмур и зол, сидит орёл.

Могучих крыльев гордый взмах внушает страх.

Давно ль громады горных скал он облетал

И камнем падал свысока на врага.

Теперь он в неволе, хмур и зол сидит орёл. (Гнев).

«Провинился»: Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову. (Вина и стыд).

«Один дома»:  Мальчик остался один. Он непрерывно смотрит на дверь... Вдруг там кто-то притаился? Что тогда? (Страх).

После выполнения каждого этюда желательно задавать детям следующие вопросы: Какое состояние вы испытали на занятии? Как узнать, что другой человек радостный (печальный, удивлённый и т.д.)? У кого удивляться (бояться, радоваться и т.д.) получилось лучше? Как узнать по лицу. что другому человеку интересно (страшно и т.д.)? Кто из вас испытывал этот состояние раньше? Были ли у вас похожие ситуации? Нарисуйте «маску» удивления (страха, печали и т.д.). Что имеют право сделать дети, испытывающие гнев? К чему это приведёт?

  1. Упражнение «Рычи лев, рычи»

Цель: снижение напряжения, формирование чувства уверенности.

Ход: Педагог говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте мы устроим соревнование, кто громче рычит. Как я только скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». а кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче.

4 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: формирование уверенности, положительного отношения к себе.

Ход: Педагог предлагает детям необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвалится: «Посмотрите на соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например. Лена очень умная, она всегда отвечает на занятиях, быстро бегает, весело смеется, красиво складывает узоры и т.д.». Затем дети выбирают лучшего хвастуна».

  1. Упражнение «Штриховки»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границ контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые и т.д.

  1. Игра «Назови соседей»

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

  1. Упражнение «Вычеркушки»

Цель: развитие самоконтроля, внимания.

Оборудование: простой карандаш, тексты с крупным шрифтом.

Ход: Детям выдаются листы бумаги с книжным текстом. Они должны вычеркнуть оттуда заранее оговоренные буквы (сначала одна буква вычеркивается, затем можно усложнить задание: одну букву вычёркивать, другую подчёркивать. Следующий вариант: одна буква вычёркивается, другая подчёркивается, третья обводится). В конце дети могут проверять правильность выполнения задания друг у друга.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Парашютисты»

Цель: развитие графических умений.

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа - небольшой круг - место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

  1. Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.

Оборудование: схемы расположения колец пирамиды.

Ход: Педагог предлагает детям составить кольца пирамидки не просто в порядке убывания размера, а по различающимся по сложности схемам.

  1. Игра «Четвёртый лишний»

Цель: формирование операций обобщения и классификации.

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

  1. Пальчиковая игра

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям сделать гимнастику для пальчиков: «Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения. Мы капусту рубим-рубим (рёбра ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей - 3 раза), мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли - 3 раза), мы капусту жмём-жмём (сжимание и разжимание кулачков - 3 раза), мы капусту трём-трём (ладошки потирают друг друга - 3 раза).

2 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Запрещенное движение»

Цель: формирование самоконтроля, внимания.

Ход: Дети становятся в круг. Педагог показывает движения, детям необходимо повторять их за исключением одного, оговоренного перед началом игры. В процессе игры рекомендуется Один-два раза сменить, запретное движение.

  1. Игра «Замри и оправдай»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход: Дети по очереди изображают скульптуру, где отражают чувство «гордость» (радость и т.д.).

  1. Упражнение «Психологический портрет»

Цель: формирование умения осознавать свои положительные и отрицательные стороны характера.

Оборудование: лист бумаги А-4, карандаши.

Ход: На одной половине листа дети рисуют ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине - «За что меня можно ругать?». После рисования педагог с детьми обсуждает предложенные детьми качества и что можно сделать для того, чтобы ругать было не за что.

3 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Комбинирование»

Цель: развитие гибкости мышления.

Ход: Педагог предлагает детям придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.

  1. Игра «Вербальные аналогии»

Цель: формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами.

Оборудование: 4 пары слов, связанных друг с другом.

