Формы работы по адаптации родителей и детей к ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Корсакова Оксана Николаевна

презентация по теме к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по адаптации

 родителей и детей с нарушением зрения к ДОУ

Корсакова Оксана Николаевна,

старший воспитатель,

МБДОУ № 82

г. Мурманска

Детство - короткий, но очень важный этап в жизни человека, в течение которого формируются качества, необходимые во взрослой жизни. Никто не станет отрицать, что для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, благополучная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:

  •  физиологические потребности (в питании, сне, отдыхе)
  •  потребность в безопасности (жилище, социальная и материальная защищенность)
  • потребность в любви и уважении, поддержке и защите.

Семья и дошкольное учреждение играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи с тем, что большинство родителей работает, значительную часть времени,  ребенок проводит в детском саду. Наукой доказано, что именно в дошкольные годы закладывается фундамент психофизического здоровья, формируются основы личности ребенка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. поэтому очень важно, чтобы в этот ответственный период родители и педагоги тесно взаимодействовали в его интересах, строили свои отношения на доверии, открытости, взаимоуважении.

Одной из главных задач в работе с родителями детей, имеющих нарушение зрения, мы считаем донести до сознания каждого взрослого, что у них особенный ребенок. Он не хуже и не лучше здоровых детей, но у него присутствует патология зрения. И это нужно  воспринимать, понимать и принимать адекватно.

Обычно всех родителей наших воспитанников можно условно разделить на две группы: первые отличаются тем, что чрезмерно опекают и балуют своих детей. Вторые - наоборот, не обращают  внимания  на диагноз, не могут понять,  как видит их ребенок,  какие трудности испытывает. Достичь этой цели нам помогает взаимосвязь в работе всех специалистов ДОУ: тифлопелдагога, врача-окулиста, медсестры-ортоптистки, учителей-логопедов, воспитателей. Мы полагаем, что наш опыт будет интересен тем, что в основе сотрудничества с семьями воспитанников лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход. Для нас определяющим является не просто набор мероприятий с родителями, сообщение им знаний по проблемам воспитания детей, а выстроенная система  работы с учетом запросов и потребностей родителей, а также вовлечение родителей в активную деятельность, взаимодействие с помощью разнообразных форм и методов, в том числе интерактивных.

 Для того чтобы с первых дней пребывания ребенка в нашем коррекционном образовательном учреждении наладить оптимальные отношения с родителями воспитанников, на протяжении ряда лет мы используем такую форму работы, как «круглый стол».

В основе этой формы работы лежит принцип коллективного обсуждения проблемы. Проблема актуальная для наших родителей - зрение детей. Важно, чтобы выбранная вами тема была рассмотрена в разных аспектах: педагогическом, психологическом, правовом и т.д. Поэтому участие в «круглом столе» принимают все наши специалисты. Эта форма взаимодействия позволяет расширить кругозор участников и предоставляет возможность комплексно оценить проблему.

Чем хороша эта форма для родителей: во-первых, «круглый стол» дает возможность познакомиться сразу со всеми специалистами и узнать всю специфику работы, правила по которым живет детский сад.

Во-вторых, родители видят, что они не одни, т.е. таких детей, как их ребенок достаточно много, есть диагнозы и похуже чем у них.

В-третьих, родители видят, как много специалистов готовы помочь им. Да, благодаря интернету, прочитать про диагноз и разобраться в нем может каждый родитель. Но,  у нас многолетний опыт работы, мы неоднократно сталкивались с такими проблемами и мы знаем, что, когда и как  нужно делать.

Чем хороша эта форма для педагогов: во-первых, родители приглашены заранее (каждому выдается именное приглашение) и настроены на общение. Родители, вновь поступивших детей искренне заинтересованы получить информацию о проблемах развития своего ребенка.

Во-вторых, не надо повторять то, что знают все родители воспитанников, посещающие сад не один год (как на общих собраниях).

В-третьих, такое общение помогает увидеть перспективу дальнейшего сотрудничества.

Для того, чтобы встреча прошла активно и интересно, необходимо заранее подготовить специалистов, чтобы они приходили не с докладами, а с конкретными рекомендациями по каждому ребенку, идеями. Также нужно  настроить участников на обмен мнениями, поддерживать атмосферу свободного обсуждения проблемы. Неплохо использовать мультимедийное оборудование (мы показываем презентации «Наши достижения», либо «Афоризмы о воспитании»).

