Методики диагностики детей к школе
статья по коррекционной педагогике на тему

в этой статье подробно расписаны методики диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение диагностических мероприятий, целью которых является определение готовности дошкольника к переходу на новую ступень обучения, не может быть успешным без понимания ответственным специалистом особенностей психологического развития малышей данной возрастной категории. Понятие «психологической готовности» к школьному обучению сложилось в отечественной педагогике относительно недавно, но разделение данного понятия на три составляющие — интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность — уже стало общепризнанным. Таблица Скачать в .docx Компоненты психологической готовности к школьному обучению Особенности Личностная готовность Сформированность личной позиции дошкольника по вопросам школьного обучения оценивается по трем критериям: Отношения с взрослыми (родителями, членами семьи, близкими). Педагогу-психологу на этапе тестирования важно оценить способности воспитанника по восприятию условных учебных ситуации, налаживанию связей в коллективе для достижения поставленных целей — качеств, позволяющих принять взрослого в роли учителя. Взаимоотношения со сверстниками. Одной из главных особенностей в общении детей старшего дошкольного возраста становится появление акцента соревновательности, определяющего разные способности детей по освоению конкретных видов деятельности. В условии скорого перехода к системе оценивания ребенку очень важно осознать свои сильные и слабые стороны для налаживания уверенного взаимодействия со сверстниками. Отношение к самому себе. К концу дошкольного этапа обучения у ребенка должна сформироваться адекватная оценка собственных знаний и умений — это способствует быстрой адаптации к школе. К показателям личной готовности также следует отнести изменение предпочтений воспитанников к типам занятий (письмо и счет вызывают больший интерес, чем рисование и музыкальная деятельность), их организации (заинтересованность в участии в классных занятиях), пересмотр отношения к дисциплинарным нормам и поощрениям (готовность выполнять требования учителя на протяжении урока, стремиться к хорошим оценкам), появление ощущения морального долга (получение удовольствия от решения сложной интеллектуальной задачи, оказания помощи другу). Интеллектуальная готовность Данный показатель предполагает наличие у старшего дошкольника определенного объема знаний и умений, необходимого для понимания программы начальной школы, и базовых умений в сфере учебной деятельности. От выпускников ДОУ требуется: освоение разных уровней владения родным языком; наличие навыков аналитического мышления; умение ориентироваться на заданные требования при выполнении простых заданий; отказ от фантазийного восприятия действительности в пользу рационализма; способность к логическому запоминанию информации; адекватное восприятие разговорной речи; должный уровень развития двигательных и зрительных координаций; наличие начальных знаний по школьным дисциплинам — математике, чтению, письму. Социальная готовность Переход на школьную ступень обучения для многих детей совпадает с кризисом 6-7 лет, вызванным несогласием со своей социальной ролью, желанием получить большую самостоятельность и занять более взрослую позицию. Социальная готовность в первую очередь выражается в появлении желания посещать школу, а также способности налаживать взаимоотношения с одноклассниками, педагогами. При тестировании получение достоверных данных возможно только при условии, что диагностика психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе будет проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям. В ходе комплексной оценки психологического состояния дошкольника следует проверить такие способности: Умение определять цель предстоящей деятельности. Способность к рассуждению, построению логических высказываний. Овладение основными операциями логического мышления. Выработка адекватного отношения ко всем выполняемым видам учебной деятельности. Таким образом, оценка готовности к школе может быть выполнена посредством небольшого собеседования, в ходе которого дошкольнику предлагается ответить на ряд простых вопросов: Как тебя зовут? (Фамилию можно засчитывать за правильный ответ). Как зовут твоих маму и папу? Сколько тебе лет? Как называется город (населенный пункт), в котором ты живешь? Назови свой домашний адрес. Каких ты знаешь домашних и диких животных? (Дошкольник должен назвать как минимум двух домашних и диких животных). В какое время года на деревьях появляются листья? В какое время года листва опадает? В какое время дня ты просыпаешься? Как называется то время дня, когда ты идешь спать? Какие столовые приборы ты знаешь? (Следует назвать как минимум три). Какими предметами одежды ты пользуешься? (Следует назвать как минимум три). Беседа является базовой формы диагностики готовности к школьному обучению. В современной педагогической практике более распространено применение сложных тестов, позволяющих выявить показатели по каждому отдельному компоненту психологического состояния, при необходимости — разработать систему коррекционных мер. К наиболее популярным методикам тестирования относятся следующие: Определение состояния кратковременной памяти (методика А.