диагностика
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

       Цель    -    выявить    уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

У

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

       Цель    -    выявить    уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Способность

Способность

Особенности цветового

Уровни

различать

соотносить

решения рисунков

цвета

цвета  с

названием

Способен

Легко

Соответствие цветового решения

различать    все

идентифицирует

поставленной    изобразительной

основные цвета:

предмет по цвету,

задаче.     Передача     цветовых

красный,

опирается        на

соотношений,       близких      к

1

оранжевый,

зрительное

реальным.  Наличие  элементов

уровень

желтый,

соотнесение.

фантазии         в         цветовых

зеленый,

Называет цвет и

соотношениях.             Наличие

голубой, синий,

оттенок предмета.

гармоничного        соотношения

фиолетовый.

По      словесной

цветового   решения   узора   с

Различает

инструкции

фоном.      Использование      в

разные оттенки

взрослого

рисунках   различных   оттенков

цвета           по

показывает

цвета. Передача насыщенности

светлоте:

предмет

и

цвета. Количество используемых

«светлый».

называет его цвет.

цветов     в     соответствии     с

«темный»,

оттенок.

изобразительной          задачей.

«светлее»,

Способен

Овладение  детьми  правильной

«темнее»;

с

группировать

техникой          работы          с

заданием

предметы

по

художественными материалами.

ребенок

цветовому

позволяющей      создавать      и

справляется

оттенку.

применять    разные    цвета    и

самостоятельно.

оттенки.    Умение    размывать

краски    с    целью    получения

оттенков     цвета,     добавлять

белила в  основной цвет, при

рисовании гуашью.

Ребенок

При

Соответствие цветового решения

различает

идентификации

поставленной    изобразительной

2

основные цвета,

предмета

по

задаче  достигается  не  всегда.

уровень

показывает их

с

цвету испытывает

Цветовые соотношения, близкие

незначительной

незначительные

к     реальному,     но     бывают

помощью

затруднения,

но с

отступления.

взрослого,

помощью

Наличие элементов творчества в

затрудняется

в

воспитателя

передаче цветовых соотношений

различении

находит

и

проявляется не во всех случаях.

промежуточных

исправляет

Использование     в     рисунках

цветов

и

ошибки.

Не

различных     оттенков     цвета.

оттенков.

соотносит

Количество используемых цветов

некоторые   цвета

небольшое.

и  оттенки  с

их

названиями.

При

группировании

предмета

по

незначительные

ошибки.    Может

их исправить.

Испытывает

С            трудом

Соответствие цветового решения

трудности       в

подбирает цвета и

поставленной    изобразительной

3

различении

оттенки.

задаче  достигается   не   всегда.

уровень

некоторых

соответствующие

Цветовые соотношения, близкие

основных

предметам      По

к    реальному,     но     бывают

цветов           и

словесной

отступления. Наличие элементов

оттенков, путает

инструкции

творчества в передаче цветовых

«светлее        и

взрослого.

соотношений проявляется не во

темнее».

Соотносит   цвета

всех      случаях.      Количество

и оттенки только

используемых цветов небольшое.

в          половине

Правильная    техника    работы

случаев. Называет

предлагаемыми

цвета и оттенки.

художественными   материалами

Допускает

применяется не всегда.

ошибки,

исправляет их с

помощью

воспитателя.

4

Не     различает

Ребенок          не

Неадекватно применяет цвет в

-

основные цвета,

соотносит цвет с

рисунке, рисунок беден.

уровень

оттенки    цвета

названием.

по светлоте.

В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.

Методика № 1 «Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно

3

I

Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи.

2

II

Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью

1

III

Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи.

0

IV

 

Методика № 2 «Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.

Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.

 - Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.

 - Подбери пары к вещам и назови цвет.

Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т.д.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно

3

I

Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи.

2

II

С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи.

1

III

Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи.

0

IV

Методика № 3 «Подбери дорожку».

Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.

Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.

Ход проведения:

- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.

- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)

- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.

        Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету.

3

I

При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки.

2

II

С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя.

1

III

Не справляется с заданием даже после обучающей помощи.

0

IV

Методика № 4 «Попади в кольцо»

Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.

Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная,  светло-синяя, темно-синяя), вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.

Ход проведения:

- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.

- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.

- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.

Анализ результатов

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку.

3

I

При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет.

2

II

С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога.

1

III

Не справляется с заданием даже с помощью педагога.

0

IV

Анализ детских рисунков на тему «Осень».

Цель:   выявить   особенности   цветового   решения   рисунка:   адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета. Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».

Количественная оценка

Качественная характеристика

Баллы

Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью.

3

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое.

2

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое.

1

Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...