Инклюзивное образование
проект по коррекционной педагогике на тему

Неделя инклюзивного образования в ДОО позволяет создать условия для масштабной разъяснительной работы среди педагогов и родителей воспитанников, направленной на изменение внутреннего эмоционального климата в учреждении по отношению к детям с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Метаморфозы восприятия»

 

Номинация: Социальный проект «Проведение недели инклюзивного образования»

Команда МБДОУ №204 в составе:

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели:

        Контакты:

1.Описание проблемы, на решение которой направлен проект:

По результатам проведения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций,  в разделе «Открытые вопросы» - 9% родителей неоднозначно  и негативно высказались о пребывании детей с особенностями развития в общеразвивающих группах. Полученные результаты анкетирования поставили нас в ситуацию развития. Поскольку в  опросе  участие приняла лишь 1/5 часть родителей воспитанников ДОО, то для понимания общей картины восприятия - детей с ОВЗ,   родителями нормативно развивающихся детей был сформирован пул вопросов, наиболее актуальных на данный момент.

Для понимания общей картины восприятия родителями нормативно развивающихся детей  - людей с особенностями развития, было проведено общее анкетирование, в котором приняло участие 92% родителей, от общего числа посещающих ДОО. Результаты анкетирования,  мы распределили в следующие направления:

Как воспринимают детей с ОВЗ?

  • Готовы помочь/оказать содействие – 25%
  • Понимают/принимают ситуацию – 20%
  • Равнодушное отношение – 10%
  • Нейтральное отношение -  35%
  • Отрицательное отношение – 3%

Часть вопросов анкеты была направлена на понимание причин негативного и равнодушного  восприятия детей с ОВЗ.

Были выявлены следующие причины

  • Незнание диагнозов и клинической картины заболеваний детей с ОВЗ: причин возникновения, особенностей развития,  сопутствующего течения – 30%;
  • Общая тревожность - ребенок с ОВЗ посещает общеразвивающую группу и мешает, по мнению родителей, развиваться и получать образование его ребёнку – 40%;
  • Предшествующий негативный опыт – 10%;
  • Стереотипное восприятие – 20%

Мы преобразовали полученные вопросы в задачи, и пришли к решению провести цикл мероприятий, направленных на формирование инклюзивной культуры. Первым большим мероприятием в цикле запланировано проведение Недели инклюзивного образования, направленной  на популяризацию информации, содержащейся в области коррекционной педагогики и медицины, для снятия стереотипного восприятия, ведения масштабной разъяснительной работы среди педагогов и родителей воспитанников.

Цель проекта: Создание условий для масштабной разъяснительной работы среди педагогов и родителей воспитанников, направленной на изменение внутреннего эмоционального климата в учреждении по отношению к детям с ОВЗ – снижение уровня  тревожности при  восприятии детей с ОВЗ участниками образовательного процесса на 50%.

 Задачи проекта:

  1. Провести открытые мероприятия, с участием своих и приглашённых экспертов, для формирования компетенций участников образовательного процесса  в области инклюзивной культуры;
  2. Провести квест,  для  погружения родителей/законных представителей в практические ситуации, моделирующие особенности восприятия у детей с ОВЗ,   с целью получения участниками квеста нового сенсорного опыта, эмпатийного восприятия.
  3. Создать, используя приёмы сторителлинга,  иллюстрированный литературный сборник, отражающий полученный эмпатийный опыт участников образовательного процесса.
  4. Создать волонтёрский отряд для включения детей с инвалидностью и ОВЗ в технологию эффективной социализации «Клубный час» (Н.П. Гришаева);

3.Примерный план «Недели инклюзивного образования»

День Недели, тема дня

Идея дня и цель

Основные мероприятия с кратким пояснением указанием ответственного

Целевая группа и место проведения

Ожидаемые результаты

Понедельник

«Люди с ОВЗ – мифы и реальность»

Зачин на следующий день:

Анонс встречи с приглашёнными экспертами – для получения ответов на возникшие вопросы

Цель: Создание условий для доверительной беседы, побуждение  участников к формулированию вопросов.  

Идея дня: «Чувствуя – Осознаю».

 

Ток-шоу «Люди с ОВЗ – мифы и реальность»

В формате ток-шоу рассматриваются наиболее частые заблуждения, касающиеся причин возникновения, лечения и коррекции различных нозологий, связанных с ОВЗ.

