Семинир-практикум для воспитателей "Формирование правильного произношения — сложный процесс".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дорофеева Татьяна Васильевна

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование правильного произношения — сложный процесс", в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_korrektsion._rabote.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Формирование правильного произношения — сложный процесс.

Учитель-логопед Дорофеева Т.В.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика. (Даются рекомендации к ее проведению: Следует заниматься ежедневно по 5-10 минут, упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?», все упражнения проводятся четко, фиксируя движения).

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.

1. Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

«Толстые внуки приехали в гости.

 С ними – худые, лишь кожа да кости.

 Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

 поцеловать они их потянулись.

 Утром проснулись—в улыбочку губы.

 Чистим мы верхние, нижние губы.

 Блюдца поставим—положат блины нам.

 Блинчик жуем с вареньем малиновым.

 Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

 Чашки поставим, чтоб чаю налили.

 Вкусный был завтрак, никто не обижен.

 Скажем спасибо и губы оближем.

 Дедушка сделал для внуков качели.

 Все мы на них покачаться успели.

 Вечером скачем на лошади ловко.

 Звонко стучат по дороге подковки.

 Вот замедляет лошадка шажочки,

 и на опушке мы видим грибочки».

Знание органов артикуляции.

Ведущий задает вопросы командам.

– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

– Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

Знание артикуляционных упражнений.

Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.

2. Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».

– Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

- Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

- Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые).

 Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

- Подберите слово с наибольшим количеством букв. Командам раздают листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.

- Определите место звука в слове. Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

3. Конкурс «Формирование правильного произношения и дикции».

Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией.

Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну». «Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).

Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда». «Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).

Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает ее произнести.

Ведущий предлагает придумать скороговорку на определенный звук – «П» («От топота копыт пыль по полю летит»), «Р» («Терминатор Арнольд Шварценеггер—губернатор Калифорнии»).

Ведущий объявляет об окончании семинара-практикума. Всех благодарит и раздает призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Формирование правильного звукопроизношения – не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговариван...

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Перечень стихов и потешек на формирование основных звуков....

Правила произношения сложных существительных и глаголов.

Правильные ударения в словах, четкая и красивая речь-признак хорошего образования. Предлагаю Вам правила произношения сложных существительных и глаголов. Материал дан в доступной стихотворной форме, ч...