Консультации, семинары
консультация по коррекционной педагогике по теме
Материалы консультаций, семинаров, методических объединений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска
«Детский сад № 320 компенсирующего вида»
Консультация
Естественно-научные опыты и эксперименты по теме «Человек»
Выполнила: учитель – дефектолог Перескокова О.В.
Г. Новосибирск
2015
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для детей с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволяют ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человека, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам приспособится к преодолению трудностей. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную, систематическую помощь взрослых.
Как же мы можем помочь нашему ребенку?
Желая оказать эффективную помощь нашим детям, мы должны знать, как протекает развитие ребенка с нарушением зрения, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования их развития.
Одной из важных потребностей развития дошкольников с нарушением зрения является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных анализаторов. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе целостную картину мира.
Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства развиваются у него автоматически, сами по себе. Это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, ребенок с нарушением зрения, может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.
Это и является основным из направлений коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения по формированию представлений у ребенка о нем самом, о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии.
Работа по формированию элементарных представлений об организме представляет интегрированный процесс и включает разнообразные формы и методы работы. Одним из таких методов является метод экспериментов и опытов.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, с использованием собственных органов чувств, установлении взаимозависимостей, взаимосвязей, закономерностей между предметами и явлениями.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
Для качественного проведения экспериментов и опытов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Можно в группе создать отдельный уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам. Можно в природном уголке проводить долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.
Эксперимент, который организуется педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих его предметов, с законами жизни природы, общества, человека. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, основ культурного познания им окружающего мира, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г.Новосибирска «Детский сад №320» компенсирующего вида
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Перескокова О.В.
Новосибирск 2016
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад компенсирующего вида № 320».
Семинар
« Повышение офтальмологической грамотности педагогов, работающих в специализированном детском саду».
Провела: учитель-дефектолог
О.В. Перескокова
Сентябрь 2016
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения. Дети с нарушением зрения посещают специализированные детские сады, в которых с ними занимаются учителя-дефектологи, воспитатели и медицинские работники. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности. То есть офтальмологической грамотностью должны обладать все педагогические сотрудники детского сада. Это не значит, что педагоги должны ставить диагнозы и назначать лечение. Зная диагнозы и психофизические особенности, педагоги должны грамотно выстраивать свою работу с каждым ребенком.
Одним из основных коррекционных направлений является зрительное восприятие. Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятии. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящем глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски справа, обязательно лицом к детям. Дети с окклюзией занимаю места так, чтобы открытый глаз был ближе к центру. (Практическое задание для педагогов. Зная диагноз, остроту зрения и учитывая окклюзию рассадить «детей» для занятия изо деятельностью).
В процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрастным и зрительным возможностям каждого ребенка. Чтобы дать глазам отдохнуть глазам отдохнуть во время занятия, проводится зрительная гимнастика. комплексы зрительных упражнений были разработаны многими авторами, но наиболее часто используют методики Аветисова, Бецтиса, Норбекова Ливадо.
Выступления воспитателей:
- Комплекс упражнений для глаз по Аветисову
- Основные правила проведения пальминга с детьми
- Упражнения для глаз с использованием мелких предметов
- Проведение зрительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста с использованием игрушки
- Зрительная гимнастика в стихах
Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных занятий и строго дифференцированную индивидуальную. При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (огурец – зеленый, лимон – желтый). Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствие «прошлого опыта». При работе с сюжетными изображениями для детей с низкой остротой зрения следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета. Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится. Использовать контур и указку при демонстрации объекта.
Практическое задание для педагогов – подобрать дидактический и демонстрационный материал в соответствии с офтальмологическими возможностями и этапами лечения ребенка.
Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся – вертикальная). При глаукоме и близорукости – вертикальная поверхность, а при дальнозоркости – горизонтальная. Воспитатель в своей работе должен постоянно использовать подставку, мольберт, фланелеграф.
Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в пару с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза.
