Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)
материал по коррекционной педагогике на тему
Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.1.8_rekomendatsiya_dlya_pedagogov_emots._razv._cherez_podv._igry.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»г.Вуктыл
Методическая разработка
Рекомендация для педагогов
Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»
Автор: Аносова Ирина Владимировна
Воспитатель I квалификационной категории
2013г.
«Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр»
В дошкольном возрасте активно развивается эмоциональная сфера ребенка. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и эмоционально окрашенное самоощущение «Я хороший».
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма подвижные игры можно эффективно использовать в качестве средства развития эмоциональной сферы, самооценки дошкольника.
Для подвижной игры с правилами характерны четко определенные границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности.
Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке.
В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля эмоций ребенка, что имеет огромное значение и для будущей учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.
Педагогические условия
организации и проведения подвижных игр.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
А) Гиперактивные дети. Они охотно принимают любую новую игру. Для них наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность. С детьми этой группы хорошо организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия, либо совершать простые действия, от точности и активности выполнения которых будет зависеть результат игры.
При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Б) Робкие, осторожные дети. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Ни в коем случае нельзя заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому.
Для этих детей будут привлекательными игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости, от внимания.
Важно в конце игры похвалить смелость, быстроту, точность движений каждого ребенка. В результате детское самоощущение проходит несколько этапов:
- Я хочу, но боюсь;
- Я попробую – вдруг получится;
- У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз!
- Меня похвалили, значит, у меня действительно хорошо получилось;
- Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю.
- Я выиграл, значит, я многое могу! У меня все получиться!
В) Вялые, пассивные дети. Они не могут действовать наравне со сверстниками. даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.
Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его понимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна.
Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.
- Беседа о восприятии победы и поражения.
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования.
В своем стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель!»
3. Создание ситуации успеха.
Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности о общении.
4. Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.
Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепления желания участвовать в ней.
Цель второго этапа – функциональная: выполнение правил игры, освоение новых ролей, движение.
Цель третьего этапа – соревновательная : ребенок должен добиться положительных результатов.
5. Соблюдение правил игры. Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:
- Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
- Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
- Ведущего выбирают дети с общего согласия участников игры;
- При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребенка;
- Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
- Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего отказа;
- Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
- Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.
6. Педагогически грамотное распределение ролей.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. При распределении ролей для педагога важно:
- Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, - сдружиться со всеми.
- Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
- Предусмотреть активное участие детей в игре: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
- Не использовать в игре отрицательные роли.
Подвижные игры можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности педагога в развитии у дошкольника социально-значимых качеств: смелости, уверенности, взаимовыручки, самоконтроля эмоций, адекватной самооценки, умения переживать поражения и добиваться победы.
Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.
Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страничка педагога-психолога "Развитие эмоциональной сферы ребенка"
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Нормативы. Рекомендации для родителей....
Памятка "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА": РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ .
Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следова...
Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Портфолио педагога по теме "Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"...
Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"
Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"...
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»
Консультация для педагогов на тему:«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»
Консультация для педагогов на тему:«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»...