Интерактивный стол как современное средство развития ребенка в различных видах общения и деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья опубликована в сборнике КИМЦ "Практика введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в городе Красноярске (из опыта пилотной деятельности)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
84_interaktivnyy_stol_kak_sredstvo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный стол как средство развития дошкольников
Рейнсон Н. А., учитель-логопед,
Курманова О.Н., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад№ 84 комбинированного вида»
В связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования, для педагогов ДОУ актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для моделирования ситуации развития ребенка.
Для реализации задач развития личности ребенка в различных видах общения и деятельности необходимо создание специально организованной и адаптированной к современным детям развивающей предметно - пространственной среды.
Возможность позитивного общения, совместной деятельности детей и педагогов обеспечивает использование в образовательном процессе разнообразных интерактивных средств, одним из которых является интерактивный стол «SMART Table».
Данное оборудование специально разработано для детей дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека. Новая уникальная технология может считывать сорок одновременных касаний, что позволяет использовать его для совместной работы небольших групп детей (от двух до восьми человек).
Применение интерактивного стола в образовательном процессе ДОУ позволяет решать задачи социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Кроме образовательных функций интерактивный стол поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает значимым его использование в среде дошкольного образования.
Занятия проходят в форме увлекательной игры, в которой каждый ребенок становится активным участником, стремится проявить инициативу.
Живой интерес вызывает средство, через которое преподносится материал. Ребята не замечают, что выполняют обучающие задания, они просто играют с сенсорными поверхностями и получают от этого огромное удовольствие.
Игра, организованная за «умным» столом, сплачивает детей, способствует развитию навыков продуктивного сотрудничества, умения работать в команде. Некоторые задания для стола предполагают только совместные решения. Таким образом, ребята учатся договариваться, прислушиваться к мнению других, высказывать свои предположения, уступать друг другу.
В процессе игровой деятельности с использованием Smart – технологии возможно обеспечить развитие коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность общения дошкольников со сверстниками и взрослыми:
- желание вступить в контакт с окружающими;
- умение организовать общение (слушать собеседника, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства, решать конфликтные ситуации);
- соблюдение правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Технические возможности и функции интерактивного стола позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и продемонстрировать детям процессы и явления, которые невозможно увидеть в реальности, например, деятельность представителей различных профессий, поведение животных в естественной среде, процесс производства некоторых предметов. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие, понимание и запоминание информации дошкольниками, увеличивает их познавательную активность.
В интерактивной игре у детей повышается концентрация внимания. Решая интерактивные задачи, ребенок пытается сравнивать и обобщать, выделять внутренние связи объектов.
В речевой деятельности дошкольников интерактивный стол используется для решения следующих образовательных задач:
- обогащение активного словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие фразовой речи, умения задавать вопросы, делать
умозаключения
- формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Выполняя задания, ребята самостоятельно управляют сенсорной
поверхностью стола с помощью прикосновений рук, что способствует
совершенствованию навыков пространственной ориентировки, развитию произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с возможностями интерактивного стола в образовательном процессе – это эффективное средство развития дошкольников при реализации ФГОС дошкольного образования, которое позволяет сделать процесс познания для ребенка увлекательной игрой.
Список литературы:
- АфонинаН.Ю. SMART Table: авторские дидактические игры в практике воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
http://crr5tula.ru/files/Logoped/Professional2016/SMART_Table.pdf
- Власова Д.А. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ.
http://io.nios.ru/articles2/61/3/ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-logopedom-v-dou
- Интерактивный стол SMART Table
http://www.smarttech.ru/table_442i.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155
Приложение 1.
При апробации интерактивного стола педагогами ДОУ была разработана серия игровых упражнений, которые можно использовать как фрагмент специальной организованной деятельности, так и при организации совместной деятельности детей и педагога.
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель:
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- закрепить у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях;
- формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, работать в команде;
- развивать связную монологическую речь.
Приложение «Hot Spaces» (Горячие области).
Педагог приглашает детей подойти к интерактивному столу, обращает внимание детей на знаки, расположенные в «горячих областях».
Дети высказывают предположения, что эти знаки могут означать?
(«можно» и «нельзя» – запрет и разрешение).
Затем дети рассматривают картинки с изображением определенных ситуаций, определяют, можно или нельзя так поступать.
