Многофункциональный сенсорный коврик "Полянка"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_didakticheskogo_posobiya.docx | 522.86 КБ |
prilozhenie_10._sertifikat_finalista_konkursa_luchshee_didakticheskoe_posobie.pdf | 244.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования администрации города Красноярска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 84 комбинированного вида»
________________________________________________________________
660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru
ОКПО 53633567, ОГРН 1022402065256, ИНН 2462022725 / КПП 246201001
Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка»
Номинация «Дидактическое пособие по познавательному развитию»
Авторы:
Туровец Л.Т., учитель-дефектолог
Рейнсон Н.А., учитель-логопед
Балакирева Н.В., воспитатель
Красноярск, 2017
Аннотация:
Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии.
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО, для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации «должны создаваться условия, обеспечивающие удовлетворение их особых образовательных потребностей» [ФГОС ДО, п. 3.2.7]. Опыт работы с детьми со сложными нарушениями в развитии показывает, что для большинства детей с ОВЗ характерно нарушение познавательного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом, открывающим возможности для их позитивной социализации.
Зная закономерности развития познавательной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте, и учитывая индивидуальные особенности развития «солнечных детей», специалисты могут выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
Согласно концепции Ж. Пиаже, начальный этап развития познавательной деятельности - сенсомоторная стадия, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятие. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия (зрительного, слухового и осязательного) и в процессе различного рода действий с этими предметами, а также освоения способов их использования.
У детей с синдромом Дауна можно выделить ряд особенностей развития, которые необходимо учитывать специалистам при оказании им коррекционной психолого – педагогической помощи:
- нарушение сенсорного восприятия, что связано со сниженной тактильной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха;
- трудности в овладении предметными действиями и сенсорными эталонами, - моторная неловкость.
Исходя из этого, развитие сенсо-моторной сферы является одним их приоритетных направлений в организации коррекционно – развивающей деятельности с данной категорией детей. Одним из необходимых условий эффективности этой деятельности является проведение систематической и методически правильной работы, в том числе создание развивающей предметно – пространственной среды. Таким образом, использование многофункционального сенсорного коврика «Полянка» является актуальным для развития детей со сложными нарушениями в развитии.
Пособие разработано в рамках практической деятельности специалистами группы кратковременного пребывания для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна). Предназначено для организации образовательной деятельности с детьми со сложными нарушениями в развитии в группе дошкольного учреждения, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования. Может быть использовано в профессиональной деятельности разных специалистов дошкольных учреждений: воспитателей, учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов - психологов.
Данное пособие может использоваться для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии.
Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан с целью развития мультисенсорного восприятия детей с особыми образовательными потребностями. Пособие также может быть использовано в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры, которые позволяют реализовывать следующие задачи:
- стимуляция познавательной активности;
- активизация зрительного восприятия;
- обогащение тактильного опыта;
- формирование первичных представлений о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале);
- формирование умения группировать предметы по цвету;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подражания.
Яркие цвета и разнообразная фактура пособия позволяет одновременно использовать зрительный и тактильный анализаторы. Особо привлекает детей середина коврика, оформленная в виде травки, приятной на ощупь, которую ребенок изучает тактильно – двигательным способом: ощупывает, может захватить, потянуть. Тактильная стимуляция способствует снятию тревоги и напряженности детей, а также обогащению их сенсорного опыта. Размер коврика позволяет детям расположиться на нем в удобном положении: сидя или лежа на животе.
Многофункциональный коврик помогает решать задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Он является символом объединения взрослых и детей для совместной деятельности, что также значимо в работе с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. У большинства детей отмечаются трудности регуляции поведения, переключения, повышенная отвлекаемость. Наличие такого символа в группе способствует прогнозированию ситуации, становится опорой для организации своего поведения. Привлечение внимания детей к «Полянке» помогает им организоваться и включиться в общую игру, а совместное с ними скручивание коврика показывает, что деятельность завершена.
Помимо этого сенсорный коврик является универсальным инструментом сенсорной интеграции – восполнения дефицита сенсорного опыта.
Планируемыми результатами использования данного дидактического пособия являются:
- развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
- сенсорное насыщение детей со сложными нарушениями в развитии;
- развитие первичных коммуникативных умений;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие подражания как основы самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.
Данное пособие можно использовать при организации совместной деятельности педагогов и детей по технологии «Круг» в рамках проведения «ритуалов приветствия и прощания», в индивидуальной коррекционной работе, при организации совместной деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья во время гостевых посещений групп.
Дидактическое пособие «Полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Многофункциональный сенсорный коврик безопасен в использовании, легко дезинфицируется после каждого применения кварцевыми лампами, при необходимости – стирается, что полностью соответствует нормам СанПина.
Содержание дидактического пособия
Многофункциональный коврик «Полянка» представляет собой дидактическое пособие, изготовленное из гипоаллергенного материала: хлопковой пряжи разного цвета, ярких лоскутов тканей, размером 130 на 130 см. в форме круглой разноцветной поляны. Середина «Полянки» выполнена в технике привязывания разноцветных лоскутов к сетке (имитация травы). От середины вывязаны 4 «лепестка», имеющие форму полукруга, выполненные в технике вязания крючком. Вязаная часть приклеена к плотной текстильной основе, чтобы коврик держал форму, и его можно было удобно скатать и расстелить.
