Сопровождение замкнутого ребенка
статья по коррекционной педагогике на тему
Представлена характеристика замкнутости, этапы коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_zamknutogo_rebenka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Характеристика замкнутости
Основным признаком замкнутости является нарушение коммуникации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как это делать, и не хочет общаться.
Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна, в связи с какими-либо изменениями и жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости и т.п.).
Для замкнутых детей характерен страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) и болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.
Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видов деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими.
Следует отличать замкнутых детей от детей с ранним детским аутизмом (РДА). Некоторые схожие и отличные черты этих двух проблем отражены в таблице 2.
Таблица 2
Сходство и различие аутичных и замкнутых детей
АУТИЗМ | ЗАМКНУТОСТЬ |
Нет желания и стремления общаться | |
Отсутствуют коммуникативные умения и навыки | |
Отказ от коллективной игры, характерность индивидуальной игры | |
Нежелание общаться проявляется по отношению практически ко всем окружающим | Нежелание общаться может проявляться в каких-либо определенных ситуациях |
Нарушение зрительного контакта (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», застывший) | Иногда может проявляться стремление избегать прямого взгляда |
Годами может наблюдаться одержимость играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки | Содержание игр и рисунков разнообразно, изменчиво |
Свойственность стереотипности механических движений и действий (например, многократное включение и выключение света) | Подобная форма поведения не свойственна |
Часто имеются сопутствующие заболевания: эпилепсия, нарушения зрения, слуха, соматические заболевания, повреждения мозга и др. | В основном сопутствующих заболеваний нет |
Дети говорят о себе во 2-м или 3-м лице, имеются нарушения речи | Сопутствующие нарушения речи отсутствуют |
Основные факторы, влияющие на поведение ребенка, характеризующееся как замкнутость:
- природные особенности (например, тип темперамента);
- социальные факторы:
- влияние окружающих (сверстников, воспитателя);
- влияние семьи.
Важным фактором, влияющим на нарушения поведения ребенка, на возникновение у него проблем в эмоционально-волевом развитии, является семья и типы воспитания ребенка.
В научной литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Остановимся на трех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.
1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные
ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери, для нее ребенок — препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на обратное неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неправильной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путем развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакции, иногда и самоагрессия в результате психотравмирующей ситуации или наоборот – замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
3. Тревожно-мнительное воспитание наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.
Чаще всего родители, имеющие замкнутых детей, не понимают проблем своего ребенка и не стараются ему помочь. В некоторых семьях родители видят проблему ребенка, понимают ее, но не хотят или не знают, как это сделать. На основе имеющихся психолого-педагогических исследований можно выявить четыре модели поведения родителей, имеющих замкнутых детей:
- Родители не понимают проблем ребенка, относя все к его «природному упрямству», не стараются помочь ему => наказания, угрозы => ребенок замыкается еще больше, приобретает дополнительные страхи и опасения.
- Родители не понимают проблем ребенка, но хотят, чтобы он общался, как другие дети и как они сами. Такие родители сами обычно обладают обширным кругом знакомств, легко вступают в контакт («Не пойму, в кого он у нас?!») => предпочитают «помочь» ребенку в общении: все время отвечают за ребенка, не давая ему даже шанса вступить в контакт. Например, это может происходить так: «Сережа, а ты знаешь какие-нибудь стихи?» «Да, он знает много стихов, но здесь полно народу и он стесняется!» => у ребенка не возникает надобности вступления в контакт, коммуникация не развивается.
- Родители понимают проблему своего ребенка, но не стараются помочь ему, считая, что «с возрастом все станет на свои места» («Я тоже был малоразговорчивым в детстве») => проблемное поведение ребенка закрепляется, замкнутость приобретает вид «крепости». Взрослея, ребенок не научается различным способам общения, не научается разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.