Для повышения эффективности групповых мероприятий с участием педагогов и родителей мы используем активные формы взаимодействия участников. Интерактивные методы во многом позволяют решить эту проблему.

Интерактивный процесс - это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, изменением состояния участников, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. Цель интерактивного процесса - улучшение и изменение моделей поведения участников. В нашем случае это очень актуально в процессе адаптации детей и самих родителей воспитанников к условиям детского сада. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.

Подробнее хотелось бы остановиться на интерактивных играх, использование которых особенно актуально в процессе адаптации.

Игры, используемые на этапе знакомства

«Интервью»

Участникам предлагается образовать пары и взять друг у друга интервью по следующим вопросам:

- Что вам нравиться делать в семье? В профессии?

- Что вам не нравиться делать в семье? В профессиональной деятельности?

- Ваше жизненное кредо? (в форме пословицы, девиза)  

Правила: представлять друг друга со слов: «Разрешите представить вам…» (называется Ф.И.О.) На запись интервью дается 3-5 минут.

«Аллитерация имени»

Аллитерация (от лат. ad- к, при и  littera - буква) 

Аллитерация имени -дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя.

Правила: каждый участник сначала представляет предыдущих, впереди сидящих, называя их аллитерацию имен, а затем называет себя. И так до тех пор, пока не представятся все участники.

Игры, используемые для создания благоприятной атмосферы

«Сказка»

Участникам предлагается сочинить сказку. Кто-либо по желанию начинает её, затем по сигналу ведущего сказка прерывается, и дальше продолжает её рядом сидящий, и так до тех пор, пока не выскажется каждый.

Игры, используемые для обмена деятельностями, предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса.

Мозговой штурм «Карусель граффити»

Участники делятся на малые подгруппы. Каждая команда получает лист ватмана с заданием. В течение одной-двух минут команды выполняют задание. Затем по сигналу ведущего листы передаются по кругу следующей команде для продолжения записей и так до тех пор, пока первоначальные листы не вернутся в команды. Задания могут быть следующими:

  •  Методы поощрения детей
  • Методы наказания детей.
  • Формы организации досуга в семье.

Затем участники знакомятся с записями, обсуждают, обмениваются мнениями.

Игры, используемые для рефлексивной деятельности, направлены на фиксирование участниками состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия.

«Цепочка пожеланий»

Каждому участнику по цепочке предлагается обратиться с пожеланиями к себе и к другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

Заканчивает цепочку пожеланий руководитель, подводя итог.

Интерактивных игр, используемые в практической деятельности нашего коллектива, много. В данном случае игры приведены в качестве примера.

Советы педагогам при проведении групповых мероприятий с родителями

  • Выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей.
  • Создайте атмосферу комфорта и доброжелательности.
  • Заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение».
  • Используйте разнообразные формы активизации родителей, например: выполнение практических заданий – индивидуально, в парах, в малых группах по три-шесть человек, в виде соревнования.
  • Включите игры, элементы тренингов.
  • Предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям.
  • Используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
  • Предоставьте родителям учиться друг у друга, самим добывать знания, анализировать свой педагогический опыт.
  • Не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников.
  • Будьте готовы к общению с «трудными» родителями.
  • Хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.

Литература:

1.Консультируем  семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья // Здоровье дошкольника. - 2008. - № 5. - С.33-37.

2.Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. / Л. Баданина, // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С.100-115.

3.Благодатская, О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй./ О.А. Благодатская  // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 51-54.

4.Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей /  Т.А. Лукина // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 46-49.

5. Митрофанова, О. Н. Технология эффективного взаимодействия детского сада и семьи. /О.Н. Митрофанова  // Справочник старшего воспитателя. - 2011. - № 2. - С. 62-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Эффективные формы работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 лет).

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно- образовательного процесса. Для этого возраста характерна потребность в общении, развитие разнообразных форм общения  со сверстнм...

«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)

Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Презентация «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

laquo;Лэпбук – форма работы поразвитию речи детей» (из опыта работы)...

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ ( из опыта работы)

   С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.    Логопедическим сопровождением охвачены дети не только ...