Основные признаки детей с РАС
статья по коррекционной педагогике на тему
Психологическая характеристика детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
характеристика детей с РАС | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с РАС.
В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС).
Основные диагностические критерии РАС (МКБ-10).
1. Качественные нарушения социального взаимодействия:
а) отсутствие реакций на эмоции и обращение других людей и изменение поведения в соответствии с контекстом ситуации;
б) неспособность адекватно использовать для социального взаимодействия и контакта: взгляд, мимическое выражение лица, жестикуляцию;
в) неспособность к установлению взаимодействия, игры со сверстниками;
г) отсутствие эмоциональной и социальной взаимности в общении, общих интересов с другими людьми.
2. Качественные нарушения в общении:
а) отсутствие коммуникативного использования речи без попыток компенсировать этот недостаток использованием тональности и выразительности голоса, жестикуляции и мимики;
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), недостаточная гибкость речевых выражений, повторяющаяся и стереотипная речь;
в) нарушения поведения в ролевых и социально-имитационных играх, низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересы и активность:
а) стремление устанавливать жесткий, раз и навсегда заведенный порядок, во многих аспектах повседневной жизни; особая привязанность к определенным предметам, действиям (ритуалам), интересам;
б) поглощенность, захваченность стереотипными и ограниченными действиями и интересами;
в) моторные стереотипии
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Нарушения речевого развития: К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи. При синдроме Аспергера возможно нормальное или даже раннее развитие речи. Дети способны запоминать длинные отрывки из прочитанной родителями книги и воспроизводить их по памяти; их речь богата книжными выражениями и отягощена взрослыми речевыми конструкциями, что делает ее непохожей на речь ребенка. Однако возможность вступать в диалог ограничивается из-за недостаточного понимания речи, особенно переносного смысла слов, подтекста, метафор.
Слайд Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Нарушение моторного развития: некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира. Дети с РАС реагируют на сенсорные стимулы или слишком сильно, или очень слабо. Так, они склонны игнорировать человеческую речь, но проявляют интерес к «неживым», механическим звукам. В то же время у них возможны проявления гиперчувствительности, вплоть до затыкания ушей, в ответ на бытовые звуки окружающей обстановки или на новые звуки умеренной интенсивности.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Особенности памяти: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека. Умственное развитие детей с РАС может быть нормальным, ускоренным или резко задержанным. Может наблюдаться различная по степени умственная отсталость. Встречается парциальная одаренность в определенных областях. Например, способность к запоминанию больших объемов информации, не связанных логическими связями, умение быстро вычислять и решать в уме сложные арифметические задачи
Поведенческие проблемы: Поведение ребенка может быть расценено как гиперактивное (иногда с элементами двигательной расторможенности) или, наоборот, гиподинамичное. Характерно раскачивание при ходьбе (по типу наклонов «вперед-назад»), кружение по комнате. Негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Навязчивое желание однообразия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (в виде ударов головой, вырывания волос, царапания, кусания).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Основные признаки стрессового состояния у детей"
данный материал содержит диагностический инструментарий, физические и психологические признаки проявления стресса у ребенка, причины возникновения стресса у дошкольников...
Комплект рабочих листов: "Основные признаки животных"
На рабочем листе необходимо найти и выделить основные признаки (моделирование), изображенного на листе животного....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Основные признаки весны"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим мирои в старшей группе "Основные признаки весны"...
Презентация "Основные признаки весны"
Данная презентация предназначена для использования воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ, с целью дать детям представление о весне как времени года, ознакомлению их с признаками вес...
«Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»
quot;Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей" как одна из тем Профессионального Стандарта Педагога....
"Основные признаки компьютерной зависимости у детей"
Памятка для родителей...
Основные признаки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуще...