Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми наруше-ниями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Рассматривается система коррекционно - развивающей работы педагога - психолога с детьси с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekk_e.s._psiholog_ds_topolek_sistema_korrektsionno_-_razvivayushchey_raboty.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад «Тополёк» г.Советский
Система коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Разработала: педагог – психолог
Экк Екатерина Сергеевна
2016 г.
Аннотация. Рассматривается система работы педагога – психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Представлен тематический план коррекционно – развивающих занятий с детьми с ТНР.
Ключевые слова. ФГОС дошкольного образования, особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, цель и задачи работы педагога – психолога с детьми с ТНР, темы коррекционно – развивающих занятий.
ФГОС дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач детского сада. К сожалению, не все дети легко проходят свой путь развития, некоторые из них имеют те или иные особенности в развитии, и испытывают затруднения в усвоении основной общеобразовательной программы детского сада. К таким детям, относятся обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. [6, с 11]
Речь, с позиций психологии, понимается в качестве психического познавательного процесса использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.
У детей с тяжелыми нарушениями речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
- неустойчивость внимания,
- быстрая отвлекаемость,
- истощаемость психических процессов,
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость,
- раздражительность или общая заторможенность,
- замкнутость,
- обидчивость,
- плаксивость,
- многократная смена настроения.
Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей. В связи с чем, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, в работе с детьми с ТНР, обеспечиваются только благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов образовательной организации.
Возрастные особенности развития детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Это возраст наиболее активного рисования (поэтому в данной программе используются элементы изотерапии). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Активно развивается представление о себе, формируется образ Я. [3, стр 11]
Методологической основой коррекционно – развивающей работы педагога – психолога с детьми с ТНР являются труды выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеевой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгер и др., считавших, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Методическая основа занятий составлена на основе парциальной программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» Н.Ю. Куражевой, с использованием комплексных занятий для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет «Чувствуем - познаем – размышляем» М.В.Ильиной, программы А.В.Ухановой «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». На занятиях активно используется психогимнастика М.И.Чистяковой, направленная на коррекцию и развитие всех сторон психики ребенка, а также методическое пособие О.К.Никифоровой «Учимся думать, играя: задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 4-5 лет».
Цель коррекционно – развивающей работы: развитие интеллектуальной, познавательной, эмоционально – волевой, коммуникативной сферы у детей с ТНР 5-6 лет.
Задачи коррекционно – развивающей работы:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир эмоций;
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
- Развитие волевой сферы – произвольности и саморегуляции;
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического и творческого мышления;
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Каждое групповое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный момент. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия.
2. Мотивационный этап. Сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап. Подача новой информации; задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.
Продолжительность занятия 25 минут.
Методы и приемы работы педагога – психолога с детьми с ТНР:
- Занятия проходят в виде путешестия;
-Выполнение заданий на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики в индивидуальных тетрадях;
- Использование психогимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации под музыку;
- Использование элементов изотерапии.
Тематический план групповых коррекционно – развивающих занятий
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
№ занятия, тема | Цель | Формы работы, упражнения |
1.Знакомство | Сплотить группу, развитие умения работать в группе, снятие телесного и эмоционального напряжения, развивать воображение, развитие координации движений. | Приветствие «Мы стоим рука в руке», игра «Клубочек имён», подвижная игра «Паровозик имён», релаксация «Цветок дружбы», рисование цветов, ритуал прощания «Башня Дружбы». |
2.Цвета вокруг | Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции. | Упражнение «Йоговская гимнастика», игра «Цвета вокруг», задание «Художник», психогимнастика «Путешествие в лес», упражнение «Лабиринт». |
