Методы логопедии
статья по коррекционной педагогике на тему
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_doklad_metody_logopedii.odt | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы логопедии
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает:
- причины
- механизмы
- симптоматику нарушений речевой деятельности
- течение
- структуру
Термин «ЛОГОПЕДИЯ» состоит из двух греческих слов:
«Логос» - слово
«Пайдео» - воспитываю ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Предмет логопедии -- 1. нарушения речи
2. процесс обучения и воспитания правильной речи у лиц с
речевыми расстройствами
Цель логопедии
- разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи
- предупреждение речевых расстройств.
Первое упоминание о речевых расстройствах имеется в древнегреческой культуре – папирус, относящийся к 17 в. до н.э. Считается, что этот папирус является копией еще более древнего трактата, датируемого 30 в до н.э.
В нем назывались заболевания речи, ставились DS , предписывалось лечение.
Наиболее полное и системное описание речевых расстройств дает в античной медицине Гиппократ. В его сочинениях описаны:
· потеря голоса
· потеря речи
· нарушения звукопроизношения
· непонятная речь
· заикание
Задачи логопедии
1. изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений
2. определение распространенности, симптоматики, степени проявлений нарушений речи
3. выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие
4. изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии
5. выявление этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений
6. разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств
7. систематизация речевых расстройств
8. разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений
9. совершенствование методов профилактики речевых расстройств
10. разработка вопросов организации логопедической помощи
Существуют два аспекта логопедии:
-- теоретический -- практический
Принципы и методы логопедии как науки
Логопедия опирается на следующие основные принципы
· системность
· комплексность
· принцип развития
· взаимосвязь с другими сторонами психического развития
· деятельных подход
· онтогенетический принцип
· принцип учета этиологии и механизмов
· учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта
· принцип обходного пути
· общедидактические принципы
Рассмотрим некоторые из них:
1. Принцип системности
Речь – сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. При изучении и коррекции следует воздействовать на все компоненты этой системы.
2. Принцип комплексности
Речевые нарушения включаются в синдромы нервных и нервно-психических заболеваний (дизартрия, заикание). Устранение речевых нарушений должно носить комплексный характер (медико-психолого-педагогический)
3. Принцип развития
Выделение в процессе логопедической помощи тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.
4. Онтогенетический принцип
Логопедическая работа ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе
5. Принцип симптоматики нарушения
В каждом случае речевого расстройства устанавливается ведущий дефект
6. Принцип обходного пути
Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена
7. Общедидактические принципы:
Формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена
Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы:
- организационные методы
- сравнительный
- лонгитеодинальный (динамика)
- комплексный
- эмпирические методы
- обсервационные (наблюдение)
- экспериментальные (
- лабораторный, естественный формирующий или психолого-педагогический эксперимент
- психологодиагностический (тесты, анкеты, беседы, интервью)
- праксиметрические приемы анализа деятельности
- биографические (сбор и анализ биографических данных)
- количественный им качественный анализ полученных данных (матиматико-статистические методы)
- интерпретационные методы (связь между изучаемыми явлениями)
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.
Язык – система знаков, средство осуществления человеческого общения и мышления.
Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь (экспрессивная) – имеет звуковое выражение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВАРИАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ"
РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ НА КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЗАО г.МОСКВЫ....
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
«Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.» Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
Методы логопедии в решении проблем социальной адаптации в дошкольном образовательном учреждении
Данная статья посвящена изучению методов логопедии как инструмента решения проблем социальной адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях. В контексте современного образовательного процес...
"Полезный материал из практики коррекционной работы (логопедия, дефектология), авторские нетрадиционные методы и подходы в логопедии при проведении культурно-массовых мероприятий"
Презентации и текстовые документы из практики коррекционной работы с детьми старшего, младшего дошкольного и раннего возраста....