Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ФФНР. Тема: "Звуки З, Зь"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цель: дифференциация звуков З, Зь по акустико-артикуляционным признакам.
Коррекционно-образовательные задачи:
формировать умение давать сравнительную характеристику звукам З, Зь.
Коррекционно-развивающие:
закреплять различение указанных звуков на слух и по представлению,
закреплять правильное произношение звуков З,Зь в слогах, словах, предложениях,
развивать навыки слогового анализа, звукового анализа прямого слога,
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
развивать познвательный интерес; воспитывать самоконтроль за правильной речью, навыки сотруднечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_z_z.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ФФНР.
Тема: звуки [з] – [зь].
Учитель-логопед Кондрушина С.В.
Цель: дифференциация звуков (З); (Зь) по акустико-артикуляционным признакам.
Коррекционно-образовательные задачи:
формировать умение давать сравнительную характеристику звукам З, Зь;
Коррекционно-развивающие:
закреплять различение указанных звуков на слух и по представлению;
закреплять правильное произношение звуков З; Зь в слогах, словах, предложениях;
развивать навыки слогового анализа, звукового анализа прямого слога (СГ);
развивать общую; мелкую; артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
развивать познавательный интерес; воспитывать у детей самоконтроль за речью, навыки сотрудничества.
Оборудование:
Магнитно-маркерная доска, 2 планшета-«домика»,(с синей и зеленой крышей), коробка с предметными картинками на звуки З; Зь, «домик» буквы З, синие и зеленые браслеты, игрушка коза, 2 дудочки (зеленая и золотая), фишки для моделирования (красные, зеленые, синие), картинки с изображением комаров (большого и маленького).
Ход занятия.
Организационный момент:
Упражнение: «Постройтесь по порядку» (развитие слухового внимания). Логопед предлагает детям построиться друг за другом в том порядке, в каком он будет называть их имена. (Влад, Даша, Дима…)
Упражнение: «Угадай, кто назвал заданное слово» (развитие слухового внимания, фонематического восприятия)
Логопед предлагает детям взять любую картинку со стола (со звуком З). Дети договариваются, какое слово будут отгадывать. Водящий встает в круг и закрывает глаза, дети по очереди называют свои слова, когда звучит загаданное слово, ведущий говорит СТОП и называет имя ребенка (проводится 2-3 раза).
Введение в тему:
Логопед обращает внимание детей на «домик» с буквой З и просит напомнить с какими звуками она «дружит». Дети отвечают: «Со звуком З. Со звуком Зь». Логопед объясняет, что с этими звуками дети будут сегодня играть и предлагает каждому ребенку надеть браслет синего или зеленого цвета.
Первая игра: «Волшебная коробка» (дифференциация З, Зь- на слух).
Логопед открывает коробку, достает первую картинку, четко называет ее. Дети выбирают картинки, ориентируясь на цвет своего браслета (синего или зеленого), садятся за стол, переворачивая картинку.
Основная часть:
Упражнение: « 2 комара» (дифференциация заданных звуков на слух и в произношении).
Логопед обращает внимания детей на 2 картинки с изображением комаров. Напоминает, что большой комар поет толстым, твёрдым голосом –З-З-З, маленький комарик поет тонким мягким голоском –Зь-Зь-Зь.
«Поет» песенку большого или маленького комара, дети поднимают соответствующую картинку, затем логопед поднимает картинки с изображением комариков, а дети произносят –З-З-З или –Зь-Зь-Зь.
Предлагает охарактеризовать звуки –З и –Зь (звук З- согласный, звонкий, твердый; звук ЗЬ—согласный, звонкий, мягкий).
Логопед спрашивает, чем похожи и чем отличаются данные звуки (они оба согласные, звонкие; но З - твердый, а Зь - мягкий).
Проводится игра « Наоборот» (дифференциация слогов на слух и в произношении).
Логопед вместе с детьми произносит слоги ЗА-ЗЯ, ЗО-ЗЁ, ЗЫ-ЗИ….
(на твердые звуки вытягивают руки вперед, на мягкие прижимают кулачки к плечам).
Логопед и дети делают «зарядку» для языка, повторяют чистоговорки:
За-за-за- идет коза,
Зы-зы-зы- нет козы,
Зу-зу-зу- не боюсь козу,
Зи-зи-зи- сено вези,
Зе-зе-зе- дам сено козе.
Логопед спрашивает, о ком были все чистоговорки (о козе) и выставляет на стол игрушку козу.
Проводит пальчиковую гимнастику:
У козы 5 козлят, (на правой руке вытянуты указательный и средний пальцы, левая ладошка вытянута вверх).
1,2,3,4,5. (загибают по очереди пальцы в кулак).
Все гулять хотят. (сжимают и разжимают пальцы).
Логопед говорит, что коза приготовила для всех подарки, но дорогу к избушке замело снегом.
Дети идут, высоко поднимая ноги, затем выполняют движения физкультминутке «Наши ручки мы погреем», затем присаживаются за парты, закрывают глаза.
Логопед предлагает открыть детям глаза и показывает зеленую и золотую дудочки (подарок козы).
Упражнение « Песенки» (звуковой анализ слога СГ).
Логопед предлагает угадать, какие песенки поют дудочки. «Играет» на зеленой дудочке: « ЗИ», спрашивает детей, сколько звуков они услышали (2), какой 1 звук (Зь - согласный, звонкий, мягкий), какой 2-й звук (И - гласный). Просит выложить эту «песенку» фишками.
«Играет» на золотой дудочке: «ЗА» (проводится аналогичная работа).
Упражнение: «Рассели картинки по домикам» ( дифференциация звуков З, Зь по представлению) .
Логопед переключает внимание детей на доску, где вывешены картинки со звуками З, Зь, предлагает помочь козе «расселить» картинки по своим «домикам» (с синей, зеленой крышей). Дети по очереди берут картинки, вставляют в окошечки домиков, объясняют свой выбор.
Логопед просит объяснить, почему на доске осталась 1 картинка ( в названии нет звуков З, Зь).
Упражнение: « Покупки» (слоговой анализ слов).
Логопед определяет вместе с детьми, сколько частей в слове КОЗА (отхлопывают слово по слогам). Просит помочь сделать козе покупки в магазине (условие – в названии предметов должно быть 2 части). Дети подходят к столу и выбирают картинки, отдают картинке козе.
Логопед благодарит детей за помощь и показывает большой конверт с подарками от козы. Но прежде, чем он будет открыт, предлагает подвести итоги.
Итог:
Предлагает вспомнить, с какими звуками играли, чем они похожи и чем отличаются, что было самым интересным, трудным и т. д.
Достает из конверта раскраски, рассматривает вместе с детьми, просит подумать, почему подарили именно эти рисунки (в названии картинок есть звуки З, Зь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"
Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста в форме мини квест-игры «По следам звука Р»
Подгрупповое занятие с использованием песочных технологий в виде квест-игры, где дети нацелены на выполнение заданий. В завершении игры участники должны выполнить правильно и быстр...
План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".
План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Автоматизация звука [Р]»
На данном занятии закрепляется навык правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях.Дети упражняются в определении наличия звука [Р] в словах, ...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с камешками "Марблс"
Материал полезен для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с использование «Игровизора» В.В. Воскобовича
Маериал полезен специалистам сопровождения в дошкольном учреждении...