Адаптация к школе. Дезадаптация
консультация по коррекционной педагогике на тему
Начало обучения – очень напряжённый период. Новые контакты, обязанности, социальная роль-ученика. Совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка. Это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех сил организма. Не день и не неделя потребуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, ко всему новому, что несет в себе статус школьника, мобилизуются его адаптационные ресурсы. Нужно время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям, научился соответствовать новым требованиям.
Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezadaptatsiya.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация к школе. Дезадаптация
Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:
а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;
б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы "ребёнок-взрослый", "ребёнок-ребёнок" к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.
Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.
Преодоление любой формы школьной дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих.
Причины школьной дезадаптации
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.
- Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
- Соматическая ослабленность ребенка.
- Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
- Двигательные нарушения.
- Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации - дезадаптации:
- Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
- "Скрытые" формы ДА:
1-я степень – начальная форма "скрытой" ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. Повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.
2-я степень – прогрессирующая форма "скрытой" ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточится, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
- "Открытые" формы дезадаптации
3-я степень - начальная форма "открытой" ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.
4-я степень - прогрессирующая форма "открытой" ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность. Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.
Критерии школьной дезадаптации.
1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).
3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
Формы проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации | Причины | Первичный запрос | Коррекционные мероприятия |
Несформированность навыков учебной деятельности. | – педагогическая запущенность; | Плохая успеваемость по всем предметам. | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. |
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. | – неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); | Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость. | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность). | – неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; | Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. | Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика. |
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. | Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем. | Страхи, тревожность. | Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. |
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности. | – стремление родителей "инфантилизировать" ребенка; | Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте. | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:
- знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;
- анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;
- оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;
- учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации.
Предупреждение школьной дезадаптации.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
- Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
- Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
- Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
- Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
- При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
- Создавать классы компенсирующего обучения.
- Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
- Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.
Для того чтобы преодолеть проявления дезадаптации необходима помощь родителей.
Вот ряд рекомендаций для родителей.
- Не спешите отдавать в школу своего малыша. Готовность к школе у детей формируется в разное время. Это может быть и в 6, и в 8 лет. Советуйтесь с детским психологом.
- Для того чтобы ваш ребенок не боялся школы, еще до начала обучения разговаривайте с ним на эту тему, объясняйте, какие трудности ему могут встретиться и как с ними справляться.
- С помощью игр, чтения книг, поручений в помощи по дому развивайте у ребенка память, мышление, внимание, учите прилагать усилия для получения нужного результата. Например, во время уборки комнаты можно поиграть в такую игру: на полочке стоит 7 разных предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них, затем закрыть глаза. В это время спрячьте один предмет. Ребенок должен открыть глаза и определить, какого предмета не хватает. Это упражнение развивает зрительную память, внимание, и очень нравится детям.
- Играйте с ним в школу, пусть его куклы и медведи приходят учиться и попадают в профилактика школьной дезадаптации различные ситуации, которые ребенок должен с вашей помощью решить.
- Как можно больше читайте ребенку, и не только сказки, но и познавательную литературу. Это пробуждает у малыша интерес к новым знаниям, развивает любопытство, познавательные процессы.
- Познакомьте ребенка с режимом школьного дня в играх или беседах.
- Делитесь своими воспоминаниями об учителях, формируя у ребенка положительный образ учителя, чтобы предотвратить страх перед незнакомыми взрослыми.
- Рисуйте картинки в тетрадках по клеточкам и линейкам, этим вы научите ребенка их видеть и разовьете мелкие мышцы пальчиков, необходимые для письма.
- Хорошо развивают пальцы, а так же воображение рисование красками, лепка из глины или пластилина, вырезание из бумаги разных фигурок.
- Поиграйте в игру «Маша (Миша) собирается в школу», учите быстро одеваться, собирать нужные предметы.
- На улице обращайте внимание на правила поведения на дорогах, приучайте быть внимательным, осознавать опасность.
- Играйте с конструктором, мозаикой, развивающими играми, знакомьте ребенка с окружающим миром, рассказывайте о том, мимо чего проходите. Просите его рассказать папе (маме) чем вы занимались дома или на прогулке в их отсутствие, побуждайте малыша делиться с вами впечатлениями о детском садике, а потом и о школе, чтобы развивать его речь.
Коррекция школьной дезадаптации
Различные причины школьной дезадаптации вызывают одинаковые проявления: затруднения в учебе и нарушения в поведении. Психологическая работа может идти в двух направлениях – с причиной и следствием (т.е. с симптомом). Школьные психологи направляют свою деятельность на ликвидацию симптомов.
Поскольку затруднения в учебе зачастую связывают с недоразвитием познавательной сферы, нужно развивать именно познавательные процессы: внимание, память, мышление. Большинство профилактических и коррекционных программ по развитию и/или формированию внимания основаны на методе, разработанном в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая).
Специально организуется процесс развития логической памяти, так как считается, что дети младшего школьного возраста прибегают к повторению, чтобы запомнить. Коррекционные программы, посвященные развитию памяти, можно найти в специальной литературе – в работах Л.М.Житникова, Е.Л. Яковлевой, в серии книг по развитию памяти И.Ю.Матюгина и др.
Направленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности посвящены труды М.Н.Акимовой и В.Т.Козловой, С.М.Бондаренко, Е.В.Заики, Н.Ф.Талызиной и др. Специальные игры и упражнения по развитию моторики у детей широко представлены в педагогической и психологической литературе – в работах В.П.Матыцина, в книге «Психогигиена детей и подростков» (М., 1985).
Литература:
- Ваш психолог. Школьная дезадаптация. Причины и пути коррекции. http://vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/404-school-disadaptation-da-causes-and-ways-of-correction
- Вострокнутов Н.В. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПУТИ И СРЕДСТВА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ. http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/vostr.htm
- Причины школьной дезадаптации http://festival.1september.ru/articles/313869/
- Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru - http://psyedu.ru/files/articles/2335/pdf_version.pdf
- Что такое дезадаптация первоклассника и к чему она может привести http://tvoiyapravda.ru/for-deti/schkola/dezadaptaciya-pervoklassnika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ценностно- мотивационной готовности в адаптации к школе
Успешность обучения ребёнка в школе, главным образом, зависити от его желания учиться. Даже если начинающий первоклассник в недостаточной степени владеет необходимым "багажом" знаний, но у него отмеча...
Советы психолога «Адаптация к школе»
Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...
Что такое адаптация к школе и сколько она длится?
Что такое адаптация к школе и сколько она длится? ...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»
Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...
Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»
Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...
Конспект НОД в подготовительной группе «Собираемся в школу». Тема: Адаптация к школе.
Конспект НОД в подготовительной группе«Собираемся в школу».Тема: Адаптация к школе....