Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"
статья на тему
Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гриценко Ксения Сергеевна.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 «Чайка»
с приоритетным осуществлением
физического развития детей.
город Балей. Забайкальский край.
Конкурсное задание: Методический семинар
Тема: «Педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ»
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Какие изменения внес он в систему ДО. Основное, что следует отметить, это ориентация документа на индивидуализацию и социализацию детей.
В современных условиях, переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования , сложно перестраиваться, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности, т. к. в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, педагоги затрудняются в выборе методических пособий, технологий, следовательно, возникают вопросы: «Как? », « Какие технологии использовать в работе, чтобы повысить эффективность образовательного процесса с соответствии с стандартом», «Интересно ли будет ребенку овладевать новым знанием, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики? Поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят о переходе к педагогической технологии.
Что означает сам термин «технология»?
Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Педагогическая технология -это организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Что же необходимо для внедрения современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении?
• Первоначальное изучение новых технологий, использование на занятиях, в игровой, познавательно-речевой, продуктивной и др. деятельности детей.
• Формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности.
• Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов,
В связи с изменениями в дошкольном образовании детей и введением ФГОС ДО я поняла, что у меня недостаточно знаний о педагогических технологиях, недостаточно сформированы умения и навыки в их использовании. Поэтому, находясь в поиске оптимальных форм работы с детьми, определила для себя тему самообразования: «Современные педагогические технологии в работе детского сада». Методической базой для изучения данного вопроса стали источники: Т.В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» - СПб.:Детство-Пресс,2012.; Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец «Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2012.; Л.В. Монина, Н. Б. Вершинина, Т.И. Суханова «Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. Волгоград: Учитель,2010.; Интернет ресурсы.
Основной целью своей деятельности считаю – повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС, путём расширения своего профессионально-педагогического кругозора. Для достижения цели поставила следующие задачи:
- выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
- совершенствовать умение профессионально грамотно применять педагогические технологии в практической деятельности;
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Изучив тему в процессе самообразования, я пришла к выводу, что для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка.
Среди педагогических технологий, которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить
- информационно-коммуникативные технологии.
- мнемотехнику,
- здоровье сберегающие педагогические технологии
1. ИКТ –технологии (развивающие компьютерные игры и мультимедийные презентации).
Я только осваиваю работу с интерактивной доской, поэтому самый простой способ работы с ней - использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера и работа с интерактивной презентацией.
-.Использование игровых заданий на интерактивной доске позволяет не только обогащать знания детей, но и развивает умение оперировать символами на экране. Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.
- Использование мультимедийных презентаций
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Для успешной работы с детьми я создала банк презентаций, который разместила на сайте.
2. Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.
Данную технологию я включаю во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:
Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то,
что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.
Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ) с опорой на символы (образы, т. е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.
На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
3.Здоровье сберегающую технологию
я рассматриваю как совокупность методов и приемов (обязательное использование приемов снятия напряжения детей, двигательных пауз, элементов различных видов гимнастик, игр упражнений, тренингов и так далее), которые дополняют педагогические технологии задачами здоровьесбережения, и считаю, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Большую помощь в работе над своей темой мне оказывают родители. Я провела собрание на тему «Использование ИКТ в ДОУ» в форме круглого стола, где родители принимали активное участие. Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. педагогом.
На сегодняшний день для родителей были разработаны презентации:
«Как мы прожили год. » (2-ая младшая группа) ; «С 8 мартом! »,
Такой способ проведения родительских собраний позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его чада в детском саду. Провела анкетирование на тему «Развитие речи и речевого общения». Затем на семинаре практикуме обратила внимание родителей на эффективность использования технологии мнемотехника для развития у детей, как связной речи, так и запоминания стихотворений. Родители согласились, что развитию речи детей необходимо уделять постоянное внимание, разговаривать с детьми на разные темы, заучивать стихотворения, тренировать в произношении скороговорок. Порекомендовала родителям некоторые игры для детей «Игротека в кругу семьи», например: «Сочиняем сказку», «Волшебная цепочка», «Слова-мячики».
Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, по результатам обследования у детей была отмечена положительная динамика: заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. А также дети стали осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.
Обучение детей для меня – это и увлекательное занятие, и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. На будущее я планирую заняться проектно-исследовательской деятельностью с детьми. В её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Познание – это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые и дети должны получать удовольствие от процесса обучения как от самой увлекательной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»
Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...
Пояснительная записка к методическому семинару "Использование ИКТ в образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с требованиями ФГОС
Пояснительная записка к методическому семинару для педагогов...
Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
Воспитатель года 2017. Конкурсный материал. Пояснительная записка к методической разработке Проект "Природа глазами ребенка"
Пояснительная записка...
Пояснительная записка к методической разработке "Моя страна"
Пояснительная записка по итогам проекта "Россия - Родина моя" для подготовительной к школе группы...
Пояснительная записка к методическому семинару на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Данный материал может быть интересен дошкольным работникам при подготовке к аттестации....