Отчет по методической теме
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Отчет по методической теме учителя –дефектолога Хужиной Н. И.
Методическая тема: «Развитие связной речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через театрализованную деятельность»
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую
активность в театрализованной деятельности.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
Задачи: Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
Совершенствовать артистические навыки детей, работать над речью, интонациями, обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике). Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. При этом глубина повреждений или степень незрелости может быть также различной. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в интеллектуальной недостаточности, так и в эмоционально-волевой незрелости.
Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность носит игровой характер и способна увлечь ребенка, удовлетворить его потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.
Театрализованная деятельность для ребенка с ОВЗ обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста, максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.)
В первый год реализации плана по самообразованию, я начала по следующим направлениям: изучение литературы на тему «Развитие речи посредством театра», пополнение развивающей среды на тему театрализованная деятельность, методическая разработка «речевые тренинги» (работа над скороговорками, прибаутками), консультация для родителей «Театр и ребёнок», изготовление атрибутов к драматизации, драматизация сказки «Теремок».
Вся эта кропотливая работа является «работой» только для взрослых, а для детей это, прежде всего игра.
В результате проведенной работы по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности мы смогли заметить, что у детей заметно стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе, у детей наблюдается открытость в общении, прослеживается дружелюбная обстановка. Мы видим, что дети приобрели навыки общения, исчезла зажатость и скованность, улучшился эмоциональный фон в группе.
Во второй год реализации плана по самообразованию я начала работу по следующим направлениям: Изготовление картотеки театрализованных игр, Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста», пополнение развивающей среды на тему театрализованная деятельность, консультация для воспитателей : «роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», игровые пантомимические этюды и упражнения, Изготовление атрибутов к драматизации, привлечение родителей, драматизация сказки «Репка».
К концу второго года реализации плана по самообразованию, заметно отмечается следующее: участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, формировать адекватное поведение. Она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализация играет в развитии речи дошкольника значительную роль, проявляясь в ритме, паузах, интонациях, модуляциях голоса и других экспрессивных, выразительных моментах.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания.
Список используемой литературы.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.-М.:ТЦ Сфера, 2009.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.
- Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.
- Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по методической работе за 2012-2013 учебный год
В отчете представлена методическая работа с педагогами МАДОУ "Солнышко": участие в конкурсах, аттестация, публикации,...
Отчет о методической работе за 2014-2015 учебный год
Анализ методической работы за 2014-2015 учебный год...
Отчет работы методического объединения по теме «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Формирование привычки к здоровому образу жизниИскусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэ...
Отчет по методической теме: «Формирование математических представлений у детей в игровой форме»
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...
План отчета педагога по методической теме (самообразование)
Тема: « Воспитание самостоятельности в период дошкольного детства» Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действов...
Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и эксперименты
Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и экспер...
Распространение педагогического опыта.Отчет о Методическом объединении на тему: : « Развитие речи и речевое воспитание дошкольников на современном этапе по методике Ушаковой Оксаны Семеновны.»
Распространение педагогического опыта.Мастер-класс по методикам Ушаковой О.С. в преподавании развития речи в детском саду в старшей и подготовитнльной группах....