Опыт показывает: воспитатели ДОУ не знают элементарных рекомендаций по охране зрения детей или владеют ими не в полной мере. Поэтому повышение офтальмологической грамотности педагогов, работающих в специализированном
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 320» компенсирующего вида
Стендовая консультация
«Варианты организации кружковой работы с установлением социокультурных связей».
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Перескокова О.В.
Новосибирск
Декабрь 2016
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Программы дополнительного образования разрабатываются в соответствии с:
* ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;
* Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155);
* Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на социальный заказ – пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
- Планом работы кружка на год,
- Расписанием занятий
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребёнка.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка (подбор) программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
- Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; продолжительность кружковой работы:
- с 3 –4 лет – не более 15 минут;
- с 4 –5 лет – не более 25 минут;
- с 5 –6 лет – не более 25 минут;
- с 6 –7 лет – не более 30 минут.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум.
Организация коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в условиях специализированного детского сада.
Обучение и воспитание детей в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия, амблиопии и других офтальмологических диагнозов, а так же успешную подготовку детей к обучению в школе.
Успешность решения этих задач зависит от тесной связи между всеми специалистами в детском саду. С этой целью мы и проводим в начале учебного года семинар-практикум, на котором озвучиваем все особенности работы с детьми с нарушением зрения, а именно:
- подбор пособий и дидактического материала с учетом офтальмологического диагноза и зрительной нагрузки;
- подбор дидактических игр с учетом этапов лечения - плеоптика;
- подбор дидактических игр с учетом этапов лечения – ортопто-диплоптика;
- подбор дидактических игр с учетом этапов лечения – стереооптика;
- разнообразие зрительных гимнастик;
- особенности проведения занятий познавательного цикла
- особенности организации художественно-продуктивной деятельности в условиях спец. д\с
- окклюзия: методы приучения детей к окклюдеру; посадка детей за столами с учетом окклюзии
Практические задания для участников семинара:
- оценить зрительные возможности ребенка исходя из его диагноза и остроты зрения (по карточкам);
- правильно разместить детей за столами в соответствии с остротой зрения;
- правильно разместить детей за столами в соответствии с окклюзией:
- провести со всеми зрительную гимнастику;
Все поставленные цели и задачи будут решены и дадут положительный результат, если они будут решаться исходя из общих требований и рекомендаций.
В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:
- Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.
- Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
- Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.
В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.
4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.
Созданием необходимых условий для проведения занятий.
К этому относится:
- дополнительное освещение,
- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,
- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,
Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №320» компенсирующего вида
Стендовый доклад
Компенсация слабовидения дошкольников в процессе работы с сенсорными дидактическими играми.
.
Ст. воспитатель
Перескокова О.В.
Новосибирск - 2017
Если ребенок ошибся в полезности или вредности
окружающих его предметов, то природа дает ему
множество средств для исправления своей ошибки.
Каждое мгновение вынесенное им суждение
оказывается поправленным опытом.
С. Капица
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с детьми. Младший возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Представления формируются при полноценном восприятии 3-4 летними детьми свойств предметов, таких как форма, величина, цвет, положение в пространстве. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка с одной стороны имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов. У ребенка с нарушением зрения возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия выключается зрительная информация (частично или полностью).
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания у детей с нарушением зрения является развивающая игра, основным эталоном которой – обучение детей способам познания. По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей развивающие игры условно делятся на две группы:
- игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
- логические развивающие игры, назначение которых смысловая систематизация чувствительного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, видеть выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Например «Предметное лото», «Найди и назови игрушку». В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. Например «Разбери посуду» - чайная и столовая, «Одень куклу по сезону».
