Кружковая работа "Златоустия"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области
Кружковая работа
по развитию речи «Златоустия»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Руководитель кружка: Терехова В.А.
г. Сафоново
2014-2015
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.
Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача воспитателей, учителей и родителей. Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.
«Программа обучения и воспитания» в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому, на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду, подготовку к обучению грамоте было решено организовать на кружковых занятиях.
Цель кружковой программы: создание условий для целенаправленной работы по подготовке детей к чтению и письму.
Задачи:
- формировать интерес к процессу обучения;
- слушать звучащее слово и производить его простейший звуковой анализ;
- правильно произносить все звуки родного языка;
- формировать умение говорить и слушать других людей;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи, к речи окружающих;
- усвоить единицы языка: звук, слог, слово, предложение;
- развивать графомоторные навыки;
- узнавать и запоминать буквы.
В основу программы положены материалы И.О. Бадулиной «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму», а также И.Г. Выгодской и Н.В. Берковской «Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет», которые были скомбинированы в единую систему работы.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группе. Количество занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально.
Основные направления программы:
- развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- формирование буквенного гнозиса;
- развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- развитие психических процессов.
В программе учтены общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- постепенность усложнения;
- перспективность;
- доступность.
Ожидаемые результаты. К концу курса дети могут:
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- выделять слова в предложении, определять их место;
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
- понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
- читать простые по звукобуквенному составу слова.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | 1. | Театр пальчиков и языка. | Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. |
2. | Звуковые странички. | Совершенствовать слуховое восприятие ребенка, обучать его различению громких и тихих звуков жизни, подготавливая таким образом к дифференциации глухих и звонких звуков речи; расширять круг представлений об окружающем мире и пополнять их словарный запас; привлекать внимание дошкольников к согласованию глагола с существительным. | |
Октябрь | 3. | Путешествие по Звукограду. | Дать ребенку представление о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи. |
4. | Звуки. | Прослушать и подражать звукам (звук шелеста листьев, пения птиц и др.), долго произносить гласные звуки, четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. | |
5. | Звуки речи. | Дать обозначение звуку, учиться выделять звуки в словах, называть предметы и сравнивать звуки в словах; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. | |
6. | Гласные звуки. | Дать обозначение гласным звукам, произносить слова, находить гласный звук и обозначать его в схеме слов знаком; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. | |
Ноябрь | 7. 8. 9. 10. | Согласные звуки: твердые и мягкие. Звуки: гласные, солгласные. Сказ о Златоустии. Как Звукоград в Буквоград превратился. | Дать обозначение звукам: твердые/мягкие; произносить звуки каждого слова и помещать их в схемы; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Называть звуки в каждом слове, объясняя их обозначение; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Продолжить работу по различению согласных по глухости и звонкости, твердости и мягкости, способствовать развитию словотворчества у детей, прививать вкус к русскому слову. Показать детям связь звука с буквой, познакомить с основными правилами чтения (на материале коротких слов). |
Декабрь | 11. 12. 13. 14. | Буква А. Буква Я. Буква О. Буква Ё. | Рассматривание и запоминание буквы А; поиск звука [а] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы А из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквы Я; поиск звука [йа] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Я из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквыО; поиск звука [о] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы О из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквыЁ; поиск звука [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ё из предметов, учиться управлять движениями руки. |
Январь | 15. 16. | Буква У. Буква Ю. | Рассматривание и запоминание буквыУ; поиск звука [у] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы У из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквы Ю; поиск звука [йу] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ю из предметов, учиться управлять движениями руки. |
Февраль | 17. 18. 19. 20. | Буква Э. Буква Е. Буква И. Буква Ы. | Рассматривание и запоминание буквыЭ; поиск звука [э] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Э из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквыЕ; поиск звука [йэ] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Е из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквыИ; поиск звука [и] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы И из предметов, учиться управлять движениями руки. Рассматривание и запоминание буквы Ы; поиск звука [ы] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ы из предметов, учиться управлять движениями руки. |
Март | 21. 22. 23. 24. | Слоги. Ударение. Ударные слоги. Из Слогандии в Словандию. | Дать обозначение слогу; научить делить слова на слоги; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Называть предметы, выделяя ударный слог в слове, дать ему обозначение; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Учиться выделять голосом ударный слог в словах; находить ударный слог в схемах слова; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Показать детям структуру слова, научить составлять слова из слогов и отдельных букв;помочь ощутить последовательность звуков и букв в слове, сочетая движения пальцев с одновременным проговариванием. |
Апрель | 25. 26. 27-28. | Слово. Речь. Разноцветные странички. | Рассматривать и рассказывать по картинке; называть одним словом предметы; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Учиться внимательно прослушивать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, учиться пересказывать; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки. Расширять и уточнять активный словарь детей — употребление существительных (названий предметов и обобщающих понятий) и прилагательных (определений по цвету, форме, запаху, вкусу). Направлять слуховое и зрительное внимание ребят на окончания прилагательных и числительных, на согласование их с существительным по числу и роду. Учить детей давать как полные, так и краткие ответы и четко ставить вопросы, обращаясь к собеседнику. Развивать логическое мышление. |
Май | 29-30. | Сказки о Подсказке. | Совершенствовать фонематический слух. Познакомить со структурой фразы, с правилом написания заглавной буквы в начале и точкой в конце предложения. Стимулировать спонтанную детскую речь в пересказах и диалогах, активизировать ручную деятельность, развивать фантазию, интеллект детей. Способствовать становлению письменной речи. |
Диагностика.
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь.» Е.В. Колесниковой.
Обследуется речь по следующим признакам:
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие графических навыков и моторики;
- развитие звуко-буквенного анализа.
Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:
---- если задание выполнено правильно;
---- если есть одна-две ошибки;
---- если задание не выполнено.
Оценка результатов (баллы-шарики):
раздел уровень | развитие звуковой культуры речи | развитие фонематического слуха | развитие графических навыков и моторики | развитие звуко-буквенного анализа |
Высокий уровень | 9-12 | 15-18 | 10-13 | 9-12 |
Средний уровень | 6-9 | 12-15 | 7-10 | 6-9 |
Низкий уровень | 4-6 | 10-12 | 5-7 | 3-6 |
Список литературы:
- Бадулина О.И. Готовимся к школе, Подготовка к чтению и письму. Тетрадь №2,., 2015.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995.
- Выгодская И. Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. – ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 69 с.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...