А также  ответы на ранее заданные вопросы:

  • Почему в нашем ДОО инклюзия? (нормативная база)
  • Особые дети заразны или нет? Стоит ли их бояться?
  • Демонстрация положительного опыта инклюзии в ДОО

Проведение Квест-локаций: «Как воспринимаю?», «Как вижу?», «Как ощущаю?», «Как чувствую?»

Рефлексивный круг.

Формирование списка вопросов для экспертов.

Анонс мероприятий Недели

Анонс литературного конкурса, направленного на издание детского иллюстрированного сборника сказок, стихотворений, историй  об инвалидах и  людях с ОВЗ.

Ответственный: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели ДОО

Родители воспитанников ДОО, педагоги, узкие специалисты, родители воспитанников ДОО с ОВЗ

Повышение информированности в области инклюзивного образования. Участие людей в обсуждении мифов, связанных с заболеваниями, снимет часть страхов и негативных оценок людей с ОВЗ.

Понимание существующих  особенностей восприятия у людей с ограниченными возможностями здоровья

Выбранный формат ток-шоу позволяет донести сложную информацию в доступной форме позволяет сделать

Повышение мотивации к участию в мероприятиях «Недели инклюзивного образования»

Вторник

тема дня:

«Есть вопросы  - есть ответы»

Зачин на следующий день:

трансформация полученного социального опыта, выбор видимой реальной формы презентации опыта: истории, иллюстрация, театрализация и т.д. – чтобы поделиться с другими

Цель: Поиск ответов на вопросы, возникших в ходе предшествующих погружений в диалоге с экспертами.

Идея дня: «Есть вопросы  - есть ответы»

Круглый стол с участием приглашённых экспертов на котором участники задают актуальные вопросы, возникшие в ходе предыдущего дня. Делятся впечатлениями.

Актуализация необходимости дальнейшего тиражирования полученного опыта. Выбор формы представления опыта.

Ответственный: Заведующий МБДОУ №204, старший воспитатель, педагог-психолог

Родители воспитанников ДОО, Родители воспитанников ДОО с ОВЗ, приглашённые эксперты: психокинезиолог, невролог, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, педагоги ДОО

Участники получают ответы на свои актуальные вопросы.

Выбирают форму тиражирования и представления полученного опыта

Среда

«Терапевтические сказки»

Зачин на следующий день:

Как театру нужны декорации, так тексту – нужны иллюстрации.

Цель: создание  кратких историй на заданную тематику.

Идея дня: «Через ощущения – к творчеству»

Используя приёмы сторителлинга, совместно с детьми и родителями, трансформируем сенсорный опыт в литературные истории.

Презентация и визуализация  историй через театральные постановки, выразительное чтение

Ответственный: педагог-психолог, учитель-логопед

Родители воспитанников ДОО, воспитанники ДОО, педагоги, узкие специалисты

Подборка историй на социально-значимую тему

Четверг

тема дня:

«Добавим образы к словам»

Зачин на следующий день:

С новыми ощущениями, полученными знаниями – становимся волонтёрами.

Цель: создание подборки иллюстраций к историям, выбор названия сборника

Идея дня: «Добавим образы к словам»

Совместное творчество по созданию иллюстраций к кратким историям (story-telling, среда) воспитанниками, педагогами ДОО и  родителями – на заранее подготовленных локациях: живопись, аппликация, тестопластика и т.д.

Знакомство с правилами «Клубного часа», разъяснение роли волонтёров, формирование отряда волонтёров.

Ответственный: старший воспитатель, педагог-психоло, воспитатели групп, педагог ИЗО

Педагог ИЗО, воспитатели групп,  воспитанники ДОО, родители воспитанников ДОО

Воспитанники ДОО, родители

Подборка иллюстраций к историям

Название сборника

Список отряда волонтёров

Пятница

тема дня:

«День волонтёра»

Цель: понимание роли волонтёров через погружение.

Идея дня: «Не попробуешь – не поймешь»

«Клубный час»: День волонтёра:

Разработка эскиза значка «Я волонтёр»

Конкурс плакатов

в поддержку волонтёрства.

Финальное мероприятие: Церемония закрытия «Недели инклюзивного образования»

Вручение грамот и дипломов участникам.