Возможны варианты проведения игрового упражнения:
- Каждый ребенок обосновывает свой выбор, а затем перетягивает картинку в соответствующую область.
Например: На моей картинке дети разводят костер в лесу. Этого делать нельзя, так как может возникнуть пожар в лесу. Поэтому я передвигаю картинку к знаку, который запрещает действия.
- Педагог предлагает детям объединиться в 2 команды. Для этого он раздает карточки зеленого и красного цвета, перевернутые изнаночной стороной.
Перевернув карточки, дети узнают кто в какой команде. Команда зеленых выбирает и перемещает картинки, изображающие действия, которые можно делать в лесу (на улице, дома). Команда красных выбирает и перемещает картинки с запрещенными действиями.
Способ проверки правильного ответа: при правильном ответе горячая область по краю окрашивается желтым цветом и движется, при неправильном ответе – ничего не происходит.
Если дети самостоятельно справляются с заданием, то педагог наблюдает. Если дети сделали неправильный выбор, то педагог предлагает детям самим объяснить, почему так произошло, заметили ли они ошибку? Затем предлагает попробовать еще раз выполнить задание, обсудить ответы в подгруппе.
Тема: «Птицы»
Цель:
Развитие любознательности и познавательной мотивации детей
Задачи:
- закрепить у детей представления о зимующих и перелетных птицах;
- обогащать активный словарь;
- развивать умение слушать, соблюдать очерёдность, работать в команде;
- развивать связную монологическую и диалогическую речь, умение задавать вопросы.
Приложение «Narrow» (Карточки сверху).
Педагог приглашает детей подойти к интерактивному столу. На игровой поверхности стрелка для определения ведущего. Дети договариваются или выбирают с помощью считалки, кто раскрутит стрелку. Таким образом, определяют ведущего, который будет прятать картинку. После этого на столе появляются картинки с изображением разных птиц. Дети рассматривают и называют их.
Ведущий предлагает ребятам закрыть глаза, затем прячет любую понравившуюся картинку, перетягивая ее к своему краю стола. Когда картинка спрятана, ведущий дает команду открыть глаза. Дети просят рассказать о спрятанной картинке.
Ребенок – ведущий начинает самостоятельно описывать птицу, опираясь на её внешний вид, повадки.
Дети по ходу объяснений убирают в «корзину» не подходящие по описанию картинки до тех пор, пока на игровом поле не останется одна картинка с птицей, которую, по мнению группы, спрятал ведущий.
После того, как группа согласилась с тем, что оставшаяся картинка правильная, все дети со своих сторон у корзин нажимают на знаки-вопросы, которые превращаются в галочки, затем нажимают дважды на знак «корзина» и лишние картинки убираются.
Способ проверки правильного ответа: на поле начинает мигать спрятанная картинка в увеличенном размере, а у ведущего она переворачивается.
Если дети самостоятельно справляются с заданием, то педагог наблюдает. Если ребенок-ведущий затрудняется рассказать о спрятанной картинке, то педагог может попросить подгруппу детей задать наводящие вопросы об этой птице или задать их самому.
Например: У птицы черное оперение? Это крупная птица? Она каркает? и т.п.
В конце игрового упражнения педагог предлагает детям обсудить, легко ли было выполнить задание, что вызывало затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...
Консультация для родителей на тему : «Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности»
Консультация для родителей на тему "Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности"...
Взаимосвязь общения с совместной деятельностью в плане становления психики и развития личности .Доминирование различных видов общения и деят-ти на разных этапах возрастного развития.
Психологи различают:· общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;·...
Консультация «Развитие ребенка в различных видах деятельности через взаимодействие с игрушкой»
Консультация на тему «Развитие ребенка в различных видах деятельности через взаимодействие с игрушкой»...
"Интерактивный стол SMART как средство развития дошкольников"
Интерактивный стол SMART TABLE -оборудование, предназначенное для использования в детских садах и начальной школе. Интерактивный стол-уникальное решение для школьного и дошкольного образования. Стол п...
Интерактивный лэпбук как современное средство развития дошкольников. Детско - родительский клуб "Творческая академия".
На детско – родительском клубе «Творческая академия» родители ознакомились с интерактивной формой познавательной деятельности дошкольников. Был предс...