Программа "Дети в мире музыки и слова. Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа по логоритмике. Учебно-тематический план. Содержание образовательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_programma.doc | 268.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 86
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 86
____________ Власюк Л.Н.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Дети в мире музыки и слова. Логоритмика»
(программа предназначена для детей 5-7 лет)
срок реализации программы: 2 года
Составитель программы: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории |
Калининград 2017
2. Пояснительная записка
2.1.Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Дети в мире музыки и слова» по логоритмике с детьми 5-7 лет разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
2.2. Новизна и основные отличия от других программ
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. Основополагающий принцип проведения логоритмики – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является её организующим и руководящим началом.
2.3. Актуальность программы
Программа рассчитана для детей с речевыми нарушениями, и направлена на развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Программа содержит теоретически обоснованные и апробированные методики для работы с детьми с особыми потребностями. Методики имеют инновационный характер, их использование на практике позволяет гибко, с учётом особенностей развития ребёнка и специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.
2.4.Педагогическая целесообразность программы
Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти - слуховую, двигательную и зрительную.
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.
Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение.
2.5. Цель программы:
Коррекция речевых нарушений.
2.6. Задачи программы:
- обучающие задачи
1.Расширять словарный запас ребёнка.
2. Способствовать формированию чёткой, ясной и выразительной речи.
3.Развивать музыкальные способности.
4.Способствовать улучшению качества пения.
5. Способствовать формированию творческой активности.
- развивающие задачи
1.Развивать речь, артикуляционную и мимическую моторику;
2.Развивать общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве;
3. Развивать чувство темпа, ритма, певческих способностей;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук
5. Формировать фонематический слух, певческое дыхание;
6. Активизировать все виды внимания и памяти;
7. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, его творческую активность.
8.Развивать воображение и образное мышление;
-воспитательные задачи (качества личности)
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2.Обогащать внутренний духовный мир ребёнка.
3. Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к
собственному исполнению.
4. Воспитывать выдержку, быстроту реакции, волевые качества ребёнка, умение взаимодействовать в коллективе.
2.7 Отличительные особенности данной образовательной программы
Программа содержит теоретически обоснованные и апробированные методики для работы с детьми с особыми потребностями. Методики имеют инновационный характер, их использование на практике позволяет гибко, с учётом особенностей развития ребёнка и специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Логоритмику проводят совместно три специалиста: логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, работающий с данной группой детей. Логопед координирует деятельность музыкального руководителя и воспитателя, включает в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из речевой патологии детей. Музыкальный руководитель подбирает музыкально – двигательные, художественно – изобразительные и музыкально – дидактические игры и упражнения в соответствии с возрастом детей, аккомпанирует. Воспитатель проводит логоритмику, корректирует действия детей, создаёт благоприятную атмосферу, помогая детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль над детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений, следит за осанкой детей, качеством движений, соблюдением правил игры. Вне логоритмики воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к пальчиковым играм. Таким образом, на логоритмике обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой. Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает логоритмику более привлекательной, интересной и продуктивной для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи.
2.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 7 лет. Возрастная группа детей с речевыми нарушениями (старшая и подготовительная логопедическая группа)
2.8. Сроки реализации данной программы – 2 года (72 занятия).
1 год обучения 5-6 лет (36 занятий)
2 год обучения 6-7 лет (36 занятий)
2.9. Формы занятий
Организованная образовательная деятельность.
Логоритмика строится по следующей схеме:
1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке.
2. Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3. Заключительная часть включает в себя игры, танцы, упражнения на восстановление дыхания, релаксацию. Подведение итогов занятия и оценка работы детей на занятии. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
2.10. Режим занятий:
Логоритмика проводится один раз в неделю в музыкальном зале.
Данная программа реализуется во вторую половину дня
Длительность занятий для детей 5-6 лет составляет до 25 мин., 6-7 лет до 30 минут.
2.11. Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате освоения данной программы у детей:
- Расширяется словарный запас, речь становится чёткой, ясной и выразительной.
- Развиваются - внимание, память, мышление.
- Формируется фонематический слух.
