Адаптированная программа ребенка- инвалида
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Адаптированная программа ребенка - инвалида - это программа, направленная на обеспечение реализации ИПРА на основе межведомственного взаимодействия специалистов ДОУ и других социальных институтов, создание специальных образовательных условий и безбарьерной образовательной среды для ребенка-инвалида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_rebenka-invalida.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 города Ставрополя
Принято Утверждаю
КМПк Заведующий
МБДОУ
детского сада№ 50 МБДОУ детского сада № 50
Протокол №__________
«____» _______________20__ г. __________ Халайчева Л.К.
«____»_____________20__г.
Адаптированная программа (индивидуальный образовательный маршрут)
ребенка-инвалида (шифр _______________)
начальные буквы имени и фамилии, группа
ИПРА №_____________к протоколу МСЭ №______________от___________г.
ИПРА №______________к протоколу МСЭ №______________от__________г.
ИПРА №______________к протоколу МСЭ №______________от__________г.
ИПРА №______________к протоколу МСЭ №______________от__________г.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1 Нормативная база
Адаптированная программа ребенка - инвалида разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016г № 1839-р, утвердившее"Концепцию ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
5. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, статья 2.
6.ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
7.ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов».
8. Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
9.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
10. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
11. СанПиН2.4.2.3286-15, п.1.5.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Адаптированная программа ребенка - инвалида - это программа, направленная на обеспечение реализации ИПРА на основе межведомственного взаимодействия специалистов ДОУ и других социальных институтов, создание специальных образовательных условий и безбарьерной образовательной среды для ребенка-инвалида.
Цель:
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития, адаптации и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи в освоении содержания адаптированной или основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1.Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивной социализации, амплификации личностного развития.
4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его психологической безопасности.
5. Позитивная социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
6Организация комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальных психолого-педагогических технологий в соответствии с особыми образовательными потребностями и зонами ближайшего и перспективного развития ребенка-инвалида.
7. Разграничение и интеграция основных областей деятельности специалистов сопровождения, повышение их психолого-педагогической компетентности.
9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
10. Проектирование образовательной работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу.
11. Обеспечение преемственности программы со следующей ступенью системы общего образования, непрерывности обучения ребенка при его поступлении в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип индивидуализации. учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
3. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
4. Принцип интеграции усилий специалистов.
5. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребенка-инвалида.
6. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
7. Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- достижение ребенком-инвалидом целевых ориентиров основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования к концу дошкольного детства;
- позитивная социализация ребенка-инвалида;
- положительная динамика психического, физического, интеллектуального и личностного развития ребенка-инвалида, формирование творческой инициативы и самостоятельности;
- эффективное формирование нарушенных функций, позитивные сдвиги в психическом и физическом развитии ребенка;
- целенаправленное продвижение ребенка-инвалида относительно собственных возможностей;
- обеспечение преемственности со следующей ступенью общего образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида
1) диагностико-прогностический;
2) коррекционно-формирующий;
3) оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:
- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;
- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;
- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.
Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов.
2.2. Основные мероприятия по реализации содержания программы
( коррекционно-формирующий этап) ребенка-инвалида ( шифр_____________)
2015-2016 учебный год- 2 младшая группа
2016-2017учебный год- средняя группа
2016-2017учебный год- старшая группа
2016-2017учебный год- подготовительная группа
ИПРА рекомендовано:
медицинская реабилитация, рекомендации по условиям обучения, психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации, социально-средовая реабилитация или абилитация, социально-психологическая реабилитация или абилитация, социокультурная реабилитация или абилитация.
Заключение КМПК:
задержанное развитие (неравномерно задержанный тип). Искаженное психическое развитие (искажение преимущественно эмоциональной сферы).
Выраженная задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Специфическое недоразвитие речи.
№ | Мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Обеспечение безболезненной адаптации к посещению ДОУ | 2 младшая группа | воспитатели , педагог-психолог |
2 | Изучение социальной ситуации развития и заполнение паспорта семьи | сентябрь-октябрь 2015-2016 учебного года | социальный педагог |
3 | Активизация сенсорного развития и формирование навыков самообслуживания. | весь период обучения | воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по ИЗО, музыкальный руководитель |
4 | Организация оздоровления (профилактические мероприятия, вакцинация по показаниям, закаливание, возрастная диспансеризация, профилактический массаж) | ежегодно | медработники |
5 | Образовательная деятельность по профессиональной коррекции речи( в соответствии с рекомендациями КМПК и ПМПк ДОУ) | весь период обучения | учитель-логопед |
6 | Совершенствование познавательных психических процессов( индивидуальная работа) | в соответствии с зоной ближайшего развития весь период обучения | педагог-психолог, учитель -дефектолог |
7 | Формирование диафрагмального дыхания и других предпосылок развития речи, формирование мотивации к здоровому образу жизни | по отдельному плану | Воспитатель по ЗСТ |
8 | Организация общественно-полезных и культурных практик | в соответствии с зоной ближайшего развития весь период обучения | воспитатели |
9 | Осуществление консультативной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида | по запросу | педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты |
10 | Участие родителей (законных представителей) в реализации проектов группы в соответствии с годовыми задачами ДОУ: 1.Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности | ||
2015-2016 уч. год | воспитатели , учитель- логопед | ||
2.Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности "Ребенок открывает мир природы" | 2016-2017 уч год | ||
3 | 2017-2018 уч. год | ||
4 | 2018-2019 уч. год. | ||
11 | Индивидуальная работа по формированию социально-коммуникативной компетентности, патриотических чувств и основ безопасности жизнедеятельности, | средняя и старшая гр. | социальный педагог, воспитатель по ЗСТ |
12 | Формирование психологической готовности к школе | старшая и подготовительная гр. в рабочих тетрадях по программе "Психологическое сопровождение личности старшего дошкольника" Муратовой Л.Г. и по ИКТ - программе "ADALIN MOSPSI" | педагог-психолог социальный педагог |
2.2.1 План сопровождения ребенка-инвалида педагогом-психологом
в 2017-2018 учебном году
(рекомендовано ИПРА да, нет)
№ | Наименование мероприятий | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1 | Адаптационные мероприятия | сентябрь |
2 | Активизация сенсорного развития дидактические игры на шнуровку, составление целого из 2-3 частей, работа с пирамидками , мозаикой, кубиками, пазлами "Зебра, ""Автомобиль" | октябрь-ноябрь |
3 | Овладение невербальной стороной общения(алалия)( работа с пиктограммами) | декабрь |
4 | Снятие мышечных зажимов, релаксация, психогимнастика | 1 раз в 2 недели, постоянно (1-4 неделя) |
5 | Песочная терапия | 1 раз в 2 недели, постоянно (2-3 неделя) |
6 | Сказкотерапия ( по показаниям) "Как Оля полюбила садик" | ноябрь |
"Как Егорка одевался" | декабрь | |
"Как Илюша животик кормил" | январь | |
"Сказка про зайца-забияку" | февраль | |
7 | Развитие коммуникативных навыков (работа с ростовыми куклами, масками) | март |
8 | Дидактические игры и психотехнические упражнения на развитие ВПФ(сосредоточение внимания, перцептивные действия восприятия) | апрель-май |
Подгрупповая работа | ||
| Работа по программе О.А. Шороховой Играем в сказку"( в соответствии с рабочей программой педагога-психолога) | в течение года, 1 раз в неделю |
Консультации для родителей | ||
1 | Адаптация к детскому саду | сентябрь |
2 | Кризис 3-х лет | декабрь |
ПМПк ДОУ подготовка заключений по результатам психолого-педагогической диагностики в начале и конце учебного года | сентябрь, июнь |
Карта психологического развития ребенка
Код_____ дата рождения______________ дата поступления в ДОУ____________________
Группа здоровья_____________________ диспансерный учет ________________________
Диагноз________________________________________________________________________
Факторы, утяжеляющие развитие _______________________________________________
Сведения о родителях___________________________________________________________
Условия проживания: дом, квартира, общежитие; отдельное спальное место
