Практика инклюзии в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_inklyuzii_v_rabote_psihologo-mediko-pedagogicheskogo_konsiliuma_detskogo_sada.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика инклюзии в работе психолого-медико-педагогического
консилиума детского сада
Илюхина И.В.
Хлопушина Н.А.
Севрюгина С.В.
Жизненный путь от детства до взрослой жизни у «особого ребенка» сложен и тернист. Особенно важно для ребенка-инвалида какие взрослые будут окружать и поддерживать его на этом пути! Мы говорим, «особенный ребёнок» не для того, чтобы подчеркнуть проблемы и трудности, а для того, чтобы обозначить отличающие его от других детей особые потребности в образовании и развитии. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставлять дома, сидящими у окна и наблюдающими за сверстниками.
Важнейшей проблемой образования сегодня является развитие новых подходов к воспитанию и образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом становится развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечивает возможность получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также образовательно-воспитательный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Хотя в Национальном стандарте Российской Федерации установлен комплекс социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, в котором определено право детей-инвалидов на помощь в получении достойного и полноценного образования, но муниципальные системы образования пока ещё слабо приспособлены к нуждам детей с ОВЗ, общество не совсем готово принять инвалида как равноправного члена социума, еще не готовы все: дети, педагоги, родители.
Наш детский сад уже на протяжении 16 лет гостеприимно открывает двери для детей ОВЗ и их родителей. Специалисты и педагоги оказывают квалифицированную помощь своим воспитанникам по трём направлениям: коррекция речи, нарушений зрения, нарушений слуха.
Детский сад посещают 163 воспитанника с ОВЗ, которые требуют со стороны взрослых особого внимания, заботы, любви, ласки, понимания.
Это дети с нарушениями речи (107 человек – 66% от общего количества), с нарушениями зрения (49 человек – 30%), с нарушениями слуха (7 человек – 4 %). Из них детский сад посещают 23 ребенка-инвалида, что составляет 14% от общего числа детей. Наши воспитанники – дошкольники, имеющие сочетанные патологии развития и проблемы в коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сферах, очень подвижные, легко возбудимые. Мы, взрослые, осознаем необходимость гуманного отношения к детям с ОВЗ и создаём условия, способствующие снижению нервно-психического напряжения, обеспечиваем эмоциональное благополучие ребенка, выстраиваем свои взаимоотношения таким образом, чтобы малыш чувствовал принятие себя со стороны взрослых и детей, окружающих его.
Используя богатый практический опыт мы рассмотрели возможность внедрения модели инклюзивного образования в нашем ОУ. Она обусловлена:
- Наличием необходимой предметно-развивающей среды (кабинет педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов и тифлопедагогов, кабинет сурдопедагога, оснащенный звукоусиливающей аппаратурой (грант, 2008 г.), музыкальный и физкультурный залы, темная сенсорная комната, физиотерапевтический и массажный кабинеты) с достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
- Положительным опытом реализации в ОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями (победы и участие в городских Конкурсах социально-значимых проектов среди общественных организаций инвалидов – в 2007 году с проектом «Социальная адаптация детей-инвалидов в общество здоровых сверстников», в 2008 году с проектом «Интеграция слабослышащих и глухих детей дошкольного возраста в общество здоровых сверстников», в 2009 году с проектом «Реабилитация и адаптация детей-инвалидов в общество здоровых сверстников через физическое воспитание и оздоровление»; победа в областном конкурсе дошкольных образовательных учреждений Самарской области, внедряющих инновационные образовательные программы «Детский сад года 2010»;победа (2 место) в региональном этапе Всероссийского конкурса «Детские сады - детям» в номинации «Лучший детский сад компенсирующего вида» в 2011 году, лауреат Второго Всероссийского конкурса «Детские сады - детям» в номинации «Лучший детский сад компенсирующего вида» в 2012 году; включение ОУ в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2011 год).
3. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ОУ (победы педагогов учреждения во Всероссийских конкурсах «Территория 2011», «Методика 2011», «Росточек: мир спасут дети», 2012 год, «Призвание – воспитатель», 2012 год, «Мир молодости», 2012 год).
