Практические рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП (часть I)
консультация по коррекционной педагогике на тему
Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомасаж кисти и пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
- Практические рекомендации для родителей (законных представителей)
- по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП
(часть I)
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он не испытывает трудности с овладением навыков письма.
Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспитанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомассаж кисти и пальцев рук, а в последующих статьях — все компоненты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП.
Итак, при определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
- Подготовка руки к письму.
Не менее важной составляющей для развития мелкой моторики является самомассаж кисти и пальцев рук, который является подготовительным этапом к основному комплексу упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым (самостоятельно или с помощью взрослого), затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Различают самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.
Ниже приведены примерные игровые упражнения самомассажа.
Утюг — дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
Пила – ребром ладони дети имитируют работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.
Пила, пила, пила, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Тесто — основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
Угостить вас пирогами?
Мама - самомассаж кисти руки со стороны ладони.
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
Терка — костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
Ты вкуснее поищи!
Дрель — фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
Клещи — самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
Барашки — движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
На лугах пасутся «бяшки»,
Раскудрявые барашки.
Целый день все «бе» да «бе»,
Носят шубы на себе.
Морозко — движения, как при растирании замерзших рук.
Заморозил нас Морозко
У него свои заботы –
Влез под теплый воротник,
Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно
Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.
Так не жалуешь людей?
Если у ребенка отсутствует судорожный синдром, то в некоторых видах упражнений для усиления кинестического раздражения можно использовать специальный массажный мячик. С массажным мячом выполняются следующие игровые упражнения:
Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
Звонок.
Нажимаем на звонок, Начинается урок: Дзинь – дзинь. | дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на мяч |
Вот разгладим мы ладошки, | дети поочередно ладонью ведущей руки, затем другой проводят по всей поверхности массажера, движениями «вперед-назад» |
И по кругу проведем, | раскрытой ведущей рукой, затем другой проводят по всей поверхности массажера круговыми движениями |
А теперь бежит дорога | подушечкой каждого пальчика «пробегают по дорожке» мяча по направлению к себе |
Футбол — перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Поиграем мы в футбол
Средний - точно уж герой,
И забьем в ворота гол!
Забивает головой!
Палец большой
Безымянный вдруг споткнулся
За ворота – горой!
И с досады промахнулся!
Указательный – смельчак,
Малыш-мизинец – молодец,
Забивает гол - вот так!
Гол забил - игре конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.
Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...
Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...
Дистанционное обучение. Рекомендации для родителей статья по теме "Развитие мелкой моторики"
Дистанционное обучение для родителей....
Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей
Каждый день, воспитывая своих детей, родитель должен помнить о том, что гармоничное, целостное развитие личности ребенка невозможно без развития связной речи.Родителям следует научиться видеть в малыш...
Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...
Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"
Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"...
- Мне нравится (1)