Адрес, телефон:_________________________________________________________________
Особенности адаптации к ДОУ___________________________________________________
Выводы о развитии ребенка по образовательным областям адаптированной или основной образовательной программы ДО "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие"
_______________________________________________________________________________
Рекомендации мл.гр__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ср.гр._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ст.гр_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
подг.гр______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы о психологической готовности к школе, степени достижения целевых ориентиров адаптированной или основной образовательной программы ДО_________ _______________________________________________________________________________
Психические Процессы | Данные | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготов. группа | ||||
Эмоциональная сфера | 1.Тревожность: высокая, средняя, низкая | ||||||||
2.Характер эмоций | |||||||||
3.Агрессивность: нападение, защита, физическая, .внешняя., аутоагрессия | |||||||||
Особенности личности | 1. Самооценка: норма, высокая, низкая | ||||||||
2. Темп деятельности | |||||||||
3. Работоспособность: высокая, низкая, стабильная, нестабильная | |||||||||
4. Утомляемость | |||||||||
5. Мелкая моторика | |||||||||
6. Координация движений | |||||||||
7. Ведущая рука | |||||||||
8. Развитие игры | |||||||||
9. Мотивация: учебная, игровая | |||||||||
10.Обучаемость | |||||||||
Общение | 1.С педагогами | ||||||||
2.С детьми | |||||||||
3.С родителями | |||||||||
4.Социометрический статус | |||||||||
Восприятие | 1. Целостность предмета | ||||||||
2. Форма | |||||||||
3. Величина | |||||||||
4. Цвет | |||||||||
5. Пространство | |||||||||
Память | 1.Зрительная кратковременная | ||||||||
2. Зрительная долговременная | |||||||||
3. Слуховая кратковременная | |||||||||
4. Слуховая долговременная | |||||||||
5.Опосредованная | |||||||||
Внимание | 1. Устойчивость | ||||||||
2. Переключение | |||||||||
3. Распределение | |||||||||
4. Объем | |||||||||
5. Концентрация | |||||||||
Мышление | 1. Наглядно-действенное | ||||||||
2. Наглядно-образное | |||||||||
3. Словесно-логическое | |||||||||
4. Креативность | |||||||||
Воображение | 1. Вербальное | ||||||||
2. Художественное | |||||||||
Речь | 1.Темп: норма, быстрый, медленный | ||||||||
2. Дикция: норма, четкая, нечеткая | |||||||||
3. Выразительность: норма, недостаточная, чрезмерная | |||||||||
4.Сила голоса: норма, тихо, громко |
2.2.2 План педагогического сопровождения ребенка-инвалида воспитателями группы в 2017-2018 учебном году
№ | Наименование мероприятий | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1 | Адаптационные мероприятия | сентябрь |
2 | Позитивная социализация ребенка-инвалида посильное участие в утренниках, праздниках, досугах, тематических днях и пр. | в течение года в соответствии с рабочей программой |
3 | Разучивание правил подвижных игр | |
"У медведя во бору" | октябрь | |
"Лохматый пес" | ноябрь | |
"Пузырь" | декабрь | |
4 | Пальчиковая гимнастика | 1 раз в 2 недели, постоянно (1-4 неделя) |
5 | Активизация сенсорного развития (дидактические игры): | 1 раз в 2 недели, постоянно (2-3 неделя) |
"Давайте познакомимся"(знать имя, умение устанавливать простейшее речевое взаимодействие) | сентябрь-октябрь | |
"Найди пару", "Веселые матрешки"(цвет, форма, размер) | ноябрь-декабрь | |
"Чудесный мешочек", "Узнай на ощупь" | январь-февраль | |
"Спрячем и найдем" (ориентация в пространстве) | март | |
6 | Релаксационные упражнения "Солнышко и дождик", "Волшебный цветок" | апрель-май |
7 | Развитие коммуникативных навыков, правильного речевого дыхания | постоянно |
8 | Общеукрепляющие мероприятия | постоянно |
"Ласковая минутка"()пред дневным сном) | ||
"Гимнастика пробуждения" | ||
Закаливание | ||
Консультации для родителей | ||
1 | Пальчиковые игры для дошкольников | сентябрь |
2 | Как правильно разговаривать с ребенком | январь |
3 | Роль игры в развитии ребенка 3-4 лет | март |
2.2.3 План работы с ребенком-инвалидом (шифр БВ-4) учителя-логопеда
в 2017-2018 учебном году
(ндивидуальный маршрут речевого развития)
рекомендовано ИПРА да, нет)
Год обучения - 1-й. Заключение – задержанное развитие, выраженная задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляторной мускулатуре.
