Практикум с элементами тренинга: «Непопулярные дети». Возможности педагогической коррекции.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для воспитателей общеобразовательных ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_s_elementami_treninga.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум с элементами тренинга: «Непопулярные дети». Возможности педагогической коррекции.
Составила педагог- психолог: Белевитина Н.А.
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок».
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не может обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.
Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать, их закрепление в структуре личности.
Психологический портрет непопулярного ребенка.
В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально – личностное становление дошкольников. Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так ребенок, ощущая потребность в положительной оценке окружающих взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится. Если же этого не происходит, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: эти дети становятся обидчивы, становятся агрессивными.
У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие. В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становится его тенью и таким образом получают его защиту.
Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками.
Выявить непопулярных детей может плановая диагностика педагога – психолога. Следующий шаг – определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго индивидуальны относительно каждой причины непопулярности.
Причины непопулярности детей среди сверстников.
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:
- Уровень развития навыков общения;
- Внешний вид (привлекательный не привлекательный);
- Степень развития игровых навыков;
- Обладание заманчивыми игрушками, предметами.
Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также может быть причиной непопулярности ребенка, неприятие его детской группой.
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые воспитателем.Это же правило работает и в позитивном плане – внимание и поддержка оказываемая ребенку воспитателем, повышает уровень привлекательности в глазах сверстника и способствует налаживанию межличностных отношений.
Психологический практикум.
Эмоциональное благополучие дошкольников и развитие его личности определяется отношениями ребенка со сверстниками. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают.
Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой», «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения ребенка с другими детьми следует постоянно.
Как изучить взаимоотношения детей? Воспитатель может использовать метод наблюдения. Необходимо фиксировать в течении определенного времени, например такие моменты:
- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого вы изучаете в группе;
- сколько раз он сам проявил инициативу в установлении контактов.
Сейчас я познакомлю вас с диагностическим инструментарием по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Педагог - психолог знакомит воспитателей с методиками.
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способностьулавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Вот комплекс упражнений, который способствует повышению энергетического потенциала:
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собою горжусь, я на многое гожусь».
- Подпрыгивая на правой ноге, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
- Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»
- Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох: «И все у меня получается».
- Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду».
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
- Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что – либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
- В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том: ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – Это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий застенчивый ребенок тоже нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
- Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического ифизического насилия, - демагогия и опасная практика.
Психологические речевые настройки.
Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосфера доброжелательности и защищенности. Основные предназначения речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. Вашему вниманию будет представлены примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:
- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и холодно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы, сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.
В заключении хочется сказать, что детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"
Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...
Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции
Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга...
Семинар- практикум с элементами тренинга " Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"
Составление алгоритма психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации....
Семинар-практикум с элементами тренинга «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни сли...
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ...
Практикум с элементами тренинга для родителей и детей .
материал для воспитателей старшей группы...