Р. Лурия). Дошкольнику зачитывают десять односложных слов, не связанных между собой, и предлагают воспроизвести услышанное. Определение объема памяти (методика Джекобсона), основанная на способности к повтору ряда чисел. Тест на определение концентрации внимания. Воспитаннику дают заполненный бланк, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и предлагают отметить крестиком названные. Методика по определению способностей классифицировать предметы (распределение карточек с картинками по группам — животные, транспорт, овощи, цветы, люди). Тест на определение мыслительных способностей. В ходе тестирования перед ребенком выкладывается ряд из 5 картинок. Дошкольнику нужно выбрать, какая картинка является лишней. Методика для выявления развития образного мышления (следует собрать простой пазл из 3-5 частей). Тестирование на знание цветов (необходимо называть цвета, изображенные на демонстрируемых педагогом карточках). Проверка качества звукопроизношения, в ходе которой ребенку необходимо повторить за взрослым слова, содержащие свистящие, шипящие, небные и сонорные звуки. Оценка шаблонного повторения движений. Воспитаннику предлагается воспроизвести простые фигуры, узоры, написанные на тетрадном листе в клеточку. Методика Керна – Йерасека, направленная на оценку уровня развития тонкой моторики руки. Педагог-психолог, ответственный за проведение тестирования, может использовать комплекс из нескольких методик и беседы для определения КПГ — коэффициента психологического готовности дошкольника к школе. Диагностика эмоциональной готовности ребенка к школе Эмоционально-волевая готовность является одной из базовых предпосылок для успешного освоения программного материала в начальной школе. Эта категория проявляется в умении сосредотачиваться, контролировать свои действия и управлять эмоциями, «играть по правилам» и преодолевать собственное «не могу». Диагностика эмоционально-волевой готовности ребенка к школе осуществляется посредством проведения простых тестов: 1. Способность копировать сложные образцы (методика Н.И. Гуткиной «Домик»). Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху. Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений. Методики диагностики готовности ребенка к школе 2. Графический диктант (методика Д. Б. Эльконина). Перед началом выполнения задания следует вспомнить с ребенком, какая рука левая, а какая — правая. После воспитаннику выдается тетрадный лист в клеточку и карандаш. Малыш должен проводить линии под диктовку взрослого. Точность воспроизведения узоров, количество клеточек в которых не должно превышать 12-15, позволяет определить способность к ориентации в пространстве и готовности к выполнению рекомендаций взрослого. Методики диагностики готовности ребенка к школе 3. Определение уровня саморегуляции. Методики диагностики готовности ребенка к школе В ходе теста ребенку предлагается писать палочки по образцу в течение нескольких минут, придерживаясь простых правил: писать через клеточку, не выходить за границы поля, соблюдать заданную последовательность (например, I—II— III—I...). Диагностика социальной готовности ребенка к школе Наличие мотивации дошкольника к обучению в школе очень важно, поскольку даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей нежелание учиться может привести к очень сложному адаптационному периоду. Диагностика социальной готовности ребенка к обучению в школе проводится в ходе беседы, подразумевающей формулировку воспитанников полных, четких и емких ответов на следующие вопросы: Ты хочешь стать первоклассником? Зачем нужно учиться в школе? Что делают дети во время уроков? Как нужно вести себя на уроках? Что такое домашнее задание? Почему его нужно выполнять? Когда дети приходят из школы домой, что они делают? Когда ты пойдешь в школу, что измениться в твоей жизни? В ходе беседы педагог-психолог может задавать дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что ребенок верно понял содержание. При условии, что дошкольник правильно ответил на половину вопросов, он может считаться полностью готовым к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

  На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность сердечно-сосудистой системы. движения становятся более координи...

МЕТОДИКА "БЕСЕДА О ШКОЛЕ" (НЕЖНОВА Т. А.)

БЕСЕДА О ШКОЛЕ, сформированность внутренней позиции школьника...

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....

Диагностические материалы. Методика "Беседа о школе"

Диагностические материалы. Методика "Беседа о школе"...

Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)

Протокол методики «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)...