Развитие творческих способностей детей в условиях СРЦ. февраль 2018
статья по коррекционной педагогике по теме
Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevral.docx | 73.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей в условиях СРЦ
Часть I
Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития
Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного осуществлять инновационные процессы и участвовать в них.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е.А. Глуховской, С.Р. Евинзон, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой, Л.В. Мещеряковой, В.Ф. Овчинникова, В.Г. Рындак и др. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких- либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Широко известно определение способностей, данное Б.М. Тепловым. Он определял способности как индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения. Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности».
Анализ многочисленных определений способностей, представленных в психолого-педагогической литературе, позволяет рассматривать их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
В индивидуально-психологические особенности личности входит совокупность психических процессов, а также двигательных навыков, степень работоспособности и волевой саморегуляции. К ним относятся все познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление), регуляторные процессы (эмоции и чувства), а также волевые качества личности. Индивидуальность человека, его характер и способности зависят от степени развития и своеобразного сочетания названных выше процессов, которые сначала складываются и формируются стихийно в раннем детстве под воздействием социальных факторов и природных задатков, а затем развиваются в разных видах деятельности и входят в структуру как общих, так и специальных способностей.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться, затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, играющие важную роль в конкретных видах деятельности – художественные, литературные, музыкальные конструктивно-технические и др. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования.
Для дошкольного периода характерны такие специальные способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
Проанализируем основные условия развития способностей ребенка.
Развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.
1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость. Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения осуществлять ее, что, конечно же, способствует развитию способностей его личности. В связи с тем, что развитие способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями, то, соответственно, родителям и воспитателям (учителям) необходимо активировать интересы детей. Если ребенка по-настоящему заинтересовать каким-либо делом, то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что, в свою очередь, положительно отражается на развитии способностей человека.
2. Очень важно для развития способностей, чтобы деятельность ребенка была по возможности творческой, при этом большую роль в развитии способностей личности ребенка играют различные кружки и секции. Родители зачастую допускают ошибку в виде проекции собственных желаний (зачастую неудавшихся) на ребенка (например, родитель хотел стать пианистом, но по каким- либо причинам не вышло, и он всеми силами заставляет заниматься музыкой своего ребенка), что крайне нежелательно. Кружки и секции, если сразу не удается выявить наклонности, нужно, по возможности, разнообразить, обращая внимание на интерес ребенка.
3. Для развития способностей личности ребенка также очень важно организовать его деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности. Развивая способности личности, нужно воспитывать у детей требовательность и умение критически относиться к себе, настойчивость в преодолении трудностей. Очень важно формировать у них правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать и противопоставлять их другим детям.
Таким образом, для развития способностей ребенка взрослому (родителю, педагогу) необходимо искренне интересоваться ребенком, заниматься с ним, вместе выполнять какую-либо работу, задания, уделять им как можно больше времени.
Часть II
Особенности проявления творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1. Сущность творческих способностей
На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: у кого-то с младенчества проявляются яркие творческие способности, а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству.
Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что‐то новое, оригинальное. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Творчество заключается в:
- способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
- позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
- процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
- без труда ассоциировать отдаленные понятия;
- стремление познавать;
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:
- умение правильно передать положение объекта в пространстве;
- полнота содержания изображения;
- эмоциональность созданного образа;
- умение раскрыть задуманный сюжет.
Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.
Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители и педагоги должны постоянно стимулировать ребенка к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, а сдержанно относиться к любым выдумкам ребенка, пусть они кажутся нелепыми и странными.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Стоит помнить, что каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира. Такие дети, как показывает диагностика, мало болеют простудными заболеваниями, т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему.
Поэтому проблема развития творческих способностей стоит сейчас очень остро.
2.2. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте
Творческий потенциал личности рассматривается как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества, которые определяют успешность выполнения человеком творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д. В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.
Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:
- ассоциативность;
- диалектичность;
- системность.
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.
Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность, т. е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью.
Таким образом, одной из основных психолого-педагогических задач по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления.
Необходимым качеством творческого мышления является диалектичность мышления, задачами формирования которого в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
3. Формирование умения разрешать противоречия.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Обозначим задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
В последние годы в психологии и педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность изучения данного феномена определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность, начиная с самого раннего возраста
2.3. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте
Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать именно в дошкольном возрасте. Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка. Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.
Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.
На бытовом уровне воображение – это все нереальное, несуществующее и поэтому не имеющее абсолютно никакой фактической пользы. А вот с точки зрения науки воображение – это умение представить объект, которого нет рядом или не бывает в принципе, удерживать его в сознании и совершать с ним какие-либо действия.
Различают четыре степени активности воображения:
- самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;
- более активная степень проявляется в приятных грезах;
- еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;
- наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.
Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:
- Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, кентавр - конь с головой мужчины, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.
- Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино). Если акцентирование переносится на целый образ и увеличивает его – это гипербола (огромная репка, которую с трудом вытянули из земли все герои сказки «Репка»), а если уменьшает – это литота (миниатюрная девочка Дюймовочка).
Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры. Манипулируя реальными предметами, ребенок выдумывает фантазийную ситуацию. Так ребенок, оседлав палочку, воображает себя всадником на лошади. При этом ребенок не в состоянии представить лошадь, если нет подходящего предмета, на котором можно «скакать».
Для детей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Например, играя в фею, девочка берет в руки веточку в качестве волшебной палочки. У детей постарше воображение может отталкиваться от объекта, который имеет мало общего с замещаемым (ребенок играет с флаконом из-под шампуня, представляя, что это лодочка).
Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.
Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
- практические методы (упражнения и экспериментирование);
- наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.). Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.
Как показывает практика, развитие творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение.
Для развития воображения применяются:
- Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.).
- Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
- Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
- Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
- Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
- Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
- Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.
Творческое воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.
Для развития в наиболее оптимальной форме фантазии детей в своей работе педагоги могут применять нижеперечисленные рекомендации и методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.
Методики исследования:
1. «Дорисовывание фигур»
Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.
Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего - 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
2. «Составь предложение»
Цель: оценка словесно-образной креативности.
Проведение: Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.
3. «Перестановка спички»
Цель: Оценка способности к поиску и использованию формообразующего
(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое).
Проведение: В основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.
Необходимы - сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички:
а) повернуть дом другой стороной;
б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
4. «Несуществующее животное»
Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.
Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.
При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотама). При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост).
Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение дошкольников. Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап — коллективное творчество — не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт. Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей. Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.
Часть III
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях СРЦ
3.1. Система работы образовательной организации по развитию детского творчества
Развитие творческой личности дошкольника требует решения целого комплекса задач, связанного с формированием готовности специалистов к реализации данной идеи в практике работы дошкольной образовательной организации (ДОУ). Прежде чем поставить перед коллективом педагогов задачу, следует знать, что без сплоченности творческого коллектива реализация данного проекта представляет определенную сложность.
Технология формирования творческого коллектива — многоступенчатый процесс. На начальном этапе необходимо объединить людей на основе общих духовных целей, научить мыслить в едином направлении и достигать положительных результатов.
Следующая ступень в создании творчески ориентированного коллектива — определение участников, которые первыми откликаются на все новое, делают это с удовольствием и способны к научно-исследовательскому поиску. Участники группы становятся лидерами в организации и реализации инновационного процесса, ориентированного на выдвижение новых целей и задач, создания технологий и методик развития творческих способностей дошкольников.
Атмосфера творческого поиска, которая наполняет педагогический коллектив, способствует духовному росту каждого его члена. Творческие способности составляют базисный компонент профессионализма педагога ДОУ. Однако, как показывает практика, далеко не все сотрудники обладают творческим потенциалом и не имеют системы знаний, позволяющих эффективно и целенаправленно развивать творческие способности дошкольника средствами различных видов деятельности.
Готовность педагогического коллектива решать задачи развития творческих способностей дошкольников реализуется по двум направлениям. С одной стороны, педагоги совершенствуют свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой — непосредственно работая с дошкольниками, совершенствуют знания и углубляют способности в процессе сотворчества как в детском, так и во взрослом коллективе. Так, в развитии дошкольников участвуют не только воспитатели, но и специалисты по более узким направлениям обучения и воспитания, в частности, специалисты по развивающему обучению (грамота, конструирование, иностранные языки), инструктор по физической культуре (плавание, гимнастика, ритмика), специалисты по эстетическому воспитанию (изобразительная и музыкальная деятельность, основы театра, хореография).
На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей необходимо осуществить экспертизу базовых образовательных продуктов (программы, рекомендации, разработки), которые будут использоваться в качестве методической основы.
Объединение педагогического коллектива вокруг инновационной идеи возможно в том случае, если руководитель проявляет внимание к каждому его члену. Важно, чтобы человек знал: о нем помнят, заботятся, его понимают, уважают. «Педагогика успеха» для взрослых важна так же, как и для детей. Когда педагог чувствует, что его ценят, он раскрывается по-настоящему и помогает раскрываться личности ребенка.
В создании творческого коллектива нет жестко заданных профессиональных ограничений. Необходимо поднять значимость всех профессий в детском саду, ведь в воспитании важную роль играют не только педагоги, но и все сотрудники. Важно повысить их самооценку и привлечь к реализации общей цели. Помощник воспитателя вполне может вести кружковую работу, рукодельничая с детьми, пусть это будут 2—3 человека, все равно это маленький шаг вперед.
Чтобы достичь задуманного, нужно проанализировать педагогическую деятельность коллектива, состояние материальной базы, чтобы составить программу развития детского сада, где важную роль будет играть развитие творческих способностей детей. Такой подход позволит:
- оптимизировать состояние всего педагогического процесса в ДОУ;
- создать профессионально привлекательную цель образовательной деятельности как образ желаемого будущего;
- осмысленно определять состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему;
- обеспечить максимальную результативность организационно-методической работы, эффективность планирования и оптимальный характер проективно-конструктивной деятельности.
Благодаря развернутому плану каждый сотрудник детского сада понимает:
- для достижения какой общей цели он работает;
- какова его роль в этой работе;
- что от него ждут;
- что произойдет, если каждая частная задача не будет решена. Реализация программы обогащает модель развития ДОУ, в которой успешность воплощения идеи формирования творчески развитой личности обусловлена системой работы по развитию творчества в ДОУ.
Технология формирования готовности педагогов к решению проблем развития творческих способностей включает следующие ключевые моменты:
- создание психолого-педагогических условий в педагогическом процессе, ориентированном на становление творческой личности;
- разработка (конструирование) и реализация программы мониторинга творческих способностей дошкольника на разных ступенях возрастного развития;
- научно-методическая работа с педагогическим коллективом по созданию и внедрению педагогических технологий;
- мониторинг качества учебного процесса (диагностическая работа с педагогами, тестирование, подготовка портфолио, зачеты, публичные выступления и пр.);
- система связи с общественностью: работа с родителями, другими образовательными учреждениями, организациями и т.п.
Система научно-методической работы позволяет добиться эффективного результата, который возможен при умелом руководстве со стороны научно-методического совета. В него входит творческая группа, определяющая приоритетное направление работы дошкольного образовательного учреждения, обозначающая противоречия и наиболее сложные проблемы в содержании годового планирования, вырабатывающая стратегию и тактику в решении обозначенных проблем, согласовывающая свои методические идеи на педагогическом совещании ДОУ.
3.2. Художественно-речевая деятельность как средство развития творческих способностей
Художественно-речевая деятельность дает большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.
Произведения детской художественной литературы, предусмотренные программой воспитания для работы с детьми дошкольного возраста, способствуют расширению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию положительных моральных и волевых качеств, закладывают основы мировоззрения, учат понимать и любить прекрасное, обогащают их словарный запас, способствуют формированию выразительного, образного, литературного языка.
Стоит отметить эффективность работы воспитателей по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с целью развития воображения, творческого мышления и речи.
Так, для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени многие педагоги используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его временное настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.
Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. В работе с детьми педагоги используют творческие задания: «Волшебный гость», «Живые картинки», «Ожившие предметы», «Я ощущаю лицом и руками…».
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей одного объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения.
Обучение детей составлению загадок педагоги начинают с полуактивного этапа (составление с детьми общей загадки), затем переходят к активному, где побуждают ребенка самого выбирать объект и модель загадки.
Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой воспитатели используют прием эмпатии. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера, подробно описывает его состояние, отношение с окружающим миром и возникшие проблемы.
По результатам фантазирования педагоги очень часто совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов-фантазий, которые включают метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми группы; загадки, самостоятельно составленные детьми; а также творческие рассказы детей.