4.Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ОУ и публикациями: авторская программа «Малыш» (система организации кружковой работы «Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушениями зрения);программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; программа «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих серьезные трудности в усвоении букв, чтения и письма»; авторская программа «Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «Школа для родителей»»; программа по приобщению к художественному творчеству дошкольников с ОВЗ через декоративно-прикладное искусство; программа «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Ребенок и мир»»;публикации педагогического коллектива в сборниках «Сборник авторских и адаптированных программ для обучения детей с ОВЗ», 2009 год, в материалах II международной научно-практической Интернет-конференции, посвященной 100-летию вуза «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт и перспективы развития», 2011 год, в материалах международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы», 2012 год, в материалах всероссийской научно-практическойконференции, посвященной 10-летию работы служб ранней помощи на территории Самарской области «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы», 2012 год, в сборнике трудов X Международной научно-практической конференции в г.Самара «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века», 20112 год, в материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен». 2012 год.
5. Востребованностью данной услуги (по результатам анализа реестра учета будущих воспитанников, опроса родителей).
Конечно, реально помочь нашим воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья может только сильная, сплоченная, профессиональная команда специалистов. В учреждении оказывают квалифицированную помощь 6 учителей-логопедов, 1 педагог-психолог, 3 учителя-дефектолога (2 тифлопедагога, 1 сурдопедагог). В штате имеется 1 инструктор по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя, врач-педиатр, врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптистка, медсестра-массажист, медсестра физиотерапевтического кабинета.
Специалисты, педагоги, администрация детского сада, врач-педиатр объединены в психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). В работеПМПк принимают активное участие инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители и воспитатели специализированных групп. ПМПк в нашем детском саду - не «казённое, бумажное образование», а реальная организация взаимопомощи и взаимодействия всех сотрудников каждому ребёнку. Ребёнок с ОВЗ для нас – это главная фигура единого комплексного коррекционно-развивающего пространства.
Заседания консилиума подразделяются: на плановые и внеплановые (по запросу педагогов или родителей). Плановые заседания консилиума проводятся не реже одного раза в квартал. Заключения специалистов, коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума доводятся до сведения родителей или законных представителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Раз в год детей нашего учреждения направляют на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию для установления или подтверждения диагноза, программы обучения и рекомендаций.
В образовательном учреждении ведется необходимая документация психолого-медико-педагогического сопровождения: есть план работы консилиума на учебный год, ведутся развернутые протоколы заседаний консилиума, в наличии личные дела воспитанников образовательного учреждения.
Каждый воспитанник поступает в наше образовательное учреждение с заключением ПМПК Центра диагностики и консультирования г. Сызрани. В период адаптации малыша к новым условиям главная роль принадлежит ведущему специалисту группы: логопед, дефектолог или сурдопедагог становятся «временным личным тьютером» новенького, «сопровождая» его, формируя положительное отношение к детскому саду. По мере налаживания эмоционального контакта, специалисты начинают всестороннее обследование воспитанника (в течение месяца после поступления в детский сад).Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально. По результатам обследованиям специалистами составляются представления (логопедические, дефектологическое и психологическое). На основании полученных данных, отраженных в представлениях разных специалистов, составляется коллегиальное заключение консилиума, разрабатываются рекомендации с учетом индивидуальных возможностей и особенностейвоспитанников. Затем на очередном заседании ПМПк учреждения обсуждаются результаты обследования, выстраиваются «индивидуальные пути» устранения выявленных проблем, определяется круг специалистов, чья коррекционная помощь необходима данному ребёнку.