Для компенсации вторичных отклонений у детей с нарушением зрения проводится комплексная коррекционная работа. Тифлопедагог, воспитатель и медсестра-ортоптистка разрабатывают индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Центральное место в коррекционной работе занимают развивающие игры и упражнения. Например, закреплять дифференциацию основных цветов можно в игре «Палочки в стаканчики». На первом этапе знакомим с цветом одного из стаканчиков, затем находим палочки только такого цвета. И так с каждым из 4 стаканчиков. И только потом можно предлагать раскладывать все палочки в свои стаканчики. Игры с цветом, в основном сводятся к дифференциации, анализу и синтезу. То есть перед детьми ставим задачу: найди такой же, найди все зеленое и т.д., подбери пару по цвету. Подбирать по цвету можно не только весь предмет, но и его часть: «Шарики на ниточке», «Колпачки от пирамидок», «Заплатки» и др. Закреплять умение дифференцировать цвет и развивать мелкую моторику позволяют игры с мозаикой.
Формировать представления о величине предметов начинаем с самых простых игр – «Матрешка», «Пирамидка». Разбирая и собирая их, ребенок методом проб и ошибок начинает понимать, что составные части этих игрушек разного размера. Затем вводим понятия «большой» и «маленький». Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий как наложение, прикладывание, измерение, группировка предметов по определенному признаку. У понятия величины эталон все время меняется, каждый раз размеры сравниваются с разными предметами. Понятие величины более абстрактно, чем цвет и форма, более обобщенное и умозрительное, поэтому для восприятия величины особое значение приобретают действия обследования и измерения.
В 3-4 года восприятие ребенка носит предметный характер, то есть все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. И только к 4-5 годам, активно действуя с предметами ребенок начинает воспринимать свойства отдельно от самих предметов. Познакомив ребенка с эталонами формы, закрепляем образ геометрических фигур. Предлагаем такие игры, как «Выложи круг из семян», «Сделай квадрат из счетных палочек». Чтобы запомнить фигуры, ребенок должен с ними действовать – раскладывать их по группам, выкладывать из них картинки, подбирать пару и др. Более сложными являются игры на сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами. Для детей, которые уже без ошибок справляются с подобными упражнениями можно предложить игры, в которых признаки предметов сочетаются. Например «Логические домики», где необходимо сравнивать предметы по форме и по цвету одновременно.
Обогащать сенсорный опыт слабовидящих детей помогают наблюдения, опыты и эксперименты. Действуя с предметами дети учатся делать выводы, анализировать, мыслить креативно. В наблюдении могут быть задействованы все анализаторы – можно определить вкус чего-либо, почуять его запах, услышать и потрогать.
Для полноценного развития важно научиться применять полученные знания в повседневной жизни. Для детей с нарушением зрения это особенно нужно, это поможет им в дальнейшей социализации, ориентировке в окружающей действительности.
Порой взрослые смотрят на игру ребенка только лишь как на забаву. Но игра – это серьезное средство гармоничного и всестороннего развития. Монтень писал: «Недостаточно накопить опыт, надо его взвесить и обсудить, надо его переварить и обдумать, чтобы извлечь из него все возможные доводы и выводы».
«Волшебные шнурочки»
Цель: развивать мелкую моторику и зрительное внимание, умение обследовать форму предмета, активизировать фиксацию взора.
«Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать образец, закреплять представления о геометрических фигурах, умение соединять отдельные части в целое, развивать функции анализа и синтеза.
«Шарики»
Цель: учить дифференцировать предметы по цвету, развивать функции анализа и синтеза, умение называть цвета спектра.
«Логические домики»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять название эталонов цвета и формы, активизировать словарь ребенка по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - консультация на тему: «О содержании и формах работы с детьми в блоке совместной деятельности» Утренний отрезок времени (подготовительная группа)
Семинар - консультация...
Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...
Консультация – семинар для родителей
laquo;Как помочь ребёнку в сенсорном развитии»...
7. КОНСУЛЬТАЦИИ, СЕМИНАРЫ
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной продуктивной деятельности...
Консультация – семинар для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познав...
Консультации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 5 - 6 лет"
Консультации, семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 5 - 6 лет...