Педагоги-новаторы активно внедряют в практику работы с детьми новые методы и приемы.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
3.3. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей
Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).
Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.
Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. О возможности приобщения детей к творчеству средствами музыки писали многие исследователи. Л. С. Выготский высказывал уверенность, что из всевозможных видов художественной деятельности чрезвычайно благоприятна для приобщения к творчеству музыкальная деятельность. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Так, восприятие музыкальных произведений включает творческий опыт слушателя, исполнение музыки включает её восприятие и творческую интерпретацию, в сочинении, импровизации проявляется опыт восприятия и исполнения музыки. Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.
На развитие творческой личности дошкольника специфическое влияние оказывает чувственно-эмоциональный фактор, возникающий в процессе общения ребёнка с музыкой. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики ребёнка в дошкольном возрасте.
В своей работе педагоги используют новые современные методики «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, «Новейшая методика развития музыкальности детей» Т. Боровик, «Модель личностного развития дошкольников в процессе восприятия музыки» Г. А. Никашиной, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников, природной музыкальности, создают условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогают успешно решать задачи программы дошкольного образования. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.
Использование на музыкальных занятиях модели воспитания эстетических чувств разработанной Г. А. Никашиной способствует созданию таких педагогических условий, которые побуждают детей к активному осознанному восприятию музыки, сопереживанию музыкально-художественному образу и выражению личностного эмоционально-творческого отношения к музыке через разнообразные игровые модели.
Работу с детьми по данной методике можно строить на основе использования музыкальных игр: интонационно-речевых игр-импровизаций; вокально-инструментальных игр-имитаций; пластических игр-моделирования; музыкальных игр-дизайнов, предусматривала использование следующих наглядных пособий: карточки-модели музыкальной интонации; графические схемы мелодии; блоки ритмоинтонаций; эмоциональные открытки.
В процессе организации музыкально-сюжетных игр можно создавать воображаемую ситуацию на основе слушания музыки, фрагмента сказки; анализировать вместе с детьми музыку и выявлять разнообразные средства и действия, необходимые для моделирования художественного образа.
Решение педагогических задач в рамках методики Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» следует осуществлять на основе комплексного развития музыкальности детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально-коммуникативных качеств. Основными видами творческой деятельности на занятиях по программе Т. Э. Тютюнниковой являются активные формы: ритмизованная речь, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, пантомима, импровизированная театрализация.
Ценность тематических занятий с элементами данной методики состоит в том, что на них создаются условия для развития природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, интереса к активному музицированию; предпосылок к развитию творческого мышления детей; формирования качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Ещё одна методика, которую можно использовать в дошкольном учреждении для развития природной музыкальности, музыкально-творческих способностей детей, формирования основ их творческой личности – «Инновационная методика развития музыкальности детей» Т. А. Боровик. Представляя собой особый тип музыкальной педагогики, которую называют «креативной» (предполагающей обучение через творчество), она создаёт условия для удовлетворения потребностей детей в эмоциональном самовыражении и самореализации в различных видах музыкальной деятельности; способствует проявлению той универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более важной в современном воспитании.
Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми дошкольного учреждения открывает возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствует накоплению музыкально-творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в
непосредственный контакт с музыкой, появлению у старших дошкольников не теоретически запрограммированной по правилам гармонии или воспроизведённой по показанному образцу мелодии, музыкальной формы, «музыкальной конструкции», а самостоятельной музыкальной мысли, выраженной в непредвиденной форме.
Результативность внедрения новых музыкальных методик доказывает возможность использования системы невербальных методов воспитания и обучения ребёнка, имеющей особую значимость для процесса формирования творческих качеств личности старших дошкольников. Жесты, мимика, пантомимика, лицевая экспрессия, движение тела, пластика рук и другие невербальные приёмы, связанные с реализацией творческих заданий, музыкально-игровых действий в методиках Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, Г. А. Никашиной позволяют сформировать у детей индивидуальную манеру исполнения музыкального репертуара, способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности в нахождении и передаче выразительных средств воплощения музыкального образа. Стоит отметить нарастающее стремление дошкольников к самовыражению в разных видах музыкального творчества: яркое сопереживание музыкально-игровому образу; воображение и оригинальность, своеобразная манера исполнения; осмысленный подбор разнообразных средств музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.
3.4. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.