3.Правила поведения на занятиях | Формировать навыки вербального и невербального общения, развивать познавательные процессы, развивать моторику. | Тайны поведения на занятиях, игра «Автомобили», задание «Найди и раскрась божьи коровки», гимнастика «Замок», упражнение «Открой замок». |
4.Размер предметов | Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции, развивать мелкую и общую моторику. | Упражнение «Йоговская гимнастика», упражнение «Большие – маленькие», игра «На что это похоже?», пальчиковая гимнастика «Замок», «Очки», задание «Наведи порядок». |
5.Наша группа. Что мы умеем. | Обогащать знания детей друг о друге, развивать внимание, мышление, развивать мелкую и общую моторику | Приветствие «Как живешь?», игра «Делай как я», задание «Найди пару», игра «Пересядьте те, кто…», пальчиковая гимнастика «В гости». |
6.Одинаковое-разное. | Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие произвольного поведения, развитие саморегуляции. | Задание «Сравни картинки», психогимнастика «Карлики и великаны» задание «Найди предмет, который не подходит к остальным». |
7.Карта страны «Понимания» | Сплочение детского коллектива, развитие познавательных процессов, двигательной выразительности, мелкой и общей моторики | Упражнение «Комплименты», «Цепочка», задание «Найди все мячики», психогимнастика «Мы охотимся на льва», упражнение «Чего не хватает», пантомима «Кипящий чайник». |
8.Количество предметов. | Учить определять сходства и различия картинок, повторение соотношение цифры и количество предметов | Психогимнастика «Игры в воде», упражнение «Сходства и различия», физкультминутка «Сделай столько раз», игра «Разложи по коробкам». |
9.Город дружбы. | Развивать невербальное и вербальное общение, развивать внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику | Игра на запоминание «Я возьму с собой…», беседа о дружбе, задание «Кто кого боится?», игра «Найди друга», пальчиковая гимнастика «Дружба», задание «В гости», игра «Комплименты». |
10.Цвет и форма предметов. | Развитие познавательной, интеллектуальной сферы, развитие саморегуляции, развивать мелкую и общую моторику. | Упражнение «Йоговская гимнастика», игра «Подбери по цвету и форме», игра «Огонь – лед», «Шарик», упражнение «Продолжи дорожки». |
11.Город дружбы. | Раскрыть значимость моральной поддержки друзей, развитие воображения, общей и мелкой моторики. | Игра «Паровозик», сказкотерапия «Смелый Бобердулик», рисунок «Лучший друг», психогимнастика «Поссорились – помирились». |
12.Цвет радуги | Закреплять название основных и дополнительных цветов, наблюдательность, мелкую моторику. | Психогимнастика «Золушка», игра «Разговор красок», рисование радуги, задание «Соедини линией ботинок и его след». |
13.Город дружбы. | Развивать групповую сплоченность, -формировать позитивное отношение к сверстникам, -развивать познавательные процессы, общую и мелкую моторику. | Беседа «Какие чувства мешают дружить», инсценирование стихотворения Б.Заходера «Приятная встреча», игра «Домик», пальчиковая гимнастика «Помиримся», совместное рисование. |
14.Форма и размер предметов. Башни и лесенки. | Закреплять представления об относительной величине предметов, развивать наблюдательность, общую и мелкую моторики. | Психогимнастика «Северный полюс», игра «Лесенка», задание «Рукавички» физкультминутка «Сделай столько раз», рисунок «Разные дома» (высокие-низкие). |
15.Город помощников | Формировать представление о себе, о своих органах чувств, развивать внимание, память, мышление, моторику. | Игра на запоминание «Я возьму с собой…», рассказ «Про нос и язык» (Е.Пермяк), игра «Ухо – нос», игра «Локоть – колено», задание «Внимательные ушки, носик». |
16.Живое–неживое. | Учить различать живую и неживую природу, развивать наблюдательность, развивать внимание, мышление, моторику. | Психогимнастика «Гневная гиена», ига «Живое – неживое», пальчиковая гимнастика «Замок, «Очки», задание «Оживи фигуры». |
17.Город помощников | Формировать представление о себе, о своих частях тела, развивать невербальное и вербальное общение. | Беседа о строении тела человека, игра «Ухо – нос», игра «Локоть – колено», задание «Внимательные ручки», рисунок «Нарисуй себя». |
18.Раньше или позже. | Формировать временные понятия «раньше или позже», развивать двигательную , общую и мелкую моторики. | Пантомима «Король Боровик не в духе», игра «Раньше или позже (что сначала или потом)», психогимнастика «Лисёнок боится», упражнение «Чего не стало?». |
19.Город Настроения. Радость-грусть. | Сплотить группу, познакомить детей с чувством радости, грусти, учить детей выражать чувство радости в рисунке, развитие познавательных процессов. | Приветствие «Город Настроения», динамическая пауза «Путешествие в лес», задание «Нелепица», беседа по пиктограммам «Радость-грусть», задание «Сказочные персонажи», задание «Моя радость». |
20. Всё с частицей «не». | Развивать восприятие частицы «не», развивать внимание, память, мышление и речь, развивать общую и мелкую моторику. | Упражнение «Йоговская гимнастика», задание «Обведи «не животных»», упражнение «Скажи по-другому», пальчиковая гимнастика «Цветок», задание «Раскрась не круглый и не квадратный». |
