Особенности семейного воспитания детей с особыми нуждами
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Особенности воспитания детей с особыми нуждами в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitaniya_v_seme.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с особыми нуждами (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.
Каждая из семей, в которой есть ребенок с особыми нуждами, воспитывает и обучает его по - разному.
Целью семейного воспитания особенного ребенка является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них: - гуманность и милосердие к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; - открытость и доверительность отношений с детьми; - оптимистичность взаимоотношений в семье; - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); - оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Содержание семейного воспитания особенного ребенка должно охватывать все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.
Периоды жизненного цикла семьи: рождение ребенка; дошкольный возраст ребенка; школьный возраст ребенка; подростковый возраст ребенка; период «выпуска»; постродительский период.
Дети с умственной отсталостью. Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей. В бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик «Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой».
Особенности поведения родителей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания; недостаточная потребность в общении с ребенком.
Дети с детским церебральным параличом. Наиболее фрустрирующими психику родителей детей с ДЦП являются двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.
Преобладающий стиль воспитания – гиперопека. Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности ), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.
Модели семейного воспитания «особенного ребенка». «охранительного воспитания»; «равнодушного воспитания».
Аутичные дети. Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично . Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора .
Дети с недостатками речевого развития Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.
Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.
Модели семейного воспитания: гиперопека; противоречивое воспитание; воспитание по типу повышенной моральной ответственности; авторитарная гиперсоциализация ; воспитание в «культе» болезни; модель «симбиоз»; модель «маленький неудачник» ; гипоопека; отвержение ребенка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации
Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые нужды.
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. Методы и приемы, используемые в работе с ними....
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
«Особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чт...
«Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи»
В данном материале говорится о семейном воспитании детей с нарушениями речи, так же говорится о речи в норме....
"Особенности семейного воспитания детей с ОВЗ"
Рекомендации для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ....