Образовательный семинар «Педагогическая диагностика»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Цель: Обозначение значимости объективной педагогической диагностики развития воспитанников в деятельности ПМПк.
Задачи:
1. Проанализировать дефициты, встречающиеся при составлении педагогических характеристик.
2. Осуществить подбор методов и приемов оценки развития воспитанников разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_ped._diagnostika.doc | 44 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru_ped._diagnostika.ppt | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный семинар
«Педагогическая диагностика»
Цель: Обозначение значимости объективной педагогической диагностики развития воспитанников в деятельности ПМПк.
Задачи:
- Проанализировать дефициты, встречающиеся при составлении педагогических характеристик.
2. Осуществить подбор методов и приемов оценки развития воспитанников разных возрастных групп.
План работы семинара
1. Дискурс «Анализ педагогических характеристик (выявление дефицитов, определение основных составляющих характеристики для ПМПк)».
Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.
К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование.
Проанализируем некоторые характеристики с целью выявления дефицитов и их предупреждения в дальнейшей работе
Основными дефицитами при составлении характеристики становятся следующие:
1. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к педагогической характеристике.
Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций - восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная информация об отдельных недостатках поведения ребенка.
Сведения об отдельных особенностях психики и поведения важны, но не менее существенной является информация об уровне общего развития, об особенностях усвоения программы детского сада или школы.
2. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного или школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.
3. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации.
Выписка из характеристики Саши Ш., 10,5 лет, ученика 2 класса КРО общеобразовательной школы, поступившего на обследование после вторичного обучения по программе 2 класса:
«... В начале учебного года мальчик совсем не реагировал на замечания учителя, был агрессивно настроен по отношению к одноклассникам. Во время урока мог ходить по классу, кричать, свистеть, петь, швырять предметы. Для встряски и разгрузки нервной системы Саша часто создает конфликтные ситуации на переменах по отношению к некоторым одноклассникам. Чем больше он устал, тем сильнее может быть аффективная вспышка...» и т.д. и т.д.
Из 4 страниц рукописного текста характеристики 3 - отведены особенностям проявлений поведения, однако подлинного анализа усвоения программы данная характеристика не содержит. Такая характеристика не единственная, она тоже не отражает требований.
4. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.
Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не учитывает и не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).
5. Безадресность характеристики.
6. Неполное составление педагогических характеристик.
В ряде случаев приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как:
- отношение к учебной деятельности;
- сформированность учебных навыков;
- характеристика общего развития;
- развитие моторики и речи;
- отношения ребенка к словесной инструкции педагога;
- общая осведомленность о себе;
- отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности;
- заключение и рекомендации.
Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить результаты обследования.
2. Коллективная работа «Определение составляющих педагогической характеристики для представления в ПМПк»
3. Работа в группах «Определение методов и приёмов педагогической диагностики по возрастам».
Каковы же причины множества недостатков выявленных в характеристиках???
Именно с целью получения объективных данных необходимо осуществление педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации воспитанников, а так же совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:
1) поставляет достоверную информацию педагогу для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;
2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Установка на работу в группах
Подбор методов и приемов оценки развития воспитанников разных возрастных групп:
- дошкольный возраст;
- младший школьный возраст;
- средний школьный возраст;
- старший школьный возраст.
4. Общее заседание (представление результатов работы групп).
5. Подведение итогов семинара
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные дефициты при составлении характеристики 1. Несоответствие содержания требованиям . 2. Отсутствие в характеристике анализа усвоения программного материала. 3. Излишне подробные характеристики. 4. Отсутствие в характеристике обобщенных и обоснованных выводов. 5. Безадресность характеристики. 6. Неполное составление педагогических характеристик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД " Труд взрослых в детском саду"в области социализация, труд, в рамках городского семинара педагогических работников ДОУ.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ в интеграции с другими образовательными областями для детей средней группы ,, Детский сад – второй наш дом. Кто...
Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...
Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"
Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"...
Выступление старшего воспитателя МДОУ «Детского сада №210» Е.В.Кузнецовой на семинаре–педагогический практикум по теме:«Театрализованная деятельность воспитанников, через художественно – эстетическое и речевое развитие»
Выступление старшего воспитателя затрагивает тему: "Театр глазами ребенка дошкольного возраста"Тема: «Роль театрализованных игр в воспитании дошкольников...
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Семинар "Педагогическая диагностика в условиях ФГОС" 2016 г.
30 сентября 2016 года воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна, выступила с сообщением для педагогов МДОУ № 51 на тему "Анализ используемой системы диагностики, методов и приёмов наблюдений педа...
Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»
Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...