Развитие сенсорных представлений у детей средней группы с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
Особенности сенсорного развития у дошкольников с ЗПР. Содержание программного материала в средней группе. Методические рекомендации по формированию и обогащению сенсорных представлений у дошкольников. Подборка дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование сенсорных представлений у дошкольников с ЗПР | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных представлений
у детей средней группы с ЗПР»
Подготовила: Филиппович Н. В.,
учитель-дефектолог
Санкт-Петербург
2013г
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Программный материал: согласно основной общеобразовательной программе, в средней группе у детей должны сформироваться представления о следующих сенсорных эталонах:
Величина: длина, ширина, высота и толщина предметов.
Цвет предметов: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, серый.
Форма предметов: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
Освоение сенсорными эталонами в норме происходит в 3 этапа:
1.Период сенсорных предэталонов - когда ребенок отражает только лишь отдельные особенности предмета (до 3 лет).
2.Ребенок пользуется сенсорными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (до 5 лет).
3.Усвоение систем сенсорных эталонов (старше 5 лет).
Особенности формирования сенсорных представлений у детей с ЗПР
Проблемами сенсорного развития детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова.
Были выделены особенности сенсорного развития детей с ЗПР. Известно, что формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным. У детей с ЗПР затруднен процесс восприятия, они в единицу времени воспринимают меньший объем информации. Инактивность восприятия – наиболее выраженная особенность детей с ЗПР. Глядя на какой-нибудь предмет, такой ребёнок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины. Установлено, что у детей дошкольного возраста с ЗПР представление о сенсорных эталонах формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.
Этапы формирования сенсорных представлений
у детей среднего дошкольного возраста:
- Знакомство с представлением о величине. Этапы и задачи:
- Обучение детей способу сравнения методами приложения и наложения.
Задачи: Учить сравнивать по величине (длина, высота, ширина) путём наложения/приложения, отражать результаты сравнения в речи (длиннее-короче, выше –ниже, уже-шире). развивать стереогноз, упражняя в узнавании предметов на ощупь, разных по величине.
- Сравнение нескольких предметов. Подготовительный этап для формирования сериационных рядов.
Задачи: Совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой. Учить собирать пирамидку из 3 и более колец с учетом величины, разбирать и складывать матрешку; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду учить практическому различению на ощупь размер предмета, находить в «чудесном мешочке» парные предметы по величине;
3. Обучение установлению отношений между 2-5 предметами, установление сериационных рядов. На этом этапе вводится понятие - средний. Важна сериация - величина предметов. Устанавливается преставление о натуральном ряде, о порядковых числительных.
Задачи: Формировать умение устанавливать размерные отношения между несколькими предметами, выставлять их в порядке убывания или возрастания величины. Построение сериационных рядов. Использовать слова, обозначающие размерные отношения предметов: самый высокий, пониже, ещё ниже – самый низкий.
4. Классификация предметов по размеру. Задачи: учить группировать предметы по признаку величины. Д/и «разложи по величине», «кому что подходит» и др.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Занятия по ФЭМП являются основополагающими в формировании геометрический представлений у дошкольников с ОВЗ, на других занятиях эти представления расширяются и уточняются. Дети с проблемами в развитии не овладевают этими пр-ми без специального обучения или они носят искажённый характер. Для ознакомления с формами примерно 1 раз в неделю часть занятия по ФЭМП отводится этой теме. Т. о., на первом занятии дети знакомятся с фигурой, на втором – учатся выделять не только по образцу, но и по словесной инструкции, на третьем – дифференцировать эту фигуру, собирать из частей, использовать в предметно-практической деятельности. В среднем одна геом. фигура включается в ознакомление, дифференциацию, практическую деятельность на 1 месяц. Сначала рекомендуется знакомить с кругом, выделяя основное свойство – способность катиться, т. к. у него нет углов. Далее – противоположная фигура – квадрат, затем треугольник и прямоугольник.
Этапы и Задачи:
1этап. Сравнение предметов, идентификация предметов по форме.
Задачи: учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию. Используется приём «опредмечивания» - квадрат – «окошко», треугольник – «крыша», прямоугольник – «кирпичик» и т. п.Развивать тактильный гнозис, учить ощупывать фигуры, обводить пальцем их контур;развивать стереогноз, упражняя в узнавании предметов на ощупь, разных по форме. Можно предлагать игры с «чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?»;
- Соотнесение геометрических фигур с образцами – эталонами форм.
Задачи: совершенствовать восприятие формы в играх на подбор объемных геометрических тел и плоскостных фигур. Используются доска Сегена, коробка форм, позже – плоскостные матрицы, трафареты, рамки – вкладыши.
- Выбор геометрической формы по словесной инструкции. Цель этапа -объединить зрительный образ и словесный.
Задачи: Совершенствовать представления о геометрических фигурах. Учить выделять признаки фигур: наличие/отсутствие углов, их количество, способность к подвижности.
4. Формирование умения словесно обозначать форму предмета. Использовать названия эталонов в речи.
5. Нахождение в окружающем предметов определенной формы.
Задачи: Развивать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (тарелка – круг, дверь – прямоугольник и т. п.).
6. Обучение конструированию или аппликации из геометрических форм.