- Развивается координация движений. Движения - ритмичные, согласованные с музыкой, её ритмом и характером.
- Развивается мелкая моторика рук.
- Развивается социально – эмоциональная сфера ребёнка.
- Развивается музыкальность, где музыка является, средством выражения своих чувств.
2.12. Способы проверки результатов освоения программы.
Результативность развития ребёнка определяется с помощью диагностики по следующим критериям:
- Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей;
- Активизация всех видов внимания и памяти;
- Развитие артикуляционной и мимической моторики;
- Формирование фонематического слуха;
3. Учебно - тематический план программы
«Дети в мире музыки и слова»
для детей 5-6 лет (1 год обучения)
№ | Месяц | Занятие | Кол-во часов | Время | Теория | Практика | |
1. | Сентябрь | «Музыкальный зал опять очень рад детей встречать или мой весёлый звонкий мяч» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
2. | «Мои любимые игрушки» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
3. | Октябрь | «В осеннем лесу» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
4. | «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
5. | Ноябрь | «Краски осени» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
6. | «Солнышко и дождик» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
7. | Декабрь | «Зимние забавы» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
8. | «У ёлочки нарядной» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
9. | Январь | «Мороз и солнце – день чудесный» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
10. | «Зимушка-зима - любимая пора» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
11. | Февраль | «Мы - военные» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
12. | «Все мы музыканты» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
13. | Март | «Здравствуй, бубен-весельчак, поиграем с ним сейчас» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
14. | «Весенние ручейки» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
15. | Апрель | «Солнечные зайчики» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
16. | «Делу время -потехе час» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
17. | Май | «Как у наших, у ворот» | 2 | 50 | 15 | 35 | |
18. | «Шутки-прибаутки» | 2 | 50 | 15 | 35 | ||
Итого | 36 | 900 | 270 мин. | 630 мин |
3. Учебно - тематический план программы
«Дети в мире музыки и слова»
для детей 6-7 лет (2 год обучения)
№ | Месяц | Занятие | Кол-во часов | Время | Теория | Практика | |
1. | Сентябрь | «Друг весёлый мячик мой – поиграем мы с тобой» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
2. | «Мои любимые игрушки» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
3. | Октябрь | «Сундучок осени» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
4. | «Осенние контрасты» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
5. | Ноябрь | «Шутка в музыке» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
6. | «Весёлые горошины»
| 2 | 60 | 18 | 42 | ||
7. | Декабрь | «Зимние забавы» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
8. | «У ёлочки нарядной» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
9. | Январь | «Мороз и солнце – день чудесный» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
10. | «Зимушка – зима, любимая пора» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
11. | Февраль | «Аты-баты, мы - солдаты» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
12. | «Все мы музыканты» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
13. | Март | «Звонкий бубен позвени, всех детей развесели» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
14. | «Весенняя считалочка» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
15. | Апрель | «Звуки весеннего леса» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
16. | «Делу – время, потехе - час» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
17. | Май | «Солнечные зайчики» | 2 | 60 | 18 | 42 | |
18. | «Как у наших, у ворот» | 2 | 60 | 18 | 42 | ||
Итого |
| 36 | 1080 мин. | 360 мин. | 720 мин. |
4.Содержание образовательной работы.