Педагоги нашего детского сада придерживаются общих принципов организации комплексного сопровождения, выработанных в результате многолетнего практического опыта:
- учёт индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка в соответствии со структурой и степенью нарушений; следует опираться не на документальный возраст малыша, а на реально выявленный, актуальный уровень психического, речевого, физического развития;
- поэтапное, последовательное коррекционное воздействие с учетом «зоны ближайшего развития»; именно « пошаговая работа» позволяет не допустить пробелов в коррекционном обучении;
-опора на сохранные функции, координация системы межанализаторных связей - активизация во время занятий одновременно нескольких сохранных анализаторов для расширения возможностей чувственного познания окружающего мира; именно различные виды восприятия могут активизировать мыслительные процессы ребёнка с ОВЗ;
- сочетание коррекционно-развивающей работы с медицинскими мероприятиями;
- постоянный мониторинг коррекционно-развивающей работы, гибкость в подборе коррекционных технологий; поиск индивидуальных методов и приёмов;
- родители - активные участники коррекционного процесса, работа с семьёй - ведущее направление работы детского сада.
Достаточно много времени заседания ПМПк уделяется обсуждению и утверждению «Индивидуальной программы развития ребёнка». Каждый специалист заранее подготавливает к утверждению «линию коррекции», основываясь на результаты обследования и наблюдений. Естественно, что у ребёнка с сочетанной патологией огромное количество проблем, важно определиться с наиболее значимыми и начать совместную работу всех необходимых ребёнку специалистов. Сложная взаимосвязь социальных, психологических, биологических причин отставания в развитии ребёнка затрудняет определение первичных и вторичных нарушений. Важно единомыслие всех педагогов и медицинских работников по поводу методов и приёмов коррекционного воздействия.
Индивидуальное сопровождение наших воспитанников предполагает создание оптимальных условий развития, гарантированную помощь и направлено на всестороннее развитие задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умение осуществлять дифференцированный подход к ним. Ведь построение индивидуальных моделей программ для детей с ОВЗ является не чем иным, как соединением противоположностей: всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого.
Совет специалистов структурного подразделения утвердил форму «индивидуальной программы» в виде таблицы, имеющей графы: срок выполнения, направление работы (с фиксацией конкретной проблемы), данные на начало работы (обозначенные цветными значками), цель (четко выраженная для решения конкретной проблемы), содержание коррекционно-развивающей работы (с записью формы работы коррекционных и обучающих методов и приёмов), результат проведённой работы (цветные значки), ответственные (сотрудники детского сада и родители). Заполняется данный документ лично каждым специалистом и утверждается подписью членов ПМПк. Результативность выбранных коррекционных технологий определяется промежуточным мониторингом усвоенных знаний и умений за различные временные периоды (индивидуально – от 2-3х месяцев до половины учебного года). По мере необходимости созывается внеочередное заседание ПМПк для обсуждения сложного случая или поправки «линии коррекции» в случае изменения диагнозов, реализации возможностей частичной интеграции воспитанников, у которых отмечаются значительные улучшения.
Родители или законные представители знакомятся с индивидуальной программой своего ребёнка, им разъясняются задачи, стоящие перед ними. Наш опыт свидетельствует о том, что включение родителей в коррекционно-развивающий процесс параллельно работе специалистов (повторение материала дома, проведение целевых прогулок и наблюдений по заданию специалиста) способствует существенному расширению кругозора малыша с ОВЗ. Только общими усилиями родителей и специалистов можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с особым ребенком. Совместная работа в нашем ОУ направлена на создание благоприятных условий для развития позитивного отношения ребенка к окружающему. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в образовательном учреждении, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.Результативность и успешность коррекционно-развивающего обучения и медицинского воздействия значительно зависит от правильной активной позиции родителей. Родители - партнёры специалистов, помощники воспитателей, друзья своих детей. Основными задачами в работе с родителями мы считаем:повышение уровня компетентности родителей по проблеме развития детей с ОВЗ; активизация коррекционной деятельности родителей в домашних условиях; установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы общности интересов, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Основной этап в процессе коррекционного обучения и сопровождения детей с ОВЗ – выполнение поставленных задач «Индивидуальной программы развития ребёнка». Для достижения целей реализации запланированной программы для ребёнка, имеющего комплексные нарушения, специалисты принимают во внимание следующие принципы:
-дифференцированный подход, учитывающий данный уровень развития ребёнка;
-необходимость тематической взаимосвязи изучаемых образовательных областей для более быстрого и прочного усвоения изучаемого;
-связь между ситуацией и деятельностью для более осмысленного усвоения материала; повторение одного и того же способствует запоминанию материала, но не учит переносить опыт взаимодействия с предметами с одного на другой, не развивает самостоятельность, не стимулирует познавательную деятельность, а малейшие изменения условий известного ребёнку задания (игры, упражнений) в каждой конкретной ситуации необходимо для того, чтобы расширять его сенсорный опыт и стимулировать самостоятельность. А именно активизация самостоятельности, а не постоянный контроль необходим особенно детям с ОВЗ - они начинают активнее осознавать себя и динамичнее развиваться;
-дозированность и постепенность подачи материала с учётом психофизического состояния ребёнка в момент занятия;
- своеобразие использования программного материала, обусловленное спецификой комплексного нарушения; например: подготовка наглядного материала для НОД в условиях группы детей с нарушениями зрения;
- основа обучения дошкольников – игра, в игровой форме проводятся все коррекционно-развивающие занятия.
