Фольклор как художественная педагогика в жизни дошкольника
статья по коррекционной педагогике на тему

Поповских Наталья Васильевна

рекомендации для родителей и педагогов по использованию устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор  как художественная педагогика в жизни дошкольника

Русский народ создал

Огромную изустную

Литературу: мудрые пословицы

И хитрые загадки, весёлые

и печальные обрядовые песни,

торжественные былины,-

говорившиеся нараспев,

под звон струн, - о славных

подвигах богатырей,

защитников земли народа-

героические, волшебные,

бытовые и пересмешные

сказки.

Напрасно думать, что эта

Литература была лишь плодом

Народного досуга. Она была

Достоинством и умом народа.

Она становила и укрепляла

Его нравственный облик, была

Его исторической памятью,

Праздничными одеждами его души

И наполняла глубоким содержанием

Всю его размеренную жизнь,

 текущую по обычаям и обрядам,

связанным с его трудом,

природой и почитанием отцов и дедов

Алексей Николаевич Толстой.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. А так иногда хочется узнать, что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились; о чём мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?

     Всё это не просто любопытство. Знание истоков родной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, поколений и отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящие корнями в толщу народных верований.

      Предлагая читателю эту статью о видах устного народного творчества и значении фольклора в становлении личности ребёнка, хочется вызвать интерес к бытовой истории, раскрыть мудрость русского народа, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, познакомить с частью традиционной культуры русского народа, отраженной в малых жанрах устного народного творчества.

       Мы часто вспоминаем пушкинские слова из письма 1824 года к брату Льву из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но часто ли мы задаём себе вопрос: а как сегодня, можем ли мы сейчас, почти через два столетия, сказать, что у нас, в нашем воспитании, уже нет этого недостатка, что мы сами воспитывались и воспитываем своих детей на сокровищах народной поэзии?..

         Именно в дошкольном, семейном воспитании, в самом нежном возрасте, с самых первых дней жизни в человеке закладывается всё, чем он будет дышать всю свою жизнь, всё, чем он будет делиться с окружающими его людьми – улыбка, добро, человеколюбие, патриотизм, умение видеть во всех людях прекрасное, или наоборот…  И вот здесь-то, в нашем семейном воспитании, неоценимую помощь нам окажет народная педагогика - педагогический опыт, уже накопленный веками, сбережённый нашим народом как одно из самых величайших духовных богатств.

           Да, речь идет о фольклоре! О фольклоре как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой народный опыт уже отобрал самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов.

           Фольклор - это художественная педагогика! До сих пор фольклору не найдено равноценного «заменителя». И, будьте уверенны, к  фольклорному воспитанию мы еще вернемся, как возвращаемся сейчас ко всему естественному и органичному….

            Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

Бай, бай, бай, бай,

ты, собачка, не лай!

Петушок, не кричи,

Нашу детку не буди!

Байки-побайки,

прискакали зайки,

стали люлечку качать,

сладку дрёму навевать,

стали в дудки играть,

стала детка засыпать…

Мамин голос для малыша - самый родной и любимый, самый узнаваемый и милый… Даже если молодая мама не имеет ни слуха ни голоса, она должна петь своему малышу колыбельные песни, потому, что это связь, ниточка с малышом. В колыбельных песнях, часто, не важна рифма, но важен ритм и мелодика. Колыбельную мама сама может сочинить для ребеночка, главное петь ее с любовью.

          Пестушки от древнего слова  пестовать - нянчить! А нянчить - ухаживать, присматривать, растить ребёнка!

Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Это небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка.  В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.

Такую пестушку приговаривали, когда малыш потягивался:

Потягушки, потягушеньки,

 на дитятко порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблочко садовое!

Купая ребенка, приговаривают:

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитятка

Вся худоба!

Если ребенок ушибся и плачет:

У волка боли,

 у медведя боли,

у зайки боли,

 а у моего сыночка –

за-жи-ви!!!!

Для успокоения плачущего ребенка, припевают:

Сыночек, не плачь-

испеку тебе калач!

Сыночек, не вой-

Испеку другой!

Сынок, не реви-

Испеку все три!

Потешка  – это  песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Потешка -  это, всем известные, «Сорока», «Ладушки», «Идёт Коза рогатая» и многое другое:

По спинке ребенка перебирают пальцами и поют:

Шёл Бабай по стене,

Нес лапти в кошеле.

Всем детишкам по лаптишкам,

И себе и жене.

Загибают на ручке пальчики малыша и поют:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик -  папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

вот и вся моя семья!

Игра «в локотки» - выстукивают по столу в такт песне ударами локтей и суставами согнутых пальцев по очереди:

Ай, туки, туки, туки,

застучали молотки,

заиграли в локотки:

тук-ток! Тук-ток!

Скоро Ванечке годок!

Ритмично качая малыша на коленях, приговаривают:

Ехали,  мы ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам.

В ямку бух!

Раздавили сорок мух!

Все малые жанры имеют не только магический, но и практический характер. Все согласятся, что игры со словом и движением – самый лучший способ координировать движения.

Прибаутка - от слова баять, с усиливающей приставкой при- значит - приговорить (приврать). Малый фольклорный юмористический жанр, близкий к пословице и поговорке, шутка, смешной рассказец или комическое выражение, понятное и детям и взрослым.

А лады, лады, лады

Поехали на зады,

 продали морковку,

купили коровку.

А коровка с кошку-

Доят понемножку!

Ой! Качи-качи-качи,

Приехали торгачи,

Продавали калачи.

Прибежал мальчишка,

Схватил колочишко.

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын,

Я на елке рос,

Меня ветер снёс.

Я упал на пенёк,

Стал кудрявый паренёк!

Давно замечено, что если использовать  фольклор с самого первого дня жизни ребёнка, то  с первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. И в результате - незаметно и ненавязчиво - уже к двум-трём годам ребёнок вполне подготовлен к самостоятельному словотворчеству.

Небылицы - маленькие рифмованные сказочки в которых рассказывается с юмором то, чего не бывает.

Таракан дрова рубил,

Себе голову срубил.

Комар воду возил,

В грязи ноги увязил,

Его мухи выдирали,

Животы все надорвали!

А еще есть поэзия приговорок, считалок, дразнилок, скороговорок, закличек. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении, которое неотделимо от познания. Не меньшее значение имеют слова и словотворчество в загадках, развивающих сообразительность и смекалку. Не забудем и пословицы с поговорками, которые тоже учат и наставляют, приобщают ребёнка к сокровищам народной мудрости, к правилам и моралям.                    

  Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание - всё это заложено в фольклоре. Ни когда человек не перестанет любить былины, и ни в каком возрасте не откажется послушать сказку и народную песню. Не лишайте своих детей такого богатства  как устное народное творчество - в нём жизнь, мудрость, прошлое и будущее нашего народа! Это ценная кладовая нашей культуры и от того, насколько люди будут помнить и беречь её, зависит будущее народа и наша духовная целостность!   

Поповских Наталья Васильевна учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад № 35 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника.

Конспекты интегрированнойнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского...

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в жизни дошкольника»

Роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное...

Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»

Анкета для родителей«Художественное творчество в жизни дошкольника»...

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...

Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»

Анкета для родителей«Художественное творчество в жизни дошкольника»...