№п/п | Основные направления работы по профессиональной коррекции речи | формы организации, время проведения занятий |
1 | Развитие артикуляционной моторики: - артикуляционные упражнения; - сила и плавность речевого и физиологического выдоха. | Индивидуально, постоянно 3 раза в неделю |
2 | Формирование правильного звукопроизношения: - постановка свистящих по подражанию | Индивидуально, январь-март |
3 | Развитие фонематических процессов: - дифференциация неречевых звуков | Индивидуально, в подгруппе, постоянно, 2 раза в неделю |
4 | Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов: - работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов) | Индивидуально, постоянно 1 раз в неделю |
5 | Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам: в соответствии с перспективным планом; - формирование номинативного словаря; | в подгруппе, 2-3 раза в неделю |
6 | Совершенствование грамматического строя речи: - преобразование существительных единственного числа во множественное в импрессивной речи | Индивидуально, в подгруппе, постоянно, 2 раза в неделю |
7 | Развитие связной речи: - развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы односложными предложениями; | постоянно |
8 | Совершенствование психологической базы речи: - закрепление умения слушать обращенную речь; - игры и упражнения на совершенствование зрительного внимания и восприятия; | Индивидуально, в подгруппе, постоянно, 2 раза в неделю |
9 | Развитие мелкой моторики: - совершенствование динамической и статической организации движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, штриховка | Индивидуально, в подгруппе, постоянно, 2-3 раза в неделю |
2.2.4 План работы воспитателя по логопедической ритмике
с ребенком-инвалидом
в 2017-2018 учебном году
параметры | задачи | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
Педагогическая диагностика, адаптационные мероприятия (знакомство со спортивным залом) | сентябрь | |
Общая моторика | Формировать навыки ходьбы и бега по кругу Формировать навыки ходьбы и бега по кругу в колонне по одному | октябрь-ноябрь декабрь - май |
Дыхание, голос и артикуляция | Формировать навыки речевого выдоха - «подуй на листик», «сдуй снежинку», «подуй на бабочку»), развитие артикуляционного аппарата - статические упражнения «рыбка», «дудочка», «улыбочка», динамические упражнения | октябрь – декабрь январь - май |
Мышечный тонус | Формировать навык мышечного напряжения и расслабления рук -«кулачки» «деревянные и тряпичные куклы» | октябрь – ноябрь декабрь - май |
Ритмическое чувство | Формировать умение прохлопывать простые ритмические рисунки | в течение года |
Мелкая моторика | Формирование умения хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулак, «замок», загибать пальцы рук по одному, «коза» | в течение года |
Пение, голос | Формирование умения вокализировать под музыку | в течение года |
Музыкальный слух, восприятие музыки | Формирование умения сосредотачивать внимание на небольших музыкальных произведениях |
в течение года |
Игра | Формировать желание играть в коллективе детей | в течение года |
Релаксация | Формировать умение спокойно лежать на спине; стоять, опустив голову вниз | октябрь – декабрь январь - май |
Консультации для родителей | ||
«Что такое логопедическая ритмика» | сентябрь | |
| Знакомство с результатами педагогической диагностики | октябрь |
Семинар –практикум «Мы любим логоритмику» | май |
2.2.5 План индивидуальной работы музыкального руководителя
с ребенком-инвалидом
в 2017-2018 учебном году
Задачи музыкального воспитания
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы;
- чувствовать характер музыки, эмоционально на нее реагировать;
- способствовать приобретению навыков подыгрывания на детских ударных инструментах;
-способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си);
Форма организации индивидуальной работы | Программные задачи | Репертуар | ||
сентябрь | ||||
Слушание музыки 1.восприятие музыкальных произведений 2.развитие голоса | Обогащать музыкальные впечатления, стимулировать эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Развивать у детей музыкальную отзывчивость. Учить различать разное настроение музыки (грустное, веселое, злое). Различать низкие и высокие звуки. | « Автобус» муз. Иорданского « Осенняя песенка» муз. Александрова | ||
Самостоятельная музыкальная деятельность | Использовать попевки вне занятий | Колыбельная для куколки М.Красева | ||
октябрь | ||||
Пение 1.усвоение песенных навыков
| Формировать навыки пения без напряжения и крика. Учить правильно передавать мелодию, сохранять интонацию. | «Дождик» р.н.м., обработка Т Попатенко, « Ладушки» р.н.м. | ||