«Дети в мире музыки и слова»
для детей 5-6 лет (1 год обучения)
№ | Тема занятия | Программные задачи | Ход занятия |
1. | 1-2-занятие «Музыкальный зал опять очень рад детей встречать или мой весёлый звонкий мяч» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «А» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Марш и бег» * «Большая птица», «Мой весёлый, звонкий мяч» 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Мой мяч» 8. Заключительная часть занятия |
2. | 3-4 занятие «Мои любимые игрушки»
| 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «А», «У» 2. Развитие общей моторики, координации движений, пластичности рук. 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Куклы», «Солдатики», «Мячики» * «Большая птица» * «Мой весёлый, звонкий мяч» «Про мячик», «Лошадка» Н.Разуваева 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ладошки» 7. Игра «Стульчики» |
3. | 5-6 занятие «В осеннем лесу» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «А», «У» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». *Упр. с листочками, «Марш и бег» «Большая птица» «Паучок и паутинка» 4. Слушание музыки «Листики, листочки» Н.Разуваева 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ладошки» 7. Танец с листочками |
| 7-8 занятие «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «А», «У» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Марш и бег» * «Большая птица» ,«Мой весёлый, звонкий мяч», «Кто скачет?» 5.Пальчиковая гимнастика «Кулачок - ладошка» 7. Игра «Жмурка» |
5. | 9-10 занятие «Краски осени» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Марш с хлопками и бег 3. Основная часть: * «Большая птица» * «Самолёт и птица» 4. Слушание музыки, пение «Журавлик» Н.Разуваева 5.Пальчиковая гимнастика «Моем руки», «Кулачок-ладошка» 7. Игра «Жмурка» |
6 | 11-12 занятие «Солнышко и дождик» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «М», «МА-МО-МУ» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». «Марш с хлопками и бег» «Большая птица», «Самолёт и птица», «Солнышко и дождик 4. Слушание музыки, пенине «Про дождик» Н.Разуваева 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Стульчики» |
7. | 13-14 занятие «Зимние забавы» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Н», «НА-НО-НУ» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». «Марш с хлопками и бег» «Фигуристы», «Снеговик «Белый снег» А.Филипенко 5.Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Звук «НО», «НА», «НУ» 7. Игра «Колпачок» |
8. | 15-16 занятие «У ёлочки нарядной» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Э», «НА-НО-НУ-НЭ» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Марш с хлопками и бег» 3. Основная часть: «На саночках», танец с хлопками 4. Слушание музыки, пение «Белый снег» А.Филипенко 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Узнай по голосу» |
9. | 17-18 занятие «Мороз и солнце – день чудесный» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «М» «МА-МО-МУ-МЭ», «И-МИ» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Зайцы и медведь» «Санки», «Снежки» 4. Слушание музыки, пение «Белый снег» А.Филипенко «Голубые санки» 5.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки» 6. Чистоговорки 7. Игра «Белые ленточки» |
10. | 19-20 занятие «Зимушка-зима - любимая пора» | 1.Коррекция речевых нарушений. Звук «М» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Зайцы и медведь» * «Падает, падает снег», «Снеговики» 4. Слушание музыки «Песенка про Снеговика» А.Чугайкина 5. Пальчиковая гимнастика Упр. с предметами (шарики, колечки) 6. Чистоговорки Звук «МА-МО-МУ-МЭ-МИ», «И-МИ» и т.д. 7. Игра «Кто скорей» |
11. | 21-22 занятие «Мы-военные» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «М» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Боевые лошадки» Танец «Саночки» 4.Слушание музыки «Боевой конь» Дубровин 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ладошки» 7. Игра «Мы - кавалеристы» |
12. | 23-24 занятие «Все мы музыканты» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «М”», «М», «Н», «Н”» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «Шалтай-болтай» «Побегаем - попрыгаем» 4. Слушание музыки, пение А.Филипенко «Весёлая музыкант» 5.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки» 6. Чистоговорки Звук «МИ-МЫ-МИ», «НИ-НЫ-НИ» 7. Игра «Оркестр» |