Ход: Педагог предлагает детям подумать: «Какая связь между двумя словами «лодка» и «лето»?». (На лодке катаются летом). К слову «коньки» нужно подобрать такое слово, которое также будет относиться к нему так же, как «лето» относится к слову «лодка». Значит, это будет слово ... «зима». Варианты заданий:

1. Лошадь-жеребёнок; корова -...(телёнок).

2. Яйцо-скорлупа; картофель-... (шелуха).

3. Ложка-каша; вилки -... (мясо).

4. Ухо - слышать; зубы -... (жевать).

5. Пробка - плавать; камень -... (тонуть).

6. Дерево-сук; рука -... (палец).

7. Дождь зонтик; мороз -... (шуба).

8. Школа-обучение; больница -... (лечение).

9. Нож-сталь; стол -... (дерево).

10. Птица-гнездо; человек -... (дом).

11. Хлеб-пекарь; дом -... (строитель).

12. Пуговица-пальто; ботинок -... (шнурок).

13. Коса-трава; бритва -... (волосы).

14. Нога-сапог; рука -... (перчатку).

15. Вода-жажда; пища -... (голод).

16. Электричество-проволока: пар -... (трубы) и т.д.

  1. Упражнение «Кулачок»

Цель: формирование умения осознавать эффективные формы поведения.

Ход: Педагог даёт ребёнку в руку какую-либо мелкую игрушку или конфету и просит его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

4 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Назови соседей»

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

  1. Дидактическая игра «Умей извиняться»

Цель: формирование умения употреблять различные формы выражения извинения.

Ход: Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они знакомы. Говорят о том, что есть ещё вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т.д. Это слова «извините», «простите». Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой,                                       Я её не обижала,

И уселись по углам.                                              Только мишку подержала, только с Очень скучно друг без друга!                                      мишкой убежала

Помириться нужно нам.                                               И сказала: «Не отдам!».

Педагог: как же могут помириться подруги? (конкурс ответов)

  1. Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов.

Оборудование: схемы расположения колец пирамиды.

Ход: Педагог предлагает детям составить кольца пирамидки не просто в порядке убывания размера, а по различающимся по сложности схемам.

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ:

  1. Игра «Бери, да помни»

Цель: развитие самоконтроля, внимания.

Ход: Педагог договаривается с детьми, что в течение определенного времени (до обеда, например), они могут брать любую вещь друг у друга только со словами «Беру, да помню». Если эти слова не сказаны, дающий говорит: «Бери, да помни» и выигрывает.

  1. Игра «Замри и оправдай позу»

Цель: формирование умения распознавать эмоции и чувства.

Ход:  Дети по хлопку или слову «замри» замирают. Каждый своей позой должен сказать то, что делает, и какое у него настроение.

  1. Заготовка материалов

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: Педагог предлагает детям заготовку материалов для ручного труда, изготовления подарков, занятий и т.д. Детям предлагается распускание трикотажа; сматывание ниток в клубок: раскручивание бумажного шпагата; резание полосок бумаги, цветного картона, ниток, ткани; скручивание волокна в нитку, соединение двух ниток вместе и т.д.

2 НЕДЕЛЯ:

«ШКОЛА» - экскурсия в школу.

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Ход: Педагог вместе с учителем показывает детям кабинеты школы - биологии, физики и т.д. Посещают урок в первом классе, присутствуют на нём.

педагог с учителем показывает детям кабинеты. Посещают урок в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

План воспитательной работы по подготовке детей к школе (подготовительная группа)

План воспитательной работы по подготовке детей к школе (подготовительная группа)...

Перспективный план воспитательной работы по подготовке детей к школе.

Перспективный план воспитательной работы по подготовке детей к школе. МесяцМероприятияЗадачиСентябрьЭкскурсия в школуВоспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьн...

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной к школе группе

Перспективный план работы с родителямидетей подготовительной  к школе группе...

План воспитательной работы по подготовке детей к школе на 2018-2019 учебный год

План воспитательной работы по подготовке детей к школе (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год...


 

Комментарии

Вертякова Елена Викторовна

Некоторые игры можно использовать и дома)