Музыкально-ритмические упражнения 1.упражнения 2.игры | Упражнять в бодром шаге, легком беге с листочками Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки. Выполнять движения танца по показу взрослого, начинать и заканчивать движения с музыкой. | «Ножками затопали» Р.Раухвергера | ||
ноябрь | ||||
Слушание музыки 1.восприятие музыкальных произведений | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера | «Колыбельная» В.Моцарта; «Марш» П.И.Чайковского; «Вальс» С. Майкопар | ||
Самостоятельная музыкальная деятельность | Побуждать использовать музыкальную деятельность и в повседневной жизни | «Игра с большой и маленькой кошкой» | ||
декабрь | ||||
Пение 1.усвоение песенных навыков | Развивать навык точного интонирования несложных песен; учить петь слажено, без крика | «Нарядили елочку» муз.А.Филиппенко,сл.М.Познанской | ||
Игра | Учить играть с педметами. Развивать ловкость, подвижность, пластичность | «Игра о снежками» Т.Ломовой | ||
январь | ||||
Музыкально-ритмические движения .Пляски | Учить ритмично двигаться бодрым шагом; учить танцевать в темпе и характере танца; водить плавный хоровод, не сужая круг | «Танец с платочками» | ||
февраль | ||||
Слушание музыки. Упражнение для развития слуха | Учить высказывать о характере музыки; развивать тембровый и звуковой слух | «Чудесный мешочек» | ||
Самостоятельная музыкальная деятельность | Побуждать детей использовать знакомые песни в играх | «Мы – солдаты», муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова | ||
март | ||||
Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений | Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. Учить высказывать о характере музыки | «Березка» Е.Тиличеевой | ||
Пение. Усвоение песенных навыков | Учить ребят петь эмоционально, выразительно. Приучать к подгрупповому пению. Учить петь без сопровождения с помощью взрослых. | «Солнышко» муз.Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой | ||
апрель | ||||
Музыкально-ритмические движения. | Учить детей свободно ориентироваться в пространстве; учить импровизировать простейшие музыкальные движения | «Поезд», «Муравьишки» муз.Н.Метлова, сл.Е.Каргановой | ||
Самостоятельная музыкальная деятельность | Побуждать детей использовать музыкальные игры в повседневной жизни | «Кот и мыши» Т.Ломовой | ||
май | ||||
Пение. Усвоение песенных навыков | Учить петь эмоционально, спокойным голосом. Учить петь и сопровождать пение показом ладоней. | «Есть у солнышка друзья» муз.Е.Тиличеевой, сл.Е.Каргановой |
2.2.6 План педагогического сопровождения ребенка-инвалида воспитателем по ФИЗО в 2017-2018 учебном году
(рекомендовано ИПРА да,нет)
№ | Наименование мероприятий | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1 | Учить ходить при поддержке взрослого за руку | сентябрь |
2 | Позитивная социализация ребенка-инвалида посильное участие в спортивных досугах | в течение года в соответствии с рабочей программой |
3 | Учить бегать при поддержке взрослого за руку | октябрь |
4 | Закрепление навыков ходьбы и бега в подвижной игре "Солнышко и дождик" | ноябрь |
5 | Закрепление навыков ходьбы и бега в подвижной игре "Воробушки и автомобиль" | декабрь |
6 | Учить катать мяч взрослому или сверстнику. Подвижная игра "Мячик к детям покатился" | январь |
7 | Учить бросать и ловить мяч | февраль |
8 | Разучивание правил подвижных игр"У медведя во бору","Лохматый пес","Пузырь" | в течение года |
9 | Упражнять в ходьбе по ребристой доске(равновесие) | март |
10 | Учить координировать движения рук и ног при ходьбе и беге. Игра "Мишка по лесу гулял" | апрель |
11 | Учить ползать на четвереньках на 1,5- 2 м. Игра "Доползи до.." | апрель-май |
12 | Учить подпрыгивать со взмахом рук. Игра "Птички полетели" | май |
6 | Релаксационные упражнения "Солнышко и дождик", "Волшебный цветок" | 1 раз в две недели |
2.2.7. План работы воспитателя по изодеятельности с ребенком-инвалидом в 2017-2018 учебном году
№ | Наименование мероприятий | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1 | Адаптационные мероприятия | сентябрь |
2 | Активизация процессов восприятия, стимулировать интерес к рисованию (замечать следы карандаша или краски на бумаге, вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, поощрять желание рисовать красками, карандашами, воск. мелками, предоставлять возможность ритмично заполнять лист яркими пятнами, мазками, хлопать по бумаге ладошкой с краской, стучать карандашом по листу, проводить линии, называть, что получилось (солнышко, заборчик и т.д.) | октябрь-декабрь |
3 | Развитие наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества (наглядное моделирование ,демонстрирующее некоторые скрытые зависимости :окраска животных в зависимости от среды обитания, отношения часть-целое и др., продуктивное взаимодействие ребенка с детьми и со взрослым, связь содержания обучающих занятий с опытом ребенка, полученных в разных видах деятельности, использование проблемных ситуаций, инициирующих детскую поисковую активность) | Декабрь-февраль |