Дополнительно для игр на коврике изготовлены следующие атрибуты: шарики, цветы и корзинки разных цветов, пальчиковый и перчаточный театр, связанные в аналогичной технике из хлопковой пряжи. Рукотворность исполнения атрибутов позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений. «Эффект новизны» приводит детей в огромный восторг.
Также для игр на «Полянке» можно использовать другие дидактические материалы: прищепки для развития мелкой моторики, материалы из игрового набора «Дары Фребеля», системы Монтессори (бусины разного цвета и формы, геометрические фигуры, разноцветные веревочки), тематические игрушки небольшого размера.
На начальном этапе работы с пособием воспитатель или специалист, организующий игру, помогает ребенку освоить возможные варианты его использования. Как показывает практика, лучшим объяснением для ребенка с особенностями развития оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним. Постепенно ребенок начинает действовать по образцу взрослого или другого ребенка, а затем и по речевой инструкции, игры усложняются и добавляются новые атрибуты.
«Полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию первоначальных самостоятельных действий у детей со сложными (множественными) нарушениями развития.
Пособие изготовлено в форме круга, что несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: в кругу все равны, все находятся на одинаковом расстоянии от центра, все видят друг друга. Это позволяет каждому ребенку испытать единство и поддержать эмоциональный контакт с остальными участниками, стимулирует к участию в общем действии. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру, «заражая» положительными эмоциями детей.
Варианты дидактических игр с использованием
многофункционального сенсорного коврика «Полянка».
Дидактические игры на сенсорное развитие
«Собери цветочки»
Цель: формировать умение осуществлять выбор цвета по образцу, ориентироваться на цвет как на значимый признак.
Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки и корзинки красного, желтого, синего и зеленого цвета.
Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные цветочки, лежащие на коврике, предлагает детям разложить их в корзинки такого же цвета, показывает, как надо делать, обращая внимание на то, что цвет цветочка и корзинки совпадает («такой же»). Сначала осуществляется выбор цвета из двух наименований, затем увеличивается до четырех.
«Найди цветок для бабочки»
Цель: формировать умение различать цвета, познакомить детей с названиями основных цветов.
Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки красного, желтого, синего и зеленого цвета и фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.
Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались разноцветные бабочки, предлагает детям посадить бабочек на цветок такого же цвета. В конце игры педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т.д.».
Дидактические игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
«Бросай шарики»
Цель: формировать умение выполнять действия по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно.
Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики, корзина.
Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике, предлагает детям бросать их в корзинку, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию. В ходе действий ребенка с шариками педагог сопровождает их речевыми высказываниями: «Берем так – в руку, потом – бах – в корзину».
«Прокати шарик»
Цель: развивать зрительно – моторную координацию, совместные движения обеих рук.
Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики.
Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике, предлагает детям катить шарик по краю коврика, передавая шарики друг другу, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию.
Дидактические игры на тактильно – двигательное восприятие
«Найди игрушки»
Цель: формировать умение осуществлять тактильно – двигательные пробы, ощупывать поверхность, передвигая ладонь и пальцы и находить предметы.
Оборудование: коврик «Полянка», маленькие игрушки («Киндер сюрприз»), мешочек
Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались игрушки, предлагает детям найти их и сложить в мешочек, показывает, как надо делать, сопровождая действия речевыми высказываниями: «Я ищу игрушку вот так - вожу рукой по коврику. Нашла и положила игрушку в мешочек».
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение различать форму предметов на ощупь.
Оборудование: коврик «Полянка», бусины из игрового набора «Дары Фребеля», мешочек, веревочка.
Содержание: педагог передает по кругу мешочек, и каждый ребенок достает по одной бусине. Дети ощупывают и рассматривают бусину, а педагог обращает внимание на ее форму (круглая, квадратная) и предлагает детям найти бусину такой же формы, спрятанную в центре коврика, показывает, как надо делать, сопровождая действия речевыми высказываниями: «У меня бусина круглая, я ищу такую же». Затем дети с помощью педагога нанизывают бусины на шнурок.
Заключение
Практика показывает, что проведение систематической и методически правильной работы с использованием представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:
- дети со сложными нарушениями развития проявляют положительные эмоции во время игр на коврике «Полянка», самостоятельно находят мелкие предметы на его поверхности, используя зрительный и тактильный анализаторы, подражают действиям взрослого, умеют (или проявляют попытки) группировать предметы по цвету и форме;
- нормативно развивающиеся дети младшего дошкольного возраста проявляют познавательную активность, знают и различают основные цвета, узнают и различают знакомые предметы на ощупь, владеют первичными представлениями о свойствах предметов (цвете, размере, материале).
Это, в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Полянка» в работе с детьми с разными образовательными потребностями.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"
представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...
Многофункциональное пособие "Сенсорный куб "
Многофункциональное пособие "Сенсорный куб" дл детей младшего дошкольного возраста....
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорный планшет» Методические рекомендации
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....
«Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат» как средство сенсорного развития детей 2 – 3 лет»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....
Презентация«Нетрадиционное, многофункциональное дидактическое пособие по сенсорному развитию детей»
В копилку педагогу...
Дидактическая игра Многофункциональная сенсорная «Гусеница»
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесн...
Методическая разработка дидактического пособия «Многофункциональный сенсорный коврик «Развивай-ка»
Многофункциональный сенсорный коврик «Развивай-ка» разработан для детей дошкольного возраста. Данное дидактическое пособие используется при организации образовательного процесса с де...