Инклюзивное образование в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.
2018 год
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И, если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в нашем ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.
Для оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения, в МБДОУ детский сад «Малыш» Зерноградского района функционируют три логопедические группы для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 5 до 7 лет. Общая численность детей в данных группах – 68 человек. Дети, зачисленные в данные группы, получили статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с обязательного письменного согласия их родителей (законных представителей). В ДОУ создан психолого — медико — педагогический консилиум (ПМПк), разработано положение о деятельности консилиума, на общем родительском собрании ознакомили родителей (их законных представителей) с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного или инклюзивного образования в условиях детского сада, определили алгоритм выявления детей с ОВЗ.
В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.
После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований, и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
По результатам обследования, территориальная ПМПК выдаёт рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На основании рекомендаций территориальной ПМПК, специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно — тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.
В зависимости от характера ограничений по здоровью, в рамках нашей дошкольной образовательной организации, используются две формы инклюзии: дети с ОВЗ находятся в общеразвивающих группах – в старшей логопедической группе, в которой находятся как обучающиеся с недостатками в речевом развитии, так и не требующие коррекционной работы, и 2 ребенка-инвалида – один по зрению в средней группе и ребенок с синдромом Дауна во 2 младшей группе, а также организованы чистые логопедические группы для детей 6-7 лет, нуждающихся в коррекции речи.
В штате ДОУ имеются необходимые специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, воспитатели логопедических групп. Музыкальные руководители и инструктор по физической культуре также вовлечены в инклюзивное образование. У каждого специалиста имеется отдельный кабинет, оборудованный и насыщенный необходимым минимумом оборудования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время обучающиеся, которым необходима коррекционная работа, имеют свободный доступ в наше учреждение. Но, для обеспечения в случае необходимости, безбарьерной среды, нами разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, утвержденный в УСЗН Зерноградского района.
Педагоги ДОУ систематически повышают свою квалификацию по темам коррекционной направленности. В истекшие три года специалисты и воспитатели логогрупп обучались по темам «Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС» в ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО», «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов «Диагностика. Развитие. Коррекция», в ФГАОУ ВО РНЦ РАО в ЮФУ, являлись активными слушателями авторского педагогического центра доктора педагогических наук, доцента Ефименко Н.Н., по темам «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление дошкольников», «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп». Воспитатель логопедической группы Лимаренко С.В. получает специальное логопедическое (дефектологическое) образование, обучаясь на заочном факультете в Таганрогском институте им. А.П.Чехова.
На базе МБДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей нашего поселения, не посещающих ДОУ. Специалисты проводят консультации по организации коррекционной помощи, беседы согласно плана работы и по запросу родителей.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно-образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные, коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Мы придерживаемся мнения, что в рамках инклюзии должны гармонично развиваться не только дети с ОВЗ, но также и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, за тем исключением, что в отношении детей с ОВЗ нужен более индивидуальный подход. В том случае, если мы будет акцентировать внимание лишь на детях, имеющих сложности со здоровьем, то это пагубно скажется на общем развитии группы и каждого отдельного ее воспитанника. Для обеспечения развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ, воспитатель применяет преимущественно традиционные технологии, осуществляя учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ лишь в отдельно взятых случаях (при раздаче учебных заданий, проверке их выполнения, при возникновении непрогнозируемых трудностей и др.)
В инклюзии большую значимость представляют социально-культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Различные мероприятия, (праздники, развлечения), в группах корректирующей направленности, и в группах, которые посещают дети-инвалиды, строятся при активном участии родителей детей с ОВЗ, которые, как правило, проявляют повышенное внимание по отношению к развитию своих детей, поэтому вполне уместно с нашей стороны привлекать их к составлению сценария театральной роли их ребенка на мероприятии, к определению времени его участия в культурных мероприятиях и другое. Например, несмотря на частые болезни девочки с синдромом Дауна и ее редкие посещения образовательного учреждения, вполне естественным было желание ее мамы, чтобы ребенок посетил новогодний утренник. В связи с этим были выработаны необходимые сопроводительные мероприятия – обговорено присутствие мамы в зоне ближайшего доступа, один из воспитателей группы, хорошо знакомый девочке, постоянно находился рядом, обеспечивая необходимый досмотр и дозированное вовлечение ребенка в праздничную деятельность, а при необходимости обеспечивая ей отдых (держал и носил на руках). В результате мама и ребенок испытали максимум позитивных эмоций и впечатлений.
Таким образом, инклюзивное образование в нашем дошкольном учреждении обеспечивает социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, возможность взаимопомощи и развития способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус. Но для более качественного решения поставленных задач, конечно, хотелось бы, чтобы предметно-развивающая среда ДОУ была оснащена более современным оборудованием и имела новейшее методическое и техническое оснащение. Решение кадрового вопроса также имеет место быть – требуются узкие специалисты для качественного сопровождения индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ, а также оптимизации нагрузки на педагогов, работающих в данных группах, для обеспечения полноценного проживания дошкольного детства обучающимися из общеразвивающих групп, в которых находится ребенок с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....