Анонс детского литературного сборника

Ответственный: Заведующий МБДОУ №204, председатель ПК ДОО, старший воспитатель, педагог-психолог

Педагог ИЗО, воспитатели групп,  воспитанники ДОО, родители воспитанников ДОО

Практический опыт волонтёрства участников «Клубного часа»

Эскиз значка, плакаты.

Презентация проекта авторского литературного сборника.

4.  Команда  проекта  в составе:

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели:

Предшествующий опыт:

  • Проведение  общих мероприятий ДОО, направленных на  включение родителей в качестве активных участников и организаторов, совместное взаимодействие родителей, детей и педагогов. В результате проведённых мероприятий повысился уровень доверия (лояльность) родителей к педагогическому коллективу, увеличилось количество участников мероприятий, родители начали предлагать новые формы взаимодействия с ДОО.
  • Участие педагогов в обучающих семинарах и конференциях в качестве слушателей.
  • Выступление на Первой городской научно-практической конференции (Инклюзивное образование: управление, технология и практика) с представлением опыта работы «Инклюзия, как она есть».

В ресурсы группы мы относим:

  • Команда единомышленников;
  • Положительный практический опыт инклюзивного образования в ДОУ, подкреплённый ситуациями успеха воспитанников с ОВЗ  – фестиваль театрализованной деятельности с участием воспитанников ДОУ «Театральная жемчужина 2017»;
  • Сформированное толерантное отношение педагогов к воспитанникам с ОВЗ;
  • Желание педагогического коллектива развиваться профессионально;

Распределение ролей в проекте

Организаторы проекта: 

Исследователи проекта: 

Визуализатор проекта: 

Коммуникатор проекта: 

Исполнители: 

5.Ожидаемые результаты проекта:

  • Снижение уровня  тревожности при  восприятии детей с ОВЗ участниками образовательного процесса на 50%;
  • Увеличение числа участников мероприятий, направленных на повышение инклюзивной культуры, увеличение лояльности.

6. Механизм оценки результатов

  • Снижение уровня тревожности у родителей, принявших участие в опросе, на 50%
  • Увеличение числа участников в последующих мероприятиях цикла, направленного на формирование и развитие инклюзивной культуры, на 10%
  • Изданный детский иллюстрированный литературный сборник.

7. Дальнейшее развитие проекта

  • Описание полученного опыта и публикация в специализированных печатных изданиях;
  • Тиражирование сборника в профессиональном сообществе;
  • Включение вариативных форм, направленных на развитие инклюзивной культуры в мероприятия ДОО.

8. Риски проекта * (Что Вам может помешать его реализовать)

  • Чрезмерная уверенность в поддержке начинания родителями. Для минимизации риска -  проводим яркий  анонс мероприятий «Недели инклюзии», делая акценты на острые и актуальные темы;
  • Непонимание родителями формата сторителлинга. Для минимизации риска – предложить несколько форм/приёмов работы для создания текстов.
  • Родители выберут другой формат презентации полученного опыта; Для минимизации риска - реализуем намеченный  и альтернативный формат тиражирования/презентации опыта;
  • Родители откажутся тиражировать полученный опыт и ощущения. Для минимизации риска – необходимо продумать аргументы для мотивации тиражирования опыта – создание литературного сборника.
  • Отказ родителей от участия в отряде волонтёров. Для минимизации риска – приглашение родителей к участию в «Клубном часе» в качестве участников, наблюдателей за деятельностью отряда детей-волонтёров, сформированного ранее.

9. Организации-партнеры (если есть)

Ведутся переговоры с приглашёнными экспертами, для участия в Круглом столе

10. Бюджет проекта

Наименование статьи бюджета

Количество

Стоимость за единицу

Общая стоимость

Полиграфическая печать сборника

Формат А5, цветокоррекция.

Бумага матовая, плотность 200 гр.

20 листов  

30 рублей *

600 рублей

Полиграфическая печать обложки сборника

Формат А5, цветокоррекция.

Бумага матовая, плотность 300 гр.

1 лист

40 рублей

40 рублей

Переплёт сборника (пружинка)

1 штука

60 рублей

60 рублей

700 рублей

*Указана цена за печать листа с двух сторон при заказе до 100 экземпляров

Планируемый тираж сборника: 14 штук, запрашиваемая сумма – 9 800 (девять тысяч восемьсот рублей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...