ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Взрослым, важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_narusheniyami_povedeniya.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
Взрослым, важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Очень часто негативные характеристики личности и способы поведения, укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с трудными детьми. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность прочувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.
Возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка.
Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т.е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе. Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезнет по мере взросления. Задача педагогов— в результате организованной работы научить детей регулировать свои агрессивные импульсы, адаптироваться к требованиям общества.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа по преодолению детских поведенческих нарушений может иметь положительный результат лишь в том случае, если будут объединены усилия психологов, социальных педагогов, учителей и, естественно, родителей. Проведение коррекционной работы, строящейся только на непосредственном взаимодействии с ребенком, явно недостаточно, для преодоления сложной проблемы девиантного поведения.
Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т.к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т.п.
Если вы достаточно часто сталкиваетесь с проблемами взаимоотношений с ребёнком, то следует получить консультацию детского психолога. Грамотный специалист всегда придёт на помощь и укажет на ошибки в воспитании.
Важнейшим условием при организации коррекционной работы является преодоление родительских и педагогических ограничений и приобретение ими нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, переосмысливания их роли и позиции по отношению к детям.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Одним из основных направлений работы с агрессивными детьми является гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенностей вида и выраженности агрессивного поведения ребенка, а также от конкретных внешних обстоятельств и условий проявления агрессии в ситуации «здесь и теперь».
Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии.
1. В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.
2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).
3. Не стоит принуждать ребенка к извинению — некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
4. У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).
5. Ребенка, совершившего агрессивный поступок, необходимо подводить к осознанию и пониманию им причин своего поведения, а также его ближайших и отдаленных последствий («Ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему…?»).
6. В некоторых случаях для предупреждения возникновения агрессивных реакций можно попробовать переключить внимание ребенка. Средствами переключения внимания на иное состояние или поведение являются новизна, необычность, неожиданность действий и поведения.
7. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В СЛУЧАЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, оказывается наилучшим поводом, чтобы повторять их.
1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.
2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.
3. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия. Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание и скорее, будут стимулировать, а не прекращать брань.
4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.
5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научаться не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.
В группе необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: «В нашей группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с нарушением поведения
Материал о детях с ограниченными возможностями...
"Дети с нарушением поведения"
В обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией...
Консультация "Сказки для детей с нарушениями поведения"
О пользе использования сказок при нарушении поведения детей...
Семинар - практикум для педагогов "Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду"
В практикуме предлагается рассмотреть понятие "агрессивность", виды агрессии, а также рекомендации и игры по преодолению агрессивности детей...
Игры и игровые упражнения для детей с нарушениями поведения
В данной статье описываются игры и упражнения по профилактике и коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста с целями и задачами: гиперактивное поведение, агрессивныи и протестное поведени...
Релаксационные дыхательные упражнения для детей с нарушением поведения
Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они обзывают и бьют детей, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей....
Практические рекомендации родителям для детей с нарушениями поведения
Многие родители сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя ...