Программа "Путешествие в «Страну фей»" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
«В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, накрывшись теплым пледом, прижавшись к маме или папе, замере, чтобы ничего не пропустить, внимательно вслушивались в каждое слово... И вместе с Малышом бродили по крышам Стокгольма; вместе с Винни Пухом и Пяточком шли в гости к Кролику; вместе с героиней сказки «Гуси - лебеди» спешили спасать младшего брата. А любимую сказку, хоть и знали наизусть, требовали рассказывать еще и еще раз.
Сегодня редкие родители читают своим детям сказки— свободного времени катастрофически не хватает, да и современная действительность, на данный момент, такая противоречивая, что не до фантазий, большинство старается научить выживанию, в этом жестоком мире. Если задать вопрос современным детям, какая у них любимая сказка, большинство задумается, и взамен названия любимой книги или истории, назовут название мультфильма.
Знакомство со сказкой для ребенка жизненная необходимость и источник творческой энергии. Неслучайно, не так давно возродился один из древнейших в мировой истории метод в практике психологии и один из новейших методов в актуальной психологической науке— сказкотерапия. Данный термин у одних вызывает скепсис, у других любопытство. Одни считают ее одним из второстепенных средств в работе психологов, другие воспринимают как шарлатанство, но, углубившись, узнают для себя волшебные способности сказкотерапии, лечения души сказками. Результативность сказки в работе психолога можно объяснить ее универсальностью:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_puteshestvie_v_stranu_fey_tematicheskiy_plan.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №75 «Тюльпан»
г. Волжского Волгоградской области»
ПРИНЯТО
На Педагогическом Совете
Протокол №4
От _____________________
УТВЕРЖАЮ
Заведующий МБДОУ д/с №75
Приказ №____
От «___» _____________________г.
Программа
с использованием метода сказкотерапия
«Путешествие в страну Фей»
Для детей 5-6 лет
срок реализации 1 год
Руководитель: Карсакова Анастасия Сергеевна
Педагог-психолог
Путешествие в «Страну фей»
Пояснительная записка
«В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, накрывшись теплым пледом, прижавшись к маме или папе, замере, чтобы ничего не пропустить, внимательно вслушивались в каждое слово... И вместе с Малышом бродили по крышам Стокгольма; вместе с Винни Пухом и Пяточком шли в гости к Кролику; вместе с героиней сказки «Гуси - лебеди» спешили спасать младшего брата. А любимую сказку, хоть и знали наизусть, требовали рассказывать еще и еще раз.
Сегодня редкие родители читают своим детям сказки— свободного времени катастрофически не хватает, да и современная действительность, на данный момент, такая противоречивая, что не до фантазий, большинство старается научить выживанию, в этом жестоком мире. Если задать вопрос современным детям, какая у них любимая сказка, большинство задумается, и взамен названия любимой книги или истории, назовут название мультфильма.
Знакомство со сказкой для ребенка жизненная необходимость и источник творческой энергии. Неслучайно, не так давно возродился один из древнейших в мировой истории метод в практике психологии и один из новейших методов в актуальной психологической науке— сказкотерапия. Данный термин у одних вызывает скепсис, у других любопытство. Одни считают ее одним из второстепенных средств в работе психологов, другие воспринимают как шарлатанство, но, углубившись, узнают для себя волшебные способности сказкотерапии, лечения души сказками. Результативность сказки в работе психолога можно объяснить ее универсальностью:
- Сказка информативн. С помощью анализа придуманной ребенком сказки психолог выделяет информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах поведения и мировоззрении.
-Сказка экологична. Пребывая не в обычной, а в фантазийной реальности, и ребенок, и специалист - эмоционально защищены. Так возрастает доверие ребенка к психологу и предупреждает эмоциональное «выгорание» специалиста.
- Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических играх ребенок получает положительный эмоциональный опыт.
-Сказка мудра. Благодаря сказке психолог способен метафорически передать ребенку, родителям и педагогам незнакомые или давно забытые возможности и алгоритмы выхода из критической ситуации.
Сказки затрагивают большинство типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе знакомства со сказками дает возможность ребенку на эмоциональном и вербальном уровнях осознать, «как быть хорошим» и «как быть плохим», примерить на себя роль злого и доброго, сильного и слабого, умного и простодушного.
Поэтому каждое занятие данной программы строится на уважении, доверии, взаимопонимании и взаимопомощи.
Программа включает в себя три этапа: Диагностический, формирующий, контрольный.
Диагностический этап включает в себя исследование: эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития детей. Методы: «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений».
Формирующий этап заключается в проведении коррекционно развивающих занятий нравственно-эмоциональной направленности.
Контрольный этап содержит в себе повторное тестирование.
Курс состоит из коррекционных занятий, составлен для детей 6-7 лет. Состав группы от 6 до 8 человек. Продолжительность занятия 30-50 минут.
Цель программы.
Укрепление психического здоровья ребенка с помощью сказкотерапии.
Задачами являются:
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие умения чувствовать и понимать другого
- Развитие самоконтроля и самостоятельности.
- Развитие творческих способностей, воображения, оригинальности мышления.
- Развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
- Стабилизация психических процессов снятия напряжения
- Коррекция отклоняющегося поведения;
- Сплочение детского коллектива
Принципы проведения коррекционно развивающей работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
- Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
- Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
- Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
- Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
- Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.
Структура занятия:
1. Ритуал "входа" в сказку | Создать сказочную атмосферу и мотивацию для работы. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали на прошлом занятии, к каким выводам для себя пришли, чему научились, какой опыт получили. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо |
4. Закрепление | Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка |
5. Интеграция. | Выявить связь между реальностью и новым опытом. |
6. Резюмирование. | Соединить новый опыт с предшествующим. |
7. Ритуал "выхода" из сказки. | Закрепить полученный опыт, «вывести» ребенка в реальный мир. |
Программа включает в себя разнообразные формы работы:
- Ролевое проигрывание моделей желательного поведения;
- Игры драматизации
- Обсуждение рассказов;
- Релаксации;
-Психогимнастику;
- Беседы;
- Свободное и тематическое рисование;
- Танцы, телесные упражнения.
Тематический план занятий
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание |
1 | Знакомство с Феей сказок |
|
Обсуждение сказки.
|
2 | Созвездие |
|
|
3 | Путешествие на волшебную полянку |
|
|
4 | Путешествие в страну Драконов | - Сплочение детского коллектива, - Формирование навыков позитивной коммуникации, - Снятие психоэмоционального напряжения. - Развитие эмпатии - Развитие воображения |
|
5 | Медвежонок, который не умел играть | -Сплочение детского коллектива, - Формирование навыков позитивной коммуникации, - Развитие эмпатии |
|
6 | Подарки Феи |
|
|
7 | Доброта | -Обучение выражению эмоционального состояния человека с помощью интонации, слов, мимики изображения, -Развитие умения конструктивного сотрудничества -Формирование позитивного образа «Я» |
|
8 | Теплышки | - Развитие произвольного внимания, - Снятие эмоционального и телесного напряжения, -Развитие умения конструктивного сотрудничества -Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей |
|
9 | Добрый огонь | -Развитие эмпатии -Снятие эмоционального и телесного напряжения, -Развитие умения конструктивного сотрудничества -Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей |
|
10 | Вежливость | -Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств -Развитие волевой регуляции -Развитие умения сотрудничать -Обучение адекватному выражению эмоциональных состояний |
|
11 | Котенок | -Развитие умения правильно понимать чувства и настроения -Развитие эмпатии -Развитие воображения -Сплочение детского коллектива |
|
12 | Мыльная история | -Сплочение детского коллектива -Развитие эмпатии -Развитие умения конструктивного сотрудничества -Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей |
|
13 | Птички | -Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств -Развитие волевой регуляции -Развитие умения сотрудничать - Развитие воображения |
|
14 | Сказочное ассорти | - Развитие умения сотрудничать - Развитие воображения -Развитие эмпатии -Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств |
|
15 | Проделки Бабы Яги | - Сплочение детского коллектива - Развитие эмпатии - Развитие умения конструктивного сотрудничества - Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей. | 1.Ритуал входа в сказку. 2 Фея пропала 3. Упражнение «Я знаю сказку про Бабу Ягу...» 4. Упражнение «Назови Бабу Ягу ласково» 5. Упражнение «Построим Бабе Яге новый дом» 5 Упражнение «Подарок Бабе Яге» 6. Заключительный этап. 7. Ритуал выхода из сказки |
16 | Злостики, Боязливики и Грустишки | - Развитие эмпатии - Развитие умения конструктивного сотрудничества - Сплочение детского коллектива -Развитие умения действовать по правилу |
|
17 | Путешествие по дорожке из желтого кирпича | - Развитие умения сотрудничать - Развитие воображения -Развитие эмпатии -Развитие волевой регуляции |
|
18 | Сказочные цветы | - Развитие эмпатии - Развитие воображения -Обучение адекватному выражению эмоциональных состояний - Снятие психоэмоционального напряжения. |
|
19 | Бабочка | - Развитие вербальной креативности - Развитие волевой регуляции -Развитие умения действовать по правилу - Развитие эмпатии |
6. Заключительный этап. 7. Ритуал выхода из сказки |
20 | Школа Волшебников | - Развитие эмпатии - Развитие воображения - Развитие произвольного внимания - Закрепление умений понимать и передавать эмоциональные состояния других людей. |
|
Использованная литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии, СПб.; «Речь», 2007.
- А.Ю.Капская Т.Л.Мирончик. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. С-Пб «Речь», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.
Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...
Игровая сюжетная программа по ПДД "Путешествие в страну Светофорию" для детей старшего дошкольного возраста
обучение детей ПДД через сюжет игры...
План – конспект интегрированной НОД «Путешествие в страну Светофорию» для детей старшего дошкольного возраст
План – конспект интегрированной НОД...
Спортивный праздник «Страна Спортландия» для детей старшего дошкольного возраста
Данный праздник направлена на физическое развитие детей, на укрепление здоровья и работоспоспособности детей. Он развивает основные физические качества: силу, ловкость., выносливость. Спос...
Игровая ситуация с использованием малых архитектурных форм «Страна Вообразилия» для детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения с использованием малых архитектурных форм у детей сташего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста...