Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 21.1 КБ |
seminar.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга
для родителей детей с ОВЗ
на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
Задачи:
- раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
- акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
- организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
- способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
- повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.
Ход мероприятия.
Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.
Например: Дима-добрый.
Вступительное слово педагога-психолога.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом здоровье детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2
Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3
Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.
Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый
Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.
Задание 2 «Числовой отрезок».
Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10. Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок. При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.
Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о психологическом здоровье детей.
Упражнение №3 «Платочки»
— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.
* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)
* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)
* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)
* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)
* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)
— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.
— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.
— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- частая усталость;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
- участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- беспокойство, непоседливость;
- частое проявление упрямства, капризов;
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
- стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
- дневное или ночное недержание мочи.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.
Слайды № 6-7 Психологическое здоровье семьи
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего ребенка и поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.
Слайды № 8-10
Работа с родительскими позитивными и негативными установками.
5. Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.
Задание: найдите выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
«Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
«Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »
4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.
5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.
Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».
Обсуждение.
Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга
для родителей детей с ОВЗ
на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
Задачи:
- раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
- акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
- организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
- способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
- повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.
Ход мероприятия.
Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.
Например: Дима-добрый.
Вступительное слово педагога-психолога.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом здоровье детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2
Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3
Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.
Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый
Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.
Задание 2 «Числовой отрезок».
Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10. Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок. При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.
Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о психологическом здоровье детей.
Упражнение №3 «Платочки»
— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.
* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)
* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)
* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)
* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)
* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)
— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.
— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.
— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- частая усталость;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
- участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- беспокойство, непоседливость;
- частое проявление упрямства, капризов;
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
- стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
- дневное или ночное недержание мочи.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.
Слайды № 6-7 Психологическое здоровье семьи
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего ребенка и поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.
Слайды № 8-10
Работа с родительскими позитивными и негативными установками.
5. Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.
Задание: найдите выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
«Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
«Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »
4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.
5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.
Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».
Обсуждение.
Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...
Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: «Психологическое здоровье дошкольника»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска Выступление психолога на родительском собрании...
Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...
Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»
План1. Психологическое здоровье человека.2. Специфика психологического здоровья ребенка.3. Факторы риска психологического здоровья детей.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"
Статья на тему "Психологическое здоровье дошкольника"...