Задачи: развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию и образцу (используется настольный строительный материал, а также арифметические палочки, из которых ребенок складывает простые фигуры);
Знакомство с цветом. Этапы и задачи.
Начинать рекомендуется с хроматических цветов: красный, жёлтый, синий, зеленый цвет. После добавляются ахроматические: белый и чёрный. Последовательность знакомства с цветом целесообразно устанавливать в соответствии с этапами восприятия цвета в онтогенезе. Специалисты считают, что малыш уже в два месяца способен отличать и запомнить красный цвет, поэтому целесообразно начинать знакомство с цветом именно с красного. Затем - желтый и синий цвета, несколько позже - зелёный, затем ахроматические: чёрный и белый. Так же можно устраивать недели одного цвета, когда в кабинете дефектолога или группе представлено много предметов изучаемого цвета.
- Отождествление (идентификация) предметов. Нахождение идентичного предмета по цвету.
Задачи: Учить выполнять инструкции типа: «Дай такой же», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковый, красные». Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»;
2. Соотнесение цвета с эталоном цвета; дается словесное обозначение цвета, но от ребенка название цвета не требуется. Учить классифицировать по цвету – групировать предметы одинаковых цветов.
3. Выбор ребенком цвета по словесной инструкции взрослого. Развивать умение выделять цвет по названию. Так же можно использовать приём «опредмечивания»: жёлтый – как солнышко, синий – как море, зелёный – травка и т. п.
4. Формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет, находить в окружающей обстановке предметы определённых цветов и называть их. Можно воспользоваться приёмом «Разноцветные указки», когда указкой определённого цвета находятся и показываются все предметы этого цвета в окружающей обстановке.
5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета. Задачи: учить называть цвет группы предметов и группировать предметы одинаковых цветов.
6. 6-й этап. Использование в практической деятельности.
Задачи: учить использовать эталоны цвета в аппликации, рисовании, лепке и других видах деятельности.
Игры на развитие сенсорных представлений
Спрячь мышку.
Цель: учить соотносить по цвету, находить одинаковые цвета.
Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же цветов – дверцы, мягкая игрушка – кошка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка – «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.
Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.
В стране фигурок-«человечков»
Цель: учить соотносить по форме.
Материал. Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами – фигурки-«человечки»; у ребенка – одноцветные круги, квадраты, треугольники одного размера.
Рекомендации к проведению. Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков »), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т.д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой – по одной фигуре каждой формы.
Накормим мишек
Цель: использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2–3 предметными рядами.
Материал. Картинка с изображением 6–8 мишек, стоящих по росту, 6–8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка – 6–8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению. Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенок говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т.д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке – самую большую миску, тому, кто поменьше – самую большую из оставшихся и т.д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их по величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, – выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
Дидактическая игра «Узнай предмет»
Цель: учить сравнивать предметы между собой, развивать восприятие у детей Оборудование: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т.д.
Ход игры:
Предложить ребёнку определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать восприятие ребёнка, умение сравнивать по величине.
Оборудование: две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребёнку, а вторая будет выступать в роли эталона.
Ход игры:
- Предложить ребёнку собрать последовательно сужающуюся кверху пирамидку по готовому эталону.
- Организовать сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
Дидактическая игра «Найди игрушку»
Цель: развивать восприятие, а также внимание детей.
Ход игры: несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим. Новый ведущий описывает свойства уже данной игрушки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
Дидактическая игра «Составь картинку»
Цель: развивать восприятие у детей.
Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3-4 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.
Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.
Дидактическая игра «белый лист»
Цель: развивать восприятие формы предметов у детей, а также развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.
Ход игры: предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги. Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.
Дидактическая игра «Узнай предмет»
Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры:
Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.
а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.
б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.
в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.
г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.
д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).
ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.
Дидактическая игра «Найди такой же предмет»
Цель: развивать восприятие формы у детей.
Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.
Ход игры: ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.
Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Но и память, и внимание. Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу. Среди других ламп найти такую же.
Дидактическая игра «Цвета»
Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.
Ход игры: предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Дидактическая игра «Кто наблюдательнее»
Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.
Ход игры: предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.
Список литературы.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособия для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
Борякова Н.Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – СПб: Асрель,2003.
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М: Просвещение, 1988.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие – СПб: КАРО, 2005.
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.-М. Издательство «Книголюб», 2007.
Ванюхина Г.А., Найданова И.А. Аспекты полисенсорного режима диагностики отклонений в развитии младших дошкольников // Логопед, 2006, №5, с.31.
Корена И.В., Кулакова Т.В. Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды. // 2006, №2, с.7.- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Старичок-лесовичок в гостях у ребят" конспект занятия по развитию сенсорных способностей детей средней группы.
Данное занятие способствует формированию представлений детей о деревьях, кустарниках; развивает умение обобщать по существенным признакам; воспитывает интерес к растениям. Помогает обучить детей польз...
Развитие сенсорного опыта детей ранней группы с помощью дидактических игр
Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, ...
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей второй группы раннего возраста.
Дидактические игры по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста.На закрепление четырех основных цветов: красного, желтого, синего, зеленого....
«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»
В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...
Доклад на тему: «Передвижная аппликация как средство развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Передвижная аппликация как средство развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»...
Доклад на тему «Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....