13. | 25-26 занятие «Здравствуй, бубен-весельчак, поиграем с ним сейчас» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «П» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «Слушай бубен, не зевай, и движенье выполняй» * «Клубок» (улитка) 4. Слушание музыки, пение А.Филипенко «Весёлая дудочка», «Весёлый музыкант» 5.Пальчиковая гимнастика «Червячки» 6. Чистоговорки Звук «ПИ-ПЫ-ПА-ПО-ПУ» 7. Игра «Кто скорей возьмёт бубен?» |
14. | 27-28 занятие «Весенние ручейки» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «П», «П”» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «Весенние ручейки» «Летели две птички» 4. Слушание музыки А.Филипенко «Весёлая дудочка», «Весёлый музыкант», 5.Пальчиковая гимнастика По стихам А.Барто 6. Чистоговорки Звук «ПА-ПО-ПУ», «ПЯ-ПЁ-ПЮ» 7. Игра «Шёл козёл по лесу» |
15. | 29-30 занятие «Солнечные зайчики» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Т», «Т”» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «1-2-3-4-5 вышел зайчик погулять» «Весёлые скачки и хлопки» 4. Слушание музыки, пение «Солнечный зайчик» М.Мурадели 5.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки» 6. Чистоговорки Звук «ТИ-ТА-ТЫ-ТО-ТУ», «ТЯ-ТЁ-ТЮ» 7.Танец «Буги-вуги» |
16 | 31-32 занятие «Делу время -потехе час» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Т», «Т”» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «Барашеньки-крутороженьки» «Летели две птички» 4. Слушание музыки, пение «Солнечный зайчик» М.Мурадели 5.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки» 6. Чистоговорки Звук «ТИ-ТА-ТЫ-ТО-ТУ», «ТЯ-ТЁ-ТЮ» 7. Игра «Тень-тень-потетень» |
17. | 33-34 занятие «Как у наших, у ворот» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «П», «Т» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». «1-2-3-4-5 вышел зайчик погулять» Ходьба змейкой в разных направлениях. 4. Слушание музыки «Весёлый музыкант» А.Филиппенко 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые гуси» 6.Чистоговорки «ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ» 7.Хороводная игра «Как у наших, у ворот» |
18. | 35-36 занятие «Шутки-прибаутки» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «М», «Н» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 3. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». * «Весёлые стихи с движениями» 3. Основная часть: «Змейка», «Улитка» 4. Слушание музыки, пение «Вот какие чудеса» А.Филиппенко 5.Пальчиковая гимнастика По желанию детей 6.Чистоговорки Звук «МНА-МНО-МНУ-МНЫ» 7. Хороводная игра «Ворон», |
Итого | 36 занятий |
4.Содержание образовательной работы.
«Дети в мире музыки и слова»
для детей 6-7 лет (2 год обучения)
№ | Тема занятия | Программные задачи | Методика проведения занятия |
1. | 1-2 занятие «Друг весёлый мячик мой – поиграем мы с тобой» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «С» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей, умение согласовывать текст и движение. 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. Приветственная песенка «Здравствуй, друг» 2. «Ритмическая разминка». * «Марш и бег» * «Самолёт - птица» * «Мой весёлый, звонкий мяч» 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ручки» (Д Жел.№5). 7. Игра «Воздушный мячик» 8. Заключительная часть занятия |
2. | 3-4 занятие «Мои любимые игрушки» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «С», «С’» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей, умение согласовывать текст и движение. 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Марш с хлопками и бег врассыпную», Упр. «Куклы», «Солдатики», «Неваляшки» Основная часть: * «Самолёт – птица» (2раз.) *«Шалтай-болтай» * «Мой весёлый, звонкий мяч» 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Игра с мячиками» |
3. | 5-6 занятие «Сундучок осени» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «С», «С’», «З» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей, умение согласовывать текст и движение. 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Лёгкие и тяжёлые руки», 3. Основная часть: * «Самолёт – птица», «Зайчик» * «Танец с листьями» «Падают,падают листья» М.Красева 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Паучок и паутинка» |
