Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР
ЦЕЛЬ: Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
ЗАДАЧИ:
- Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия. Подбирать слова действия, слова признаки, слова антонимы.
- Развивать связную речь, общую и мелкую моторику.
- Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков.
- Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.
- Развивать познавательные процессы - мышление, память, внимание.
- Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи
- Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
- Прививать здоровьесберегающие навыки.
МАТЕРИАЛЫ:
Фотоиллюстрации с изображением весенних и зимних пейзажей.
Картинки: солнца, тучки, медведя в берлоге, зашумленные картинки. Счетные палочки, прищепки, тыквенные семена. Игрушки: медвежонок, мячик. Музыкальное сопровождение.
- Организационный момент:
Дефектолог: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
-Я улыбаюсь вам друзья, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям!
-Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (да)
Дефектолог:Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
Дефектолог: Ребята, а вы знаете, какое время года наступило? Какая весна? (Ранняя). Правильно, зима закончилась совсем недавно, а весна только наступила. Поэтому она называется ранняя.
Дефектолог: Ребята, а вы хотите отправиться в царство весны? Тогда надевайте резиновые сапожки и отправимся по дорожке!
Раз, два, три, четыре, пять,
Все кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь! (Звуки сильного ветра).
Дефектолог: Ой, ребята, посмотрите, тут развешены картинки, но подул сильный ветер и все картинки перемешал, давайте уберем зимние картинки и оставим только весенние.
Ответы детей
- Эту картинку нужно убрать, потому что много снега - это зима.
- Эту картинку нужно убрать, на этой картинке зима, потому что дети тепло одеты и кормят птиц.
Дефектолог: Ребята, почему вы оставили эти картинки?
- На этой картинке весна, потому что тает снег и текут ручьи. Снег на картинке есть но его мало.
- На этой картинке весна, потому что ярко светит солнце и висят сосульки.
Дефектолог: Молодцы, ребята, справились с заданием!
Ребята, а как вы думаете, почему тает снег?
С чего начинается весна?
Без чего весна не наступит? (солнышко)
-Ребята, весной солнышко светит намного сильнее, чем зимой и день становится длиннее.
-Посмотрите, снежная тучка спрятала солнышко, и оно не может пробить свои лучики на землю. Давайте поможем солнышку!
Игровое упражнение «сделай солнышко».
- Дети выкладывают солнце из палочек и круга.
- Из тыквенных семян.
- Из прищепок и круга.
Дефектолог: Молодцы, какие прекрасные солнышки у вас получились, какие веселые и ровненькие лучики! Да и солнышко мы разбудили, давайте с ним поиграем!
Самомассаж «солнышко». (дети повторяют слова и движения за пед.)
Солнца лучик золотой
Протянуло нам с тобой, (руки вперед)
Носики подставили (гладят носик)
Щечки все поджарили (гладят щечки)
Зажмурили глазки и оказались в сказке!
Открывайте глазки….
Дефектолог: Ребята, солнышко растопило снег и с крыш закапало. Посмотрите, сколько сосулек тут висит. Ребята, а когда солнышко пригревает, что происходит с сосульками?
-Давайте послушаем весеннюю капель. (звучит музыка весенней капели).
-Какие чудесные звуки, что же капает, (капли, талый снег, сосульки, от куда берутся сосульки (снег тает, превращается в воду, ночью становится холодно, вода замерзает).
Дефектолог: Ребята, сосульки можно брать в рот? Почему? (вода грязная, можно заболеть). Можно под ними стоять? (нет, сосульки могут упасть и стукнуть)
Дефектолог: Ну, что отправляемся дальше? Ой, не можем мы пройти, ручейки здесь на пути.
-Снег тает, сосульки капают, и образуются ручейки, но нам они не страшны ведь мы надели резиновые сапожки! Давайте пройдем по ручейкам!
• Миша пройди по широкому ручейку.
• Вика пройди по длинному ручейку.
• Сережа перепрыгни короткий ручеек.
• Вика пройди по узкому ручейку.
Молодцы ребята, вы справились!
Дефектолог: Нам опять нельзя пройти, тут картинки на пути.
Упражнение «найди лишнее». (Дети находят лишний признак, обводят в кружок, объясняют почему).
• Сосулька, веточка с почкой, снежинка.
• Лужа, ручеек, санки.
• Снеговик, проталина с цветочком, солнышко.
Дефектолог: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Пригрело солнышко весной, закапали капели.
В лесу проснулись муравьи и бурые медведи…
Ребята, смотрите, что это под елочкой? (берлога)
А кто там спит? (медведь)
А почему он спит? (потому что зимой все медведи спят)
-Но ведь наступила весна, медведю пора просыпаться, давайте его разбудим!
Игра "кричалка".
• Крикнем все ему ау, а в ответ услышим у-у-у! Повторите громко.
• Скажем все иди сюда, он ответит а-а-а! Повторите тихим голосом.
• Крикнем мишенька ты где? Отвечает он бе-бе-бе! Повторите шепотом.
• Просыпайся, хватит спать, отвечает он ать-ать-ать! Повторите громко.
• Мишка с нами поиграй, а в ответ мы слышим ай-ай-ай! Повторите как я с выражением.
Ребята посмотрите, проснулся медведь? (нет, он спит)
Давайте выполним еще одно задание, может он проснется.
Упражнение «зашумленные картинки» (дети находят на картинке медведя и закрашивают его).
Дефектолог: Посмотрите, ребята медведь проснулся. Давайте с мишкой поиграем в мячик.
Упражнение слова антонимы. (Пед. бросает мяч, ребенок называет слова антонимы, бросает мяч обратно).
*Зима ушла, а весна (пришла).
*Зима холодная, а весна (теплая).
*Зимой день короткий, а весной (длинный).
Дефектолог: А еще мишка хочет задать вам хитрые вопросы, давайте на них ответим…
• Набухают листочки или почки?
• Порхают птички или лисички?
• Тает снежинка или слезинка?
• Журчат ручьи или грачи?
• Прилетают насекомые или птицы?
-Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Мишка очень доволен и хочет подарить вам подарки. А нам пора возвращаться в группу
Закрывайте глазки!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы сходили погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В группе снова очутитесь!
Дефектолог: Вам понравилось путешествовать по весеннему царству? А что больше всего? (Ответы детей) Какие весенние приметы вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
Методическая разработка для подготовительной группы...
Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...
Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...