развитие зрительного восприятия у детей
консультация по коррекционной педагогике на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_zr_vosp.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы развития зрительного восприятия

у детей с ОВЗ.

Период дошкольного детства, является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Особенно важно зрительное восприятие. Это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ огромного количества раздражителей, действующих на глаз.

Низкий уровень сформированности зрительных форм восприятия резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для эффективного усвоения многих учебных предметов в школе, от этого также зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Все это говорит о том, что развитие зрительных форм восприятия является одним из главных составляющих дошкольного воспитания, т.к. его недостаточное формирование повлечет за собой тяжёлые последствия: недоразвитие всех высших психических функций, следовательно, и снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом.

Несмотря на отсутствие сенсорных нарушений (т.е. снижение остроты и выпадения полей зрения), многие зрительные операции дошкольники и ЗПР выполняют более медленно, чем нормально развивающиеся их сверстники.  

          Восприятие цвета

Одной из особенностей зрительного восприятия дошкольников с ЗПР является его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам. Процессы цветоразличения у них, по сравнению с нормой, отстают в своём развитии.

Так к двум годам дети с ЗПР различают в основном лишь два цвета: красный и синий, а некоторые и этого не делают. Лишь к трём – четырем годам у них формируется способность правильно узнавать четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зелёный. В пять и шесть лет дети начинают различать не только эти цвета, но  и белый с черным. Однако у них возникают затруднения при попытке назвать слабонасыщенные цвета. Способность к дифференцированию основных цветов и их оттенков у детей появляется лишь к семи годам, а у некоторых и ещё позже.

Кроме того дошкольники с ЗПР длительное время, по сравнению с нормой, не в состоянии должным образом, ориентироваться в названии предметов, для которых определённый цвет является постоянным признаком (предметы красного цвета (красный сигнал светофора), зелёного (ёлка, трава летом и т.д.), желтого (солнце, яичный желток). Дети с ЗПР в этом же возрасте называют много таких предметов, для которых данный цвет не является характерным, постоянным признаком: одежда, игрушки, т.е. те предметы, что составляют ближайшее окружение или случайно попадают в поле зрения.

Неточное распознавание дошкольниками с ЗПР цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира, а это в свою очередь отрицательным образом сказывается на дальнейшей учебной деятельности.

          Зрительное восприятие формы

У детей с ЗПР отличается способность к форморазличению (на основе плоскостных и объёмных геометрических фигур). Так в пять лет дети с ЗПР слабо дифференцируют и называют основные геометрические фигуры. Особенно они затрудняются в различении круга и овала, квадрата и прямоугольника. Треугольник же им дается более легко. Форморазличение таких геометрических фигур, как ромб, куб, шар, конус, цилиндр происходит лишь в школьном возрасте.

Одним из ярких примеров развития функции зрительного восприятия формы, является игра. Например, такие игры «Найди свою пару», «Лото» (геометрическое).

         Зрительное восприятие величины

Величина – понятие относительное. Представление о ней формируется значительно труде, чем понятие о цвете и форме. Сложности возникают при выделении признака по названию и при его самостоятельном названии. В жизненных ситуациях дети с ЗПР оперируют лишь понятиями «большой» и «маленький», любые другие понятия: «длинный - короткий», «широкий - узкий» и т.д. употребляются очень редко. Дети затрудняются в составлении сериационных рядов. В шесть – семь лет могут сопоставить по величине малое количество предметов: два – три.

Особенности развития ориентировки в пространстве

Неловкость и недостаточная координация движений, обычно характерные для данной группы детей, оказывают отрицательное влияние на формирование возможности зрительного ознакомления с тем, что находится в относительной близости от ребёнка. Так же детям с ЗПР свойственны запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений, что, в свою очередь, отрицательно влияет на становление у данной категории детей умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Дефектное развитие словесно – логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысливания пространственной ситуации, в которой ребёнок в силу тех или иных причин должен ориентироваться.

Дети с ЗПР долгое время не ориентируются в сторонах собственного тела и тела собеседника. У них затруднено выделение отношений между предметами. Они с трудом ориентируются в пространстве листа, а так же в большом пространстве – в группе, физкультурном зале, во дворе.

Основные задачи и формы работы по развитию зрительного восприятия.

  1. Обучать детей умению зрительно обследовать и анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам (цвет, форма, величина, пространственное положение).
  2. Формировать у детей зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, выделять главные признаки.
  3. Учить детей читать иллюстрации, понимать заслоненность, зашумленность изображения, перспективу в рисунке; создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе.
  4. Стимулировать, упражнять и активизировать зрительные функции (различение, фиксацию, прослеживание).
  5. Учить узнавать и различать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях:

      -натуральные предметы;

     - игрушки, картинки;

     -фотографии;

     -модели и макеты;

     -силуэты (они могут быть представлены как в черном, так и цветном изображении; дети узнают предмет, животное, детали и части по силуэтному изображению);

     -контуры (контурное изображение может быть использовано как для узнавания изображенного предмета, так и для наложенного на него силуэта);

     -пересекающиеся контуры (цель данного задания - опознать предмет, разделив контуры наложенных друг на друга изображении предметов)

     -перечеркнутые, зашумленные изображения (цель задания - выделить изображение, отделив его от посторонних элементов фона)

     -незаконченные изображения (эти задания направлены на развитие целостности восприятия)

      -изображения на сложном фоне.

Работа  по формированию и развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ должна строиться с учетом изучения лексических тем, а также  на основе принципов проведения коррекционно-развивающей работы. Игры и упражнения подбираются в соответствии с поставленными задачами. Они могут быть направлены:

  • на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие цветового узнавания;
  • развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
  • профилактика оптических нарушений чтения и письма;
  • актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.

1. Работу необходимо начинать  с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети выделяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие  упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – «Разрезные картинки» из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

2. Развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. Особое внимание уделяется развитию согласования обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Для развития зрительно – моторной координации детям предлагаются задания, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям:

  • Обвести по контуру столько квадратиков, сколько звуков услышишь.
  • Обвести треугольники и кружочки – на верхней полоске обвести 7 кружочков, а на нижней полоске – на 2 треугольника больше.
  • Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней полоске закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке – заштриховать.
  • В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек (машин), а затем соединить их «дорожками».
  • Штриховка различных изображений.

3. Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

  • Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
  • Найди предмет по тени.
  • Расскажи кто, где сидит.
  • Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Необходимо отметить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждому, из перечисленных выше компоненту стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей с ОВЗ. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, предлагаются детям на фронтальных и индивидуальных  занятиях, в зависимости от первоначального уровня развития зрительного восприятия, кроме этого часть заданий рекомендуется для выполнения с воспитателями в вечернее время, и дома для закрепления с родителями. Задания должны быть расчитаны на различные уровни развития, чтобы  дать возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Кроме этого  предусматривается возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

Консультация для педагогов МО

Тема: «Проблемы развития зрительного восприятия у детей с ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Коррекционная направленность развития зрительного восприятия у детей

Средства и приемы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Семинар – практикум: «Зрительная гимнастика для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Работа по профилактике зрения должна быть систематичной и иметь целенаправленный, осознанный характер! Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и р...