Здоровьесберегающие технологии в практике педагога-психолога
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Дошкольный возраст является главным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребенок, до 7 лет проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируется характер, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. На данном этапе необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_psihologa.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в практике педагога-психолога
Дошкольный возраст является главным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребенок, до 7 лет проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируется характер, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. На данном этапе необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Главная функция здоровьесберегающих технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми обеспечивает интегрированные связи между специалистами.
Опыт работы доказывает, что положительная динамика, а также стойкость результатов достигается только при наличии тесного взаимодействия между педагогами участвующими в коррекционно-образовательном пространстве.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в практике педагога-психолога не только в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, но и в создании целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций у детей, а также у детей с ограниченными возможностями здоровья. Конечной целью специального образования детей с физическими и психическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам.
Задачей здоровьесберегающих технологий является:
- развитие психофизических возможностей детей;
- развитие выразительной, связной речи;
- развитие эмоционально – личностной сферы;
- развитие сенсомоторных возможностей детей.
Для реализации поставленных задач была создана комплексная модель индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Модель индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, на каждого ребенка был разработан индивидуальный образовательный маршрут с внедрением здоровьесберегающих технологий.
Цель реализации составленных нами индивидуальных образовательных маршрутов: осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии; организация воспитательно-образовательной деятельности ДОУ как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Это стало возможно в условиях работы "команды" специалистов нашего ДОУ: педагогов, психолога, медицинского работника.
После комплексных диагностических мероприятий в процессе осуществления своей деятельности, каждый специалист регистрирует количественные и качественные показатели, отслеживая динамику развития ребенка, определяя зону его актуального и ближайшего развития. В дальнейшем образовательные маршруты выстраиваются с учетом полученных положительных или отрицательных результатов, выявленной динамики, компенсаторных и резервных возможностей ребенка.
Каждый специалист занимается созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
В психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, мы стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- образовательного;
- медико-профилактического;
- физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового;
- психологического.
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание.
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
Виды деятельности в работе с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий:
- элементы логоритмики;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- психогимнастика;
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия;
- арттерапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- самомассаж.
Семья и детский сад тесно связаны между собой формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая психолого-педагогическая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй.
Литература
Е. А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М. Сфера, 2005.
В. Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
О. Ю. Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
В. Емельянов, И. Трифонова. Развивающие голосовые игры I уровень С-Пб,199. Н.Н. Ефименко. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М.
А. Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002.
О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. М. Генезис, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ...
Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тес...
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...
"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов
Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»...