Развитие связной речи у дошкольников
консультация по логопедии

Паскаль Марина Дмитриевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.  

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует много специализированных упражнений.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.

В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства, наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ПРИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

- мяч – большой, резиновый красный, легкий;

- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.

В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

1.Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

2.Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.

По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

«Сочиним сказку с помощью книги»

Предложить ребенку сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Взрослый задает ребенку вопрос, ответ на который содержится в тексте книги. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:

1.     Жил-был... кто?

2.     Какой он был (какое добро умел делать)?

3.     Пошел гулять (путешествовать, смотреть)... куда?

4.     Встретил злого... кого?

5.     Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?

6.     Был у нашего героя друг... кто?

7.     Какой он был? Как мог помочь главкому герою?

8.     Что стало со злым героем?

9.     Что наши друзья стали делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....