Консультация для педагогов и родителей "Применение метода "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn_1.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для родителей и воспитателей
Тема: «Применение метода "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил:
учитель-логопед Макушева С.В.
Туймазы, 2023 г.
Что такое синквейн?
Слово синквейн - очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
Задачи синквейна:
- пополнять знания детей по лексическим темам;
- обогащать пассивный и активный словарный запас;
- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
- развивать ассоциативное мышление и образную память;
- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Правила составления синквейна
Синквейн состоит из 5 строк:
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
1-я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею).
2-я строка: Слова – признаки (прилагательные, описывающие основную мысль).
3-я строка: Слова – действия (глаголы, описывающие действия в рамках темы).
4-я строка: Предложение из четырех слов (фраза показывающая отношение к теме).
5-я строка: Обобщающее слово (ассоциации - существительное).
Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
О чём можно составить синквейн?
Тема его может быть любой:
- по всем лексическим темам.
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна следует использовать следующие упражнения:
- «Подбери определения»,
- «Узнай предмет по определению»,
- «Кто что делает?»,
- «Что чем делают?»,
- «Назови часть целого» и др.
Этапы обучения составления синквейна
1. Что это?
Арбуз
2. Подберите два слова-признака.
- Какой арбуз?
круглый, вкусный
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает арбуз?
катится, растет, зреет
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я люблю сочный арбуз
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».
Ягода
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Итак, метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.
Заключение
Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.
Приложение
Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб
1. Название, обобщающее понятие (к кому относится).
2. Величина.
3. Покрытие тела.
4. Цвет.
5. Особенности частей тела.
6. Место обитания (лес, водоем, дом, хлев).
7. Название жилища (нора, берлога, логово, гнездо, дупло).
8. Чем питается.
9. Название детенышей.
10. Польза (для домашних животных и птиц).
Памятка по составлению описания предмета
1. Название.
2. Величина.
3. Вес.
4. Качество.
5.Форма.
6. Цвет.
7.Запах.
8. Вкус (для съедобных).
9. Принадлежность (обобщающее понятие).
10. Как используется.
Памятка по составлению описательного рассказа по картинке
- Какое время года изображено?
- Какая погода?
- Какую местность видим?
- Какие видим неживые объекты?
- Действия живых объектов?
- Какое настроение передает картинка?
Памятка по составлению повествовательного рассказа по картинке и серии картинок
- Время действия (время года, часть суток).
- Погода.
- Место действия.
- Действующие лица, их имена.
- Происшествие (случай, событие).
- Исход происшествия (случая, события).
- Настроение персонажей.
Памятка по составлению рассказа из личного опыта
(о событии, факте, собственном впечатлении)
- Время действия (время года, часть суток).
- Погода.
- Место действия.
- Действующие лица, их имена.
- Описание происшедшего.
- Настроение.
Логика построения: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой…», «Как-то раз в лесу…», «Был дождливый осенний день…».
Речевые шаблоны кульминационного момента: «Вдруг…», «Неожиданно…», «Что делать?».
Речевые шаблоны окончания: «Все окончилось тем, что…», «Наконец…», «Настроение было…», «Рады (огорчены) тем, что…».
Образцы синквейна
- Кукла.
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка.
- Машина.
- Быстрая, мощная.
- Едет, обгоняет, тормозит.
- Я люблю кататься.
- Транспорт.
- Дождь.
- Мокрый, холодный.
- Капает, стучит, льется.
- Я не люблю дождь.
- Вода.
- Береза.
- Тонкая, белоствольная.
- Растет, зеленеет, радует.
- Береза – символ России.
- Дерево.
- Заяц.
- Белый, пушистый.
- Прячется, боится, убегает.
- Я жалею зайца.
- Дикое животное.
Использованы материалы:
- Н.Д Душка «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»
- Н.Д Душка «Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками», журнал «Логопед» №5 (2005г.)
- Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
- шаблон http://aida.ucoz.ru
Изучение статей в журналах;
- «Воспитатель ДОУ»,
- «Дошкольное воспитание»,
- «Ребенок в детском саду»,
- «Обруч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».
«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним....
Консультация для родителей Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значени...
Консультация для педагогов ДОУ на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"
Методические рекомендации для педагогв ДОУ по речевому развитию дошкольников через игровую деятельность...
Консультация для родителей Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителейГлавные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...