Определяется индивидуальный график коррекционных мероприятий со специалистами вне своей группы (Например: для ребёнка из группы с нарушениями речи - ОНР 1 уровня. Алалия. Гиперметропический астигматизм. Плоскостопие – кроме подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, дополнительно - занятия с психологом, тифлопедагогом, с инструктором по физическому воспитанию в кружке «Здоровье», проведение массажа по назначению врача. Для ребёнка из группы с нарушениями зрения - Содружественное косоглазие. СДВГ. Дизартрия - кроме фронтальных и индивидуальных занятий с тифлопедагогом, дополнительно – занятия с логопедом, с психологом, проведение физиопроцедур и массажа по назначению детского невропатолога, проведение специальных процедур по назначению врача – офтальмолога). Необходимо продумать правильную организацию всех запланированных мероприятий, при которых важно не навредить здоровью и не ограничивать время детского общения, а расширить возможности частичной, эпизодической интеграции воспитанников различных групп.
Именно системная, ежедневная, комплексная коррекционно-развивающая работа всех сотрудников позволят «победить» самые серьёзные проблемы и максимально подготовить детей с ОВЗ к полному или частичному интегрированному обучению в общеобразовательных школах. Только 3-5% воспитанников от общего количества выпускников ежегодно идут в специализированные школы и интернаты городов Самара, Тольятти, Сызрань.
Анализируя имеющуюся у нас практику инклюзивного обучения, коллектив структурного подразделения выявил следующие проблемы: нехватка специально оборудованных помещений для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ; перенаполняемостьгрупп из-за нехватки меств общеразвивающих ОУ в группах компенсирующей направленности и, в целом, малого количества специализированных учреждений для детей с ОВЗ; недостаток квалифицированных медицинских кадров, работающих с дошкольниками с ОВЗ.
Конечно, такая структура, как ПМПк есть во многих образовательных учреждениях, но эффективность работы консилиумов различна. Не сразу приняли и поняли работу психолого-медико-педагогической консилиума и в нашем саду, посчитав дополнительной бумажной волокитой. Только результативный практический опыт убедил педагогов, что тесное эффективное взаимодействие работников способствует созданию оптимальных психолого-медико- педагогических условий и единого образовательного пространства для всестороннего гармоничного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, отслеживая качество усвоения индивидуальной программы развития, фиксируя малейшие изменения в развитии (психическом, физическом, речевом) малыша, действуя сообща в русле единой коррекционно-развивающей работы, специалисты дошкольного образования, а также родители способны существенно преобразить жизнь ребёнка с ограниченными возможностями.
Инклюзивное обучение и комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ становится социально значимым механизмом адаптации данных дошкольников к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНКЛЮЗИИ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ИЛИ В ДЕТСКОМ САДУ
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не...
Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст)
Познгавательно-исследовательская деятельность особенно важна в младшем возрасте. Дети любят наблюдать, экспериментировать, играть. В статье рассмотрены виды деятельности, формы, предметно-пространстве...
Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»
Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культ...
Консультация для родителей: «Использование ИКТ — технологий в практике работы с детьми в детском саду».
laquo;Использование ИКТ — технологий в практике работы с детьми в детском саду»....
- Мне нравится (1)