- Родители понимают проблему, активно стараются помочь ему, не имея достаточных знаний о том, как это сделать. Такие родители могут очень сильно страдать от того, что их ребенок не такой, как все, они хотели его видеть «душой компании», в этой ситуации возможности ребенка не совпадают с ожиданиями родителей => в такой семье всячески стараются «втянуть» ребенка в процесс общения. Дошкольника постоянно возят по гостям, по различным детским праздникам и т. п., стремясь постоянно сделать его участником какой-либо коммуникации => усиление замкнутости и появление новых фобий, отказ от посещения шумных, людных мест.
Коррекционная работа
Целесообразно проводить коррекционную работу с замкнутыми детьми в следующих направлениях.
- Формирование желания общаться.
- Формирование коммуникативных умений.
- Формирование мотивации достижения успеха.
В начале коррекционной работы для замкнутого ребенка следует создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка. Кроме того, в этом же контексте будет эффективен такой прием, как «прикрепление шефа»: замкнутому ребенку дается задание, вместе с этим дается установка на то, что если у него что-то не получится, можно попросить помощи у другого ребенка («шефа»). После выполнения задания хорошо обсудить с ребенком, оказалась ли ему полезной помощь товарища и в каком случае можно достичь лучшего результата: когда работаешь один или вместе. Работа в парах (например, совместное разучивание стихотворения) также способствует преодолению замкнутости и формированию мотивации общения. Ограничение такой работы состоит в том, что не надо стараться привлекать ребенка к совместной деятельности постоянно (при сильном давлении на ребенка можно наблюдать обратный эффект — отказ от общения), работу следует вести планомерно, все время ориентируясь на тот ритм жизни и те ценности, которые уже сформировались у ребенка.
Основой коррекционной работы по преодолению замкнутости у дошкольников является игротерапия. Игра — самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для специалиста.
Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные – это снимает страх перед вступлением в общение. Цель этих игр заключается в том, чтобы создать замкнутому ребенку возможность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При помощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения.
Очень результативным в формировании коммуникативных умений является такой прием, как разыгрывание различных ситуаций. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения, это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.
В проигрывании ситуаций сначала надо дать возможность замкнутому ребенку побыть в «пассивной» роли, в роли того, кого утешают, веселят и т. д. После каждого проигрывания следует спросить у ребенка, не хочет ли он теперь поменяться ролями с товарищем. Если дошкольник ответит утвердительно — проиграть ситуацию со сменой ролей, но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка это делать.
В коррекционной работе обязательно надо использовать игры, направленные на снятие телесных барьеров, на развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Замкнутым детям также рекомендуются и подвижные игры. Подвижные игры соревновательного характера побуждают активность, организуют и сплачивают играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.
Замкнутые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую считают, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.
Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей.
В формировании коммуникативных умений могут быть использованы следующие методы и приемы:
- игры в группе детей;
- игры в парах;
- обсуждение работы пар в кругу;
- проигрывание и анализ ситуаций;
- чтение литературного произведения и его анализ и др.
В работе с замкнутыми детьми очень эффективны такие формы работы, как детский театр, лепка, рисование и др., этюды на выражение различных эмоциональных состояний и прочие.
Рекомендации родителям, имеющим замкнутых детей:
- не принуждайте ребенка к общению;
- старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка»;
- введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера»);
- старайтесь быть примером эффективно общающегося человека;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы родителям "Замкнутый ребенок как быть?"
Советы для родителей, который столкнулись с такой особенностью развития ребенка как замкнутость, необщительность. в материале представлены некоторые рекомендации по взаимодействию с таким ребенком. да...
"Замкнутый ребенок ."
Замкнутые дети -дети,которые хранят внутри себя свои чувства и переживания .Такие дети большую часть времени проводят в одиночестве .Чрезмерный шум и суета их может пугать .Замкнутость -своеобразная з...
как подготовить к детскому саду замкнутого ребенка
рекомендации для родителей...
Замкнутый ребенок
Материалы для родителей...
Как помочь адаптироваться замкнутому ребенку в детсуком коллективе
Данную информацию можно использовать для работы с замкнутыми детьми как родителям, так и педагогам...
Замкнутый ребенок
Формирование общения у замкнутых детей...
Презентация "Замкнутый ребенок, проблемы развития, помощь"
Замкнутость – это нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отно...