4 | Снятие мышечных зажимов, релаксация, психогимнастика | в течение года, 1 раз в неделю |
5 | Игры и упражнения направленные на обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предмета (обведение предмета по контуру, рисование дорожек разной длинны и формы, дождик, заборчик и др.) | в течение года, 1 раз в неделю |
6 | Развитие коммуникативных навыков | в течение года, 1 раз в неделю |
7 | Игры и упражнения направленные на развитие восприятия и памяти (закреплять названия основных цветов, уметь их отличать друг от друга) | в течение года, 1 раз в неделю |
8 | Обучение основам создания художественных образов (рисование предмета при помощи трафарета и дополнение рисунка другими предметами) | апрель-май |
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных направлений:
- реализацию индивидуальной образовательной траектории развития ребенка-инвалида, создание предметно-развивающей среды и адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;
- показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;
- организацию действенной консультативной помощи родителям( законным представителям) ребенка - инвалида всеми педагогами ДОУ;
- предоставление практической и методической помощи родителям через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;
- анкетирование родителей о результативности взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;
- участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка-инвалида.
2.4.1 План работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
в 2017-2018 учебном году
№ | Наименование мероприятий | срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1 | Мероприятия, направленные на социальную адаптацию ребенка к детскому коллективу. | сентябрь |
2 | Включение ребенка -инвалида в систему мероприятий ДОУ для воспитанников(праздников, досугов по ПДД и пожарной безопасности) | в течение года, в соответствии с годовым планом |
Работа с родителями | ||
3 | Участие родителей ребенка-инвалида в тематических мероприятиях "Месячника здоровья", "Дней открытых дверей", акциях "Солнце традиций здорового образа жизни нашей семьи" | в течение года, в соответствии с годовым планом |
4 | Повышение компетентности родителей в вопросах социализации и социальной адаптации ребенка-инвалида: | |
Правовые аспекты воспитания ребенка-инвалида в семье | ноябрь | |
Семья как основной агент социализации ребенка-инвалида | декабрь | |
Что нужно знать родителям о ФГОС | январь | |
Единство требований в семье и детском саду к ребенку-инвалиду- залог успешной социализации | февраль | |
Работа с педагогами | ||
5 | Создание благоприятной развивающей среды в ДОУ для активизации личностного и физического развития ребенка-инвалида | март |
2.4.2 Социальный паспорт семьи.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации работы с ребенком-инвалидом- "Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа - 30.07.2013 года), в котором говорится: "Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении..."
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.
Немаловажным фактором реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены "уголки уединения" и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
3.2. Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида
С целью реализации адаптированной программы ребенка-инвалида созданы оптимальные материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:
- санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;
- санитарно-бытовые и социально-бытовые условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
- пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;
- обеспечение психологического комфорта воспитанника;
- гармоничное развитие ребенка - инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;
- постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа направленна на адаптацию ребенка с ОВЗ в ДОУ....
Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...
Адаптированная программа ребенка инвалида и динамика развития
Адаптированная программа ребенка инвалида. Динамика развития ребенка инвалида....
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Индивидуальная рабочая программа ребенка-инвалида,обучающегося на дому
Программа ребенка обучающегося на дому...
Адаптированная программа ребенка с ОВЗ ( Синдром Дауна), в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год.
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с Синдромом Дауна в возрасте 6 – 7 лет.Развитие речи и формирование коммуникат...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа ребенка – инвалида
Индивидуальная адаптированнаяобразовательная программаребенка – инвалида2023 г....