Фольклор как художественная педагогика в жизни дошкольника
статья по коррекционной педагогике на тему
рекомендации для родителей и педагогов по использованию устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_hudozhestvennaya_pedagogika_v_zhizni_doshkolnika.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как художественная педагогика в жизни дошкольника
Русский народ создал
Огромную изустную
Литературу: мудрые пословицы
И хитрые загадки, весёлые
и печальные обрядовые песни,
торжественные былины,-
говорившиеся нараспев,
под звон струн, - о славных
подвигах богатырей,
защитников земли народа-
героические, волшебные,
бытовые и пересмешные
сказки.
Напрасно думать, что эта
Литература была лишь плодом
Народного досуга. Она была
Достоинством и умом народа.
Она становила и укрепляла
Его нравственный облик, была
Его исторической памятью,
Праздничными одеждами его души
И наполняла глубоким содержанием
Всю его размеренную жизнь,
текущую по обычаям и обрядам,
связанным с его трудом,
природой и почитанием отцов и дедов
Алексей Николаевич Толстой.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. А так иногда хочется узнать, что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились; о чём мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?
Всё это не просто любопытство. Знание истоков родной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, поколений и отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящие корнями в толщу народных верований.
Предлагая читателю эту статью о видах устного народного творчества и значении фольклора в становлении личности ребёнка, хочется вызвать интерес к бытовой истории, раскрыть мудрость русского народа, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, познакомить с частью традиционной культуры русского народа, отраженной в малых жанрах устного народного творчества.
Мы часто вспоминаем пушкинские слова из письма 1824 года к брату Льву из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но часто ли мы задаём себе вопрос: а как сегодня, можем ли мы сейчас, почти через два столетия, сказать, что у нас, в нашем воспитании, уже нет этого недостатка, что мы сами воспитывались и воспитываем своих детей на сокровищах народной поэзии?..
Именно в дошкольном, семейном воспитании, в самом нежном возрасте, с самых первых дней жизни в человеке закладывается всё, чем он будет дышать всю свою жизнь, всё, чем он будет делиться с окружающими его людьми – улыбка, добро, человеколюбие, патриотизм, умение видеть во всех людях прекрасное, или наоборот… И вот здесь-то, в нашем семейном воспитании, неоценимую помощь нам окажет народная педагогика - педагогический опыт, уже накопленный веками, сбережённый нашим народом как одно из самых величайших духовных богатств.
Да, речь идет о фольклоре! О фольклоре как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой народный опыт уже отобрал самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов.
Фольклор - это художественная педагогика! До сих пор фольклору не найдено равноценного «заменителя». И, будьте уверенны, к фольклорному воспитанию мы еще вернемся, как возвращаемся сейчас ко всему естественному и органичному….
Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Бай, бай, бай, бай,
ты, собачка, не лай!
Петушок, не кричи,
Нашу детку не буди!
Байки-побайки,
прискакали зайки,
стали люлечку качать,
сладку дрёму навевать,
стали в дудки играть,
стала детка засыпать…
Мамин голос для малыша - самый родной и любимый, самый узнаваемый и милый… Даже если молодая мама не имеет ни слуха ни голоса, она должна петь своему малышу колыбельные песни, потому, что это связь, ниточка с малышом. В колыбельных песнях, часто, не важна рифма, но важен ритм и мелодика. Колыбельную мама сама может сочинить для ребеночка, главное петь ее с любовью.
Пестушки от древнего слова пестовать - нянчить! А нянчить - ухаживать, присматривать, растить ребёнка!
Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Это небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.
Такую пестушку приговаривали, когда малыш потягивался:
Потягушки, потягушеньки,
на дитятко порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблочко садовое!
Купая ребенка, приговаривают:
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитятка
Вся худоба!
Если ребенок ушибся и плачет:
У волка боли,
у медведя боли,
у зайки боли,
а у моего сыночка –
за-жи-ви!!!!
Для успокоения плачущего ребенка, припевают:
Сыночек, не плачь-
испеку тебе калач!
Сыночек, не вой-
Испеку другой!
Сынок, не реви-
Испеку все три!
Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Потешка - это, всем известные, «Сорока», «Ладушки», «Идёт Коза рогатая» и многое другое:
По спинке ребенка перебирают пальцами и поют:
Шёл Бабай по стене,
Нес лапти в кошеле.
Всем детишкам по лаптишкам,
И себе и жене.
Загибают на ручке пальчики малыша и поют:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
вот и вся моя семья!
Игра «в локотки» - выстукивают по столу в такт песне ударами локтей и суставами согнутых пальцев по очереди:
Ай, туки, туки, туки,
застучали молотки,
заиграли в локотки:
тук-ток! Тук-ток!
Скоро Ванечке годок!
Ритмично качая малыша на коленях, приговаривают:
Ехали, мы ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам.
В ямку бух!
Раздавили сорок мух!
Все малые жанры имеют не только магический, но и практический характер. Все согласятся, что игры со словом и движением – самый лучший способ координировать движения.
Прибаутка - от слова баять, с усиливающей приставкой при- значит - приговорить (приврать). Малый фольклорный юмористический жанр, близкий к пословице и поговорке, шутка, смешной рассказец или комическое выражение, понятное и детям и взрослым.
А лады, лады, лады
Поехали на зады,
продали морковку,
купили коровку.
А коровка с кошку-
Доят понемножку!
Ой! Качи-качи-качи,
Приехали торгачи,
Продавали калачи.
Прибежал мальчишка,
Схватил колочишко.
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снёс.
Я упал на пенёк,
Стал кудрявый паренёк!
Давно замечено, что если использовать фольклор с самого первого дня жизни ребёнка, то с первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. И в результате - незаметно и ненавязчиво - уже к двум-трём годам ребёнок вполне подготовлен к самостоятельному словотворчеству.
Небылицы - маленькие рифмованные сказочки в которых рассказывается с юмором то, чего не бывает.
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил,
Его мухи выдирали,
Животы все надорвали!
А еще есть поэзия приговорок, считалок, дразнилок, скороговорок, закличек. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении, которое неотделимо от познания. Не меньшее значение имеют слова и словотворчество в загадках, развивающих сообразительность и смекалку. Не забудем и пословицы с поговорками, которые тоже учат и наставляют, приобщают ребёнка к сокровищам народной мудрости, к правилам и моралям.
Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание - всё это заложено в фольклоре. Ни когда человек не перестанет любить былины, и ни в каком возрасте не откажется послушать сказку и народную песню. Не лишайте своих детей такого богатства как устное народное творчество - в нём жизнь, мудрость, прошлое и будущее нашего народа! Это ценная кладовая нашей культуры и от того, насколько люди будут помнить и беречь её, зависит будущее народа и наша духовная целостность!
Поповских Наталья Васильевна учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад № 35 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.
В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....
Роль художественной литературы в жизни дошкольника.
Конспекты интегрированнойнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского...
Консультация для родителей «Значение художественной литературы в жизни дошкольника»
Роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное...
Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»
Анкета для родителей«Художественное творчество в жизни дошкольника»...
Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...
Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»
Анкета для родителей«Художественное творчество в жизни дошкольника»...