21.Город Настроения. Гнев. | Познакомить детей с чувством гнева, развитие познавательных процессов. | Упражнение-разминка «Хозяйка однажды с базара пришла», беседа по пиктограмме «Гнев», игра «Дракон кусает свой хвост», гимнастика «Помиримся». |
22.Описание предметов. | Учить определять форму, цвета, назначение предметов; учить составлять загадки, развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику. | Учимся составлять загадки, физкультминутка «Ванька – встанька», игра «Подбери игрушку», пальчиковая гимнастика «Домик», «Лодка», аппликация «Моя любимая игрушка». |
23.Город Настроения Удивление. | Познакомить детей с чувством удивления, развитие познавательных процессов. | Беседа по пиктограмме «Удивление», упражнение «Удивительные запахи», гимнастика «Удивительно», задание «Дружная рыбалка». |
24.Тень предметов | Развивать представление детей о тени предметов, развивать восприятие, внимание, память, мышление и речь. | Беседа о том, что такое тень, психогимнастика «Тень», дидактическая игра «Кто это?», игра «Моя тень», задание «Угадай, чья тень». |
25.Город Настроения. Испуг. | Познакомить детей с чувством страха, развивать умение справляться с чувством страха, учить детей выражать чувство страха в рисунке. | Психогимнастика «Мы охотимся на льва», пиктограмма «Испуг», гимнастика «Храбрые моряки», рисование «Мой страх», упражнение «У страха глаза велики». |
26.Пространственное расположение предметов. | Учить активно использовать слова «внутри» или «снаружи», развивать познавательные процессы. | Психогимнастика «Ваське стыдно», игра «Что внутри, а что снаружи?», физкультминутка «Карусели», игра «Четвертый лишний». |
27.Город Настроения. Спокойствие. | Расширить представление детей о чувстве «спокойствия», развивать познавательные процессы. | Беседа по пиктограмме «Спокойствие», упражнение «Насос и мяч», задание «Составь из частей пары», гимнастика «Спокойные цветки». |
28.Ориентация в пространстве. | Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать познавательные процессы, моторику. | Игра «Запретное движение», задание «Добавь недостающие фигурки», пальчиковая гимнастика «Домик», «Очки», задание «Справа -…, слева- …». |
29.Город Смышленышей. Загадки. | Способствовать сплочению группы, развивать невербальное и вербальное общение, логическое мышление. | Презентация с загадками «Животный мир», физминутка «Бабочка», задание «Логический квадрат», игра «Подбери название к действию». |
30.Слова наоборот. | Учить детей находить противоположное значение предметов, развивать внимание, логическое мышление, моторику. | Психогимнастика «Веселые – грустные», игра «Найди противоположное значение», физминутка «Зайчики», игра «Наоборот», задание «Соедини противоположности». |
31.Город Фантазеров | Развивать у детей воображение, творческое мышление, способствовать сплочению группы, развивать моторику. | Игра «Я возьму с собой…», творческое задание «Придумай имя волшебнику», игра «Покручусь – превращусь», задание «Оживи фигуры», рисование «Три краски». |
32. Обобщение. | Развивать умение обобщать и систематизировать, развивать познавательные процессы, моторику. | Игра «Универмаг», физминутка «Карусели», игра «Назови одним словом», задание «Наведем порядок», ритуал прощания. |
33.Город Фантазеров. | Развивать у детей воображение, творческое мышление, речь. | Задание «Продолжение сказки», упражнение «Артисты пантомимы», арт-терапия «Сегодня мы волшебники». |
34. Классификация. | Развивать умение классифицировать, развивать мышление, память, внимание, речь, развивать общую и мелкую моторику. | Игра «Зоомагазин», физминутка «Мы тоже можем так», игра «Назови одним словом», задание «Наведи порядок», задание «Раздели предметы на группы». |
35.Путешествие заканчивается. | Развивать уверенность в себе, повышать самооценку детей, развивать любознательность. | Беседа о том, что дети узнали нового во время путешествия по Стране Понимания, вручение медалей «Путешественнику Страны Понимания». |
Список литературы:
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
- Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.- М.: АРКТИ, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
- Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.-СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011.
- Никифорова О.К. «Учимся думать, играя: задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 4-5 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: 2007.
- Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб.: Лань, 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика -И.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...
Календарно тематическое планирование по коррекционно-развивающей работе педагога - психолога с детьми 6-7 лет компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год
Календарно тематическое планирование для детей с ЗПР....
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Арт-терапия в системе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога (Апрель 2021)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22972966","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми старшей группы на тему «Дикие животные»
Цель: Создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:-развитие у детей внимания, ассоциативного и логического мышления;- развитие творческих способностей дошкольников...