МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЕНКА, НАЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ «КАКТУС» М. А. ПАНФИЛОВОЙ
тест по коррекционной педагогике на тему

Россихина Ирина Леонидовна

Ход исследования. При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бу­маги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вари­ант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показа­тели теста Люшера.

Инструкция. На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, ка­ким ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свой­ственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кро­ме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, прими­тивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (раз­мер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близ­ко расположенных друг от друга.

Импульсивность – отрывистость  линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, распо­ложенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, располо­женный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными ка­рандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие  украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертность – наличие  на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертность – на  рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – на­личие  цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного расте­ния.

Отсутствие стремления  к  домашней  защите,  чувство одиночества –  дикорастущие, пустынные кактусы.

После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

– Этот кактус домашний или дикий?

– Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

– Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

– Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если с соседом, то что это за растение?

– Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, от­ростки)?

При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), исполь­зование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_kaktus.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
РЕБЕНКА, НАЛИЧИЯ АГРЕССИВНОСТИ «КАКТУС»
М. А. ПАМФИЛОВОЙ

Ход исследования. При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга.

Импульсивность – отрывистость  линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие  украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертность – наличие  на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертность – на  рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие  цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления  к  домашней  защите,  чувство одиночества –  дикорастущие, пустынные кактусы.

После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

– Этот кактус домашний или дикий?

– Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

– Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

– Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если с соседом, то что это за растение?

– Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...

БИБЛИОГРАФИЯ по изучению эмоционального состояния и развития общения ребенка дошкольного возраста

Представлен список литературы по практической психологии, культуре общения, психо-эмоционального развития детей, возрастных кризисах, психогимнатсике и т.д....

Методика исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева

Оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам....

Методика выявления эмоционального состояния дошкольников "Домик настроения"

Выявление эмоционального состояния старших дошкольников в начале или конце мероприятия, занятия....

Эмоциональное состояние взрослого, как опосредованный фактор эмоционального состояния ребенка.

   Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого...

Методика исследования эмоционального состояния ребенка

Цель методики : оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам....

Опросник изучения эмоционального состояния

Опросный лист (для воспитателей и родителей) Автор: Н.Артюхина, А.М.Щетинина Цель: выявить особенностей эмоционального состояния ребенка, определить, благополучен или неблагополучен ребенок в эм...