Мастер-класс для педагогов "Игры с песком"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Боровская Зоя Николаевна

Масстер-клаас для педагогов, работающих с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx23.29 КБ
Файл razdatok_pesok.docx337.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс

«Игры с песком для детей раннего возраста»

педагог-психолог З.Н. Боровская

       Игра в песок – одна из немногих традиционных детских игр, сохранившихся в наше время. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг.  Окружающее пространство тянет ребёнка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретёт некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т.д. интерес к песку удерживается тем, что он не поддаётся «овладению». Малыш его берёт, а он утекает. Малыш лепит форму, а он легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зёрна и камушки.

Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом, поэтому занятие может длиться дольше других занятий. Чем младше дети в группе, тем больше будет именно сенсорных, тактильных игр.

Песок -  это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.

Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.

Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть  любую лексическую тему, предоставить возможность  потрогать явления окружающего мира. При изучении обобщающих понятий, таких как дикие и домашние животные, насекомые, город и село, можно использовать большие емкости с песком и различные игрушки, фигурки из пластмассы и металла, природные материалы: семена, камни, ракушки, сухие растения; макеты зданий, жилищ. Разнообразие используемого материала даст ребенку возможность раскрыть не только изучаемую тему, но и свои творческие способности. Мы можем использовать одновременно массу наглядного материала. Например, при изучении домашних животных – нарисовать кошку совместно с педагогом, параллельно повторив части туловища и т.д., поставить фигурку кошки, найти ее среди других фигур, поставить к ней соответствующую иллюстрацию и т.д.

Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия с родителями, педагогами, сверстниками.

 Существуют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации игр с песком с малышами.   У детей раннего возраста интересы ориентированы  на предметы. Дети исследуют их, пропускают через все возможные сенсорные системы. С этой точки зрения,  сыпучие материалы уже находятся в списке потенциально опасных, т.к. могут попасть  в рот, глаза, уши и др. Поэтому с малышами до 1,5 лет важно постепенно увеличивать объём сыпучих материалов, начинать с рассыпчатых масс на основе продуктов, затем давать сыпучие пищевые материалы и только потом – песок.

Организованные игры с песком:

  • Сенсорные игры
  • Практические игры
  • Творческие игры
  • Исследовательские игры
  • Обучающие игры
  • Контактные игры

Практическая часть

Здравствуй, песок! (ритуал начала работы с песком)

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй  руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно  высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем  тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Послушайте… песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите?  Говорит он тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко. Давайте его развеселим!

Игровое упражнение «Пощекоталочки»

Песочный дождик

В сказочной стране может идти необычный  песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы  сами можете устроить такой дождь и ветер.

 Песочный ветер

Дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной

стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Сенсорные игры:

Игра «Ныряние». Погружение в песок рук («заныривание» ладонями). Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Два пловца, два удальца

В море синее ныряют,

Два пловца, два удальца

В море ножками болтают

Игра «Дворник». Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями («наметаем» песок  одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка.

Встанет дворник на заре,

Подметёт всё во дворе.

И-и-и раз, и-и-и два-

У него в руках метла

Необыкновенные следы

«Идут медвежата»

«Прыгают зайцы»

 «Ползут змейки»

 «Бегут жучки-паучки»

«Крабики»

«Человечки»

«Кроказябла»  или другие предметы оставляющие следы

Творческие игры

Игра «Песочные карандаши».

Игра «Насыпашки». Предложить сыпать песок на рабочую поверхность через  самодельное фигурное сито.

Исследовательские игры

Игра «Жучки».  Фигурки передвигаются на столе с помощью магнитов

Контактные игры

Игра «Мина» . один из игроков закапывает свою ладонь, а второй должен аккуратно её откопать, не задев. Как только происходит касание, игрок, чья ладонь закопана в песке, может «взорвать мину»

Игра «Туннель» - прокопать в горе тоннель, двигаться нужно навстречу друг другу.

Обучающие игры

Игра «Археологи» отыскать в песке похожую фигуру

 Игра «Веселая история» Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

Завершение

Создаём свой  мир и дороги ведущие от дома к другим домам



Предварительный просмотр:

Самостоятельное осваивание ребенком песочницы

ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.

Песочные следы

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. Кончиками пальцев дорисовать пальчики …C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\12.jpg

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

«Скачет воробей» - пальцы сжать в щепотку.

Импровизированный рисунок

используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно. C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\4484c3722dccb1f789ad4711656915cf.jpg.jpg

 

 Игра «Поймай солнечный луч»  

используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

 

 Игра "Кладоискатель”

 в песочнице прячется любая фигура, а ребёнок должен его найти, ребенку сообщается  ее "координата” (Например: "Клад спрятан в верхнем углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\Pesochnitsa-3.jpg

Игра «Песочные каракули»

Ребёнок и взрослый по очереди рисуют каракули поверх друг друга.

Игра «Два барашка»

Участвуют 2 ребёнка. В песочнице чертится или выкладывается тропинка. Игроки «шагают» по ней пальцами навстречу, пока не упрутся друг в друга костяшками пальцев. В таком положении немного «бодаются» и «расходятся» обратно.

По тропинке рано

Повстречались два барана.

Друг на друга посмотрели,

Уступить не захотели

Игра «Куча-мала»

Участвуют 2-6 детей. Игроки выкладывают ладошки в песочницу, педагог немного припорашивает их песком. По сигналу педагога игроки начинают тихо шевелить пальцами, а потом замирают.

Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом

Песок -  это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.

Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.

Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть  любую лексическую тему, предоставить возможность  потрогать явления окружающего мира.

Песок – это поле для взаимодействия. 

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\a0ded9f95718812f6b80d6d2270d5cc8.jpg

Рекомендуемая литература:

Зеленкова-Пешкова Н.В.

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.

Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин

Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет

Зейнц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования» г.Канска

и

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»

МБДОУ № 25

Игры с песком

для детей раннего возраста 

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\pesok2_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению мешочков с песком (для метания)

Использование данного материала поможет изготовить меочки с песком своими руками....

Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"

1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....

Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»

Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...

Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём»

повышение психолого – педагогической компетентности родителей в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....

МАСТЕР – КЛАСС Использование методов работы с песком в условиях детского сада

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Иг...

Мастер-класс по теме "Рисование цветным песком..."

Несколько способов изготовления цветного песка...

Мастер-класс для педагогов "Метод рисования песком и на песке"

Один из популярных методов работы с песком в последние годы – это рисование песком  и на песке на специальных столах с подсветкой - метод «Sand Art». Песок здесь используется ка...