4. | 7-8 занятие «Осенние контрасты» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ц», «З» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей, умение согласовывать текст и движение. 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха. | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Танцующие листочки» 3. Основная часть: * «Деревца», «Шалтай-болтай» 5.Пальчиковая гимнастика 7. Игра «Зонтики» |
5. | 9-10 занятие . «Шутка в музыке» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ц», «З», «Ш» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * «Весёлые прыжки», «Дружные ручки». 3. Основная часть: *«Ласточки и комары» * «Маленькие шутки -прибаутки» 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ручки» (Д Жел.№5). 7. Игра «Прятки с платком» |
6 | 11-12 занятие «Весёлые горошины» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ж», «Ш» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: *«Ласточки и комары» * «Игры с предметами» 4. Слушание музыки, пение Н.Разуваева «Вышла чашка погулять» 5.Пальчиковая гимнастика «Крокодильчики» 7. Игра «Горошинки» |
7. | 13-14 занятие «Зимние забавы» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ж», «Ш» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: *«Великаны и гномы» * «Игры с предметами» 4. Слушание музыки, пение 5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые ручки» 7. Игра «Игра со снежками» |
8. | 15-16 занятие «У ёлочки нарядной» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. «Ч», «Щ» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: *Упр. «Снежки», «Снеговик» 4. Слушание музыки, пение Песенка про ёлочку 5.Пальчиковая гимнастика (15р..№13). 7. Игра «Узнай по голосу» |
9. | 17-18 занятие «Мороз и солнце» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. «Ч», «Щ» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: * «Игры с предметами» 5.Пальчиковая гимнастика «Игра с предметами» (колечки, шарики, палочки) 6.Чистоговорки «ЩИ-ЩУ-ЩЕ-АЩ-ЩИ», «ЧА-ЧУ-ЧО-ЧИ». 7. Игра «Два Мороза» |
10. | 19-20 занятие «Зимушка – зима, любимая пора» | 1. Коррекция речевых нарушений. «Ч», «Щ», «Ш» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: «Снеговики» 5.Пальчиковая гимнастика «Игра с предметами» (колечки, шарики, палочки) 6.Чистоговорки «ЧИ-ЧУ-ШИ-ША». 7. Хоровод «Мёрзнут щёчки» |
11. | 21-22 занятие
«Аты-баты, мы - солдаты» | 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ж», «Ш» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: «Снеговики», «Аты-баты» 4.Слушание музыки, пение «Наша Родина сильна» А.Филипенко 5.Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» 6.Чистоговорки «ША-ШУ-ШИ-ШО», «ЖИ-ЖА-ЖУ-ЖА». 7. Игра «Мы – кавалеристы, лётчики, танкисты» |
12. | 23-24 занятие
«Все мы музыканты»
| 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Ч», «Ш»,«Щ» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». 3. Основная часть: «Пружинки и прыжки», «Скачут по дорожке» 4. Слушание музыки, пение «Песенка про гамму» 5.Пальчиковая гимнастика 6.Чистоговорки «ЧИ-ЧУ-ШИ-ША», «ЩИ-ЩУ-ЩЕ-АЩ-ЩИ». 7. Игра «Оркестр» |
13. | 25-26 занятие «Звонкий бубен позвени, всех детей развесели» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Л» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». «Неваляшки», «Ванька - встанька», 3. Основная часть: «Колёсики», «Слушай и хлопай» (с бубнами в кругу) 5. Пальчиковая гимнастика «Эта ручка правая», «Вот как пальчики шагают» |
14. | 27-28 занятие «Весенняя считалочка» | 1. Коррекция речевых нарушений. Звук «Л», «Л”» 2. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 4. Активизация всех видов внимания и памяти; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». «Лягушки и кукушки» 3. Основная часть: * «Колёсики», «Слушай и хлопай» (с бубнами в кругу) А.Филипенко «Весёлая дудочка», 5.Пальчиковая гимнастика 6.Чистоговорки «ЛА-ЛУ-ЛО-ЛЫ», «ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛЕ» 7. Игра «Тень, тень, потетень» |
15. | 29-30 занятие «Звуки весеннего леса» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Л», «Л”» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». Р.н.м. «Ходьба змейкой» Упр. для ног «На зелёной лужайке» 3. Основная часть: * «Колёсики» *«Слушай и хлопай» 4. Слушание музыки, пение Э.н.п. «Кукушка», «Эхо» 5.Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» 7. Игра «Шёл козёл по лесу» |
16 | 31-32 занятие
