Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике на тему

Чемберева Светлана Константиновна

Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.

Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7. Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения "Очень холодно зимой" разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения "Мы - индейцы" - мышцы ладоней.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн - небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Трудности в восприятии собственного тела: ведущей руки, части лица, тела. И пространственные понятия осваивают в ходе специального обучения. Накопление практического опыта по освоению пространственног...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи...