статья "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посредством художественного творчества"
статья по коррекционной педагогике по теме

Захарова Ольга Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством художественного творчества

Осваивая художественное творчество, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только делает первые шаги в познании окружающего мира, но и совершенствует мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речи и мышления.

Лучше использовать разные техники рисования, например: ладошками и пальчикам ,  ватными палочками, оттиском из картофеля . Тогда занятия ребенка будут разнообразными и усилят его интерес к изобразительному искусству.  

Начинать заниматься  рисованием специалисты советуют с самого раннего возраста. Для занятий с ребенком изобразительным искусством все необходимое можно найти в специализированных магазинах.

Начальной ступенью осваивания художественного творчества детям с ограниченными возможностями здоровья вполне подойдут пальчиковые краски. Они созданы на основе пшеничной муки с добавлением красителей на растительной основе. Можно не опасаться, что, исследуя новый для себя предмет – краски, ребенок потянет их в рот. Пальчиковые краски не содержат токсических или вредных веществ. Управлять собственными пальчиками малышу намного легче, чем кисточкой или карандашом. Поверьте, он получит громадное удовольствие оттого, что рисовать можно пальчиками, ладошками. Такое рисование подготовит ребенка  к использованию акварельных красок, научит смешивать цвета, придумывать образы из полученного изображения.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр -  тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой, дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают образ какого – либо животного пальчиками. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  дорисовывать может сам педагог или мама, показывая своим примером принцип изображения. Не надо бояться, что ребенок перепачкает все вокруг. Организуйте ему место для творчества и будьте с ним рядом. Не удивляйтесь, если юный художник нарисовал розового слона. Не пытайтесь переубедить его, что в природе такого не существует – он видит мир по – своему.  

Маленьким художникам так же гораздо удобнее и интереснее рисовать не кистью, а... ватными палочками! Этого добра обычно много в доме, где есть ребенок. Так что можно не скупиться. Причем эти "кисточки" не надо мыть, их можно спокойно выбросить после использования. В результате такого творчества получаются очень яркие и оригинальные рисунки.

Сначала нужно подготовить рабочую поверхность (постелить на стол клеенку или кусок линолеума), подготовить все необходимое (лист бумаги, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки для своевременного удаления ненужных пятен с окружающих предметов)

Выберите сюжет для рисования или раскрашивания. Самый простой способ взять какую-нибудь раскраску  с простым четким рисунком без мелких деталей. Желательно чтобы на картинке был изображен один предмет или животное. Формат не более А5, большую картинку дольше раскрашивать, ребенку просто станет скучно. 

Рисовать лучше гуашью. Гуашь, в отличие от акварели можно выдавать порционно, т.е. дать ребенку только те цвета, которые есть на картинке (от 1 до максимум 5 цветов, лучше всего 2-3). 

Перед окунанием в краску желательно смочить ватный кончик палочки водой. Объясните ребенку, что краски на палочку надо брать немного, что для каждой палочки свой цвет и нельзя, например, палочку с красной краской окунать в баночку с желтой.

Раскрашивать интереснее и веселее вместе с ребенком. Выберите для начала картинку посложнее. Пока вы красите одним цветом, показывая на своем примере как надо рисовать, ваш малыш тыкает палочкой другим цветом. 

После совместного творчества, можно дать ребенку проявить самостоятельность и дать ему картинку, где есть всего 1-2 цвета.

Ещё один способ рисования, который привлекает детей своей необычностью, это – оттиск из картофеля . Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Для изготовления печаток картофель  разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки ребенка. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. 

 Задача взрослых – просто помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья  раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Изобразительное искусство – один из путей достижения этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредствам тестопластики.

  Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о коорд...

Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"

Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного оборудования»

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического    отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской дея...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Данный мастер-класс адресован родителям детей раннегоо возраста. Используя нетрадиционное оборудование дома можно развивать мелкую моторику рук малышей, атем самым стимулировать развитие речи....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики и речи детей раннего возраста, посредством нестандартного оборудования»

Мастер-класс показывает родителям о важности развития мелкой моторики рук для развития речи детей. Здесь предлагаются игры с использованием нетрадиционного материала, что будет интересно как детям, та...