Мастер-класс для педагогов "Игры с песком"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Масстер-клаас для педагогов, работающих с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 23.29 КБ |
razdatok_pesok.docx | 337.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Игры с песком для детей раннего возраста»
педагог-психолог З.Н. Боровская
Игра в песок – одна из немногих традиционных детских игр, сохранившихся в наше время. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг. Окружающее пространство тянет ребёнка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретёт некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т.д. интерес к песку удерживается тем, что он не поддаётся «овладению». Малыш его берёт, а он утекает. Малыш лепит форму, а он легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зёрна и камушки.
Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом, поэтому занятие может длиться дольше других занятий. Чем младше дети в группе, тем больше будет именно сенсорных, тактильных игр.
Песок - это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.
Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.
Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира. При изучении обобщающих понятий, таких как дикие и домашние животные, насекомые, город и село, можно использовать большие емкости с песком и различные игрушки, фигурки из пластмассы и металла, природные материалы: семена, камни, ракушки, сухие растения; макеты зданий, жилищ. Разнообразие используемого материала даст ребенку возможность раскрыть не только изучаемую тему, но и свои творческие способности. Мы можем использовать одновременно массу наглядного материала. Например, при изучении домашних животных – нарисовать кошку совместно с педагогом, параллельно повторив части туловища и т.д., поставить фигурку кошки, найти ее среди других фигур, поставить к ней соответствующую иллюстрацию и т.д.
Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия с родителями, педагогами, сверстниками.
Существуют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации игр с песком с малышами. У детей раннего возраста интересы ориентированы на предметы. Дети исследуют их, пропускают через все возможные сенсорные системы. С этой точки зрения, сыпучие материалы уже находятся в списке потенциально опасных, т.к. могут попасть в рот, глаза, уши и др. Поэтому с малышами до 1,5 лет важно постепенно увеличивать объём сыпучих материалов, начинать с рассыпчатых масс на основе продуктов, затем давать сыпучие пищевые материалы и только потом – песок.
Организованные игры с песком:
- Сенсорные игры
- Практические игры
- Творческие игры
- Исследовательские игры
- Обучающие игры
- Контактные игры
Практическая часть
Здравствуй, песок! (ритуал начала работы с песком)
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Послушайте… песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите? Говорит он тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко. Давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки»
Песочный дождик
В сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.
Песочный ветер
Дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной
стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Сенсорные игры:
Игра «Ныряние». Погружение в песок рук («заныривание» ладонями). Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной и двумя руками.
Два пловца, два удальца
В море синее ныряют,
Два пловца, два удальца
В море ножками болтают
Игра «Дворник». Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка.
Встанет дворник на заре,
Подметёт всё во дворе.
И-и-и раз, и-и-и два-
У него в руках метла
Необыкновенные следы
«Идут медвежата»
«Прыгают зайцы»
«Ползут змейки»
«Бегут жучки-паучки»
«Крабики»
«Человечки»
«Кроказябла» или другие предметы оставляющие следы
Творческие игры
Игра «Песочные карандаши».
Игра «Насыпашки». Предложить сыпать песок на рабочую поверхность через самодельное фигурное сито.
Исследовательские игры
Игра «Жучки». Фигурки передвигаются на столе с помощью магнитов
Контактные игры
Игра «Мина» . один из игроков закапывает свою ладонь, а второй должен аккуратно её откопать, не задев. Как только происходит касание, игрок, чья ладонь закопана в песке, может «взорвать мину»
Игра «Туннель» - прокопать в горе тоннель, двигаться нужно навстречу друг другу.
Обучающие игры
Игра «Археологи» отыскать в песке похожую фигуру
Игра «Веселая история» Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.
Завершение
Создаём свой мир и дороги ведущие от дома к другим домам
Предварительный просмотр:
Самостоятельное осваивание ребенком песочницы
ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.
Песочные следы
«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. Кончиками пальцев дорисовать пальчики …
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
«Скачет воробей» - пальцы сжать в щепотку.
Импровизированный рисунок
используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.
Игра «Поймай солнечный луч»
используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.
Игра "Кладоискатель”
в песочнице прячется любая фигура, а ребёнок должен его найти, ребенку сообщается ее "координата” (Например: "Клад спрятан в верхнем углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.
Игра «Песочные каракули»
Ребёнок и взрослый по очереди рисуют каракули поверх друг друга.
Игра «Два барашка»
Участвуют 2 ребёнка. В песочнице чертится или выкладывается тропинка. Игроки «шагают» по ней пальцами навстречу, пока не упрутся друг в друга костяшками пальцев. В таком положении немного «бодаются» и «расходятся» обратно.
По тропинке рано
Повстречались два барана.
Друг на друга посмотрели,
Уступить не захотели
Игра «Куча-мала»
Участвуют 2-6 детей. Игроки выкладывают ладошки в песочницу, педагог немного припорашивает их песком. По сигналу педагога игроки начинают тихо шевелить пальцами, а потом замирают.
Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом
Песок - это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.
Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.
Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира.
Песок – это поле для взаимодействия.
Рекомендуемая литература:
Зеленкова-Пешкова Н.В.
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.
Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин
Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет
Зейнц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования» г.Канска
и
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»
МБДОУ № 25
Игры с песком
для детей раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению мешочков с песком (для метания)
Использование данного материала поможет изготовить меочки с песком своими руками....
Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"
1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....
Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»
Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...
Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём»
повышение психолого – педагогической компетентности родителей в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....
МАСТЕР – КЛАСС Использование методов работы с песком в условиях детского сада
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Иг...
Мастер-класс по теме "Рисование цветным песком..."
Несколько способов изготовления цветного песка...
Мастер-класс для педагогов "Метод рисования песком и на песке"
Один из популярных методов работы с песком в последние годы – это рисование песком и на песке на специальных столах с подсветкой - метод «Sand Art». Песок здесь используется ка...