Успешность и уровень развитости театральной деятельности детей во многом обусловлены их художественными способностями к этой сфере. В театрально-игровой деятельности - это прежде всего эмпатия к реальным людям и героям литературных произведений. Выразительность речи, образная двигательная выразительность, пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, интонационная выразительность, развитая память. Кроме того в структуру театральных способностей входят: живое воображение, креативность, наблюдательность.
Необходимым при организации театрально-игровой деятельности является понимание, чувствование детьми друг друга.
Для развития у детей умения импровизировать, выражать эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать голосом и интонацией их особенности педагоги эффективно используют проведение перед основным занятием таких игр, как «Мой черед», «Что это?», «Немое кино», «Слепец и поводырь», «Отражение эмоционального состояния», «Восковая палочка». Главная задача педагогов на этом этапе, чтобы ребенок постепенно в процессе таких игр из пассивного зрителя превращался в активного участника – актера, режиссера.
Проведение таких упражнений, как «Достань мяч», «Полевой цветок!», «Бывает же такое» направлено на развитие пространственного, наглядно-образного мышления, которое является необходимым для развития театральных способностей. Упражнения «Художник», «Выразительные движения», «Новое применение» способствуют развитию не только памяти, но и творчества. На развитие такого психического процесса, как воображение, направлены упражнения «Найди сходства», «Оригинальные фигурки», «Гений фантастики».
Неотъемлемой частью работы по развитию творческого потенциала личности ребенка в процессе театрально-игровой деятельности является сопоставление различных эмоций. В процессе проведения этюдов дети учатся дифференцировать эмоции и воспроизводить их при помощи мимики и жестов.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
С целью знакомства с театральным искусством педагоги проводят циклы занятий об истории театра. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и стараются говорить с выражением.
Наибольшую эффективность показывают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.
Использование элементов театрально-игровой деятельности в различных видах занятий позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане.
Таким образом, необходимо отметить высокую степень значимости театрально-игровой деятельности для развития творческих способностей ребенка.
3.5. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей
В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Оно выражается в адекватной эмоциональной восприимчивости, которая наблюдается в этом виде деятельности.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного образа отличается значительной эмоциональной насыщенностью, что побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств, мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости окружающего мира.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
• развитие эмоциональной сферы.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Нетрадиционные техники изображения - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:
- создание сложных изображений при использовании несложных приемов;
- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления, эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;
- формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта необходимыми деталями).
Большие возможности для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности дает использование на занятиях по рисованию «техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами» способствует развитию творческого воображения, свободы мысли. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.
В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Работа в данной технике позволяет снять напряжение и усталость у воспитанников.
Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.
Очень привлекает детей техника рисования «тычком» полусухой жесткой кистью. Для этого достаточно взять кисть, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. Применение данной техники незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче объема.
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.
В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.
Используя художественную технику изобразительного искусства - пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной компьютерных технологий в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством поверхности.
Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволяют раскрепостить детей, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение.
Еще одним из направлений работы педагогов является формирование представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах.
Многие педагоги внедряют компьютерные технологии в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством. Данный факт обусловлен рядом факторов: социальным заказом на формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства, возможностью совершенствования качества эстетического образования старших дошкольников на основе использования современных компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами компьютера и разработки условий ее реализации.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
Литература:
- Акбарова, Р. Т. О Творческое развитие в процессе музыкально- хореографической деятельности детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Мос.гос. пед. ин-т. М., 1988.
- Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973.
- Венгер Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка, М. 1968
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2010.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1997.
- Выготский, Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: ИЦ «Академия», 2004.
- Екжанова Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах образовательной школы : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. - М.: ИПЦ «Каро», 2007.
- Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3.
- Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М.: Владос, 2006.
- Колодяжная Т. П. Управление современным ДОУ. Часть 2. М., 2003
- Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986
- Слагаемые педагогического мастерства /под редакцией И. Я. Зязюна.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, М. 1973.
- Ходькова, А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6 – 7 автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Мос. гос. пед. ин-т. М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческих способностей детей в условиях полихудожественной деятельности
"из опыта работы"...
Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....
Творческая презентация «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Презентацию позже выложу в связи с выступлением....
Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа
Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ
1. Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития2. Особенности проявления творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1. Сущность творческих способностей ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...