«Делу – время, потехе - час» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Р», «Л”» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». * Р.н.п. «Барашеньки крутороженьки» 3. Основная часть: * «Паучок и паутинка». 4. Пение А.Филипенко «Весёлая дудочка», «Весёлый музыкант» 5.Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» 6.Чистоговорки «РА-РУ-РО-РЫ», заведём моторчики. «ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛЕ». 7. Игра «Ищи» |
17. | 33-34 занятие
«Солнечные зайчики» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Р», «Р”» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 6. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». «На мельнице, на вертельнице» 3. Основная часть: * Танец «Вперёд четыре шага» 5. Пальчиковая гимнастика «Эта ручка правая» 6. Чистоговорки «РА-РУ-РО-РЫ», «РИ-РЕ-РЯ-РЮ», заведём моторчики. 7. Игра «Солнечные зайчики и тучка» |
18. | 35-36 занятие «Как у наших, у ворот» | 1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности. 2. Коррекция речевых нарушений. Звук «Р», «Р”» 3. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 5. Активизация всех видов внимания и памяти; 6. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 7. Формирование фонематического слуха; | 1.Ритуал занятия. 2. «Ритмическая разминка». Змейка, «Летели две птички» 3. Основная часть: * Танец «Вперёд четыре шага» А.Филипенко «Весёлая дудочка», «Весёлый музыкант», «Вот какие чудеса» 5. Пальчиковая гимнастика «Паучок» 6.Чистоговорки «РА-РУ-РО-РЫ», «РИ-РЕ-РЯ-РЮ», заведём моторчики. 7. Игра «Ворон» |
Итого | 36 занятий |
- Методическое обеспечение
5.1. Материально-техническое обеспечение
музыкального зала
- Цифровое пианино
- Мультимедийное оборудование
- Экран
- Дезар (2)
- Магнитола «Sony»
- Караоке-саундбар с объёмным звуком.
- Ноутбук lenovo
5.2. Оснащение музыкального зала
Детские музыкальные инструменты
- Хрустальный колокольчик
- Колокола
- Музыкальная подвеска
- Румбы
- Тамбурины
- Тарелки ритмические
- Тарелки
- Трещотки
- Тамбурин деревянный
- Свирель
- Маракасы
- Бубенцы на палочке
- Бубны
- Колокольцы
- Погремушки
- Флейты
- Треугольники
- Музыкальные молоточки
- Ложки хохломские
- Барабаны
- Саксофоны
- Дудочки
- Колокольчики
- Бубенчики
- Металлофоны
- Ксилофоны
- Цитры
- Арфа
Музыкально-дидактические пособия
- Портреты русских и зарубежных композиторов, репродукции;
- Музыкально-дидактические игры и пособия
Оборудование для музыкальных игр-драматизаций
- костюмы карнавальные (детские, взрослые)
- атрибуты для игр, шапочки-маски
- ширма для кукольного театра
- декорации
- Литература:
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет»;
М.: ТЦ Сфера, 2005. - Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»;
М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007. - Новиковская О.А. «Логоритмика». Практическое пособие для педагогов и родителей.
Изд-во Корона Принт, 2005. - Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет»
(методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - ритмические движения под музыку со словами.
Можно использовать для двигательной активности детей. Ведь двигательная активность является развитием умственной активности....
Песня - танец - игра "Осенние листочки", музыка и слова Ю.Михайленко для малышей
Песенка - танец - игра с осенними листочками для детей младшей группы. Представлены ноты, слова песни, описание движений, игра...
Конспект НОД "Музыка" с элементами логоритмики "В гости к бабушке Татьяне"
Конспект НОД разработан для средней группы в соответствии с тематической неделей "К нам весна шагает быстрыми шагами"...
Волшебные слова в мире музыки и красок
Разработка сценария для детей дошкольного возрастас участием детей. Цель: Взращивание культурной речи детей волшебными словами, музыкой и красками. Приобщение родителей к воспитанию у детей культ...
Конспект НОД "Музыка" с элементами логоритмики "Волшебный мир цветов"
Основная цель данного занятия - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Сценарный план НОД (музыка с элементами логоритмики) "Загадки феи музыки" подготовительная к школе группа
Дети, разгадывая творческие загадки Феи Музыки, путешествуют по весеннему лесу.Цель занятия: вывление у детей навыков и умений во всех видах деятельности....
Открытое занятие по музыке «Путешествие по миру музыки. П. И. Чайковский «Детский альбом»
: Знакомство с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом»...