Песок- как уникальная технология работы психолога ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 85»
"Волшебный песок"
Возраст дошкольников 3-7 лет
Составитель:
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
Щукина Е.Г.
Чита 2017 г.
Содержание
1.Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Принципы и подходы к программе
1.3 Планируемые результаты и целевые ориентиры освоения программы
2.Содержательный раздел
2.1. Коммуникативная составляющая
2.2. Познавательная активность
2.3.Эмоциональный интеллект
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение программы
Список литературы
1.1.Пояснительная записка
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:
• творческогопотенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
• исследовательского интереса, познавательной активности.
Данная программа направлена:
- на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
- Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
- Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
- Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.
Цели и задачи программы:
Цель:
- Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.
- Формирование психологического здоровья детей;
- Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
- Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
- Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.
Основные задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);
2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
- Планируемые результаты освоения программы
Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения.
Содержание предусматривает обучение трех возрастных групп детей: 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим особенностям детей.
В каждой из возрастных групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий.
Реализация каждого из модулей рассчитана на 15 часов, срок реализации одного модуля -2,5 месяца.
Программа может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый модуль имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.
Результаты:
-использование светового стола и песка для создания изображений;
-освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
-умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
-умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.
В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).
2 .Содержательный раздел
2.1 Коммуникативная составляющая
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.
Цель: эмоционально-личностное развитие. Модуль включает три вида занятий:
- игра с песком — в групповой песочнице;
- рисование песком на специальных световых столах.
- Рисование цветным песком на картоне
Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и
других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми,способность
саморегуляции и адаптации в новых условиях.
Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:
- развитие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
- развитие сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
- тренировка мелкой моторики рук;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование установки на положительное отношение к себе.
Календарно-перспективное планирование
№ занятия | Тема | Содержание |
1. | Волшебная страна | Ознакомление детей со средством рисования песком (световой стол, песок.) |
2. | Песочная феерия | Ознакомление с приёмами рисования песком |
3. | Сказка на холсте | Ознакомление с основными жанрами живописи |
4. | Видимо-невидимо | Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом |
5. | Весёлые песчинки | Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе |
6. | Радуга песка | Превращение белого песка во все цвета радуги |
7. | Магия песка | Арт-курс по рисованию песком |
8. | Песочный мир | Построение в педагогической песочнице песочного города |
9. | Что значит быть художником? | Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передачи в рисунке формы, фактуры. |
10. | Сказочный дворец | Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание) |
11. | Мир синего и белого цвета. | Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение, волшебства тайны). |
12. | Синее небо | Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости. |
13. | Что такое открытое пространство? | Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя. |
14. | Мой детский сад ранним утром. | |
15. | Страна чудес в которой мы живём. |
2.2 Познавательная активность
Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Цель: развитие познавательнойактивностиМодуль включает три вида занятий:
1. Метод рисования цветным песком.
Технологии работы:
- с цветным песком и клеем;
- с использованием дополнительных художественных материалов;
- динамическое рисование цветным песком.
2. Технология рисования песком на световом столе.
3. Методы работы с песком
Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:
- развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой
моторики и сенсорной сферы;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- развитие воображения и зрительного восприятия.
Календарно-перспективное планирование
№ занятия | Тема | Содержание |
1. | Что мы знаем о песке | Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона |
2. | Удивительный мир | Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины |
3. | Белый снег на крыше | Рисование дома зимой, на световом столе |
4. | Однажды в новый год… | Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе |
5. | Новогодняя ночь | Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе |
6. | Формы из песка | Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе |
7. | Наши любимые мультфильмы | Рисование главных героев из мультфильма |
8. | Мультик в гости к нам пришёл | Закрепление пройденного материала, создание песочной картины. |
9. | Сам себе режиссёр | Песочная анимация. Создание онлайн фильма. Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения. |
10. | Сказочные герои у нас в гостях | |
11. | ||
12. | Фантазёры | Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка. |
13. | Транспорт | Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея). |
14. 15. | День защитника отечества. | Рисование открытки на световом столе. Фотография открытки на 23 февраля |
2.3 Развитие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то,чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это «здравый смысл»
Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.
Основные задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессовсаморегуляции;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование установки на положительное отношение к себе.
- Развитие воображения и зрительного восприятия
Календарно-перспективное планирование
№ занятия | Тема | Содержание |
1. 2. | Весенние цветы для мамы | Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа |
3. | В гости к нам весна пришла | Весенняя сказка. Рисование на световых столах. |
4. | Что бывает весной? | создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы. |
5. | Солнечный день | Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для создания однотипных изображений. |
6. | Маленькие творцы | Просмотр созданных работ |
7. | Разноцветный песок | Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа |
8. | Чудо песок | Рисование мандалы по подгруппам. |
9. | Мандала | Рисование мандалы на формате 2м х 2м Рисунок выполняется детьми 2-х групп |
10. | Весенняя капель | Рисование цветным песком (свободная тема) |
11. 12. 13. 14. 15. | Песочная фантазия | Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе. Понятия «сценарий» анимационного ролика. Разработка персонажей. 1 этап. Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами. 2 этап. Рисование цветным песком на подносах.
|
- Условия реализации программы
Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
3.1 Материально-техническое обеспечение
В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей: имеется кабинет педагога-психолога, с оборудованием для арт-терапии «Волшебная страна»
Список литературы.
- Программа от рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
- Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.
- «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.
- Программа эстетического воспитания дошкольников. Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М. Б. Зацепина.
- «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т.Б Братская, С. М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
- ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.
- Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога «Волшебный песок»
Просто сыграем, как делают дети, Что “вне игры”, то для них - мишура, Это сладчайшее дело на свете &ndash...
Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.
Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Отчет проверки уникальности текста Дата проверки: 2024-01-18 09:32:22 Уникальность 63%
Отчет проверки уникальности текста Дата проверки: 2024-01-18 09:32:22 Уникальность 63%...
Пластичный песок в коррекционной работе с дошкольниками на занятиях с педагогом-психологом
В статье описаны несколько случаев применения педагогом-психологом пластичного песка на коррекционных занятиях дошкольников с диагнозом РАС, со стахами, тревожностью, агрессивным поведением....