Роль художественной литературы в жизни дошкольника.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Марфина Людмила Геннадьевна
Конспекты интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль  художественной литературы в жизни дошкольника.

     Дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные   психологические  и  педагогические  исследования подтверждают , что  именно  в  эти  годы  при  условии  целенаправленного воспитания  закладываются  основы  моральных  качеств  личности .  Для правильного  её  использования  в  педагогическом  процессе  необходимо знать особенности  восприятия  дошкольниками  произведений  художественной литературы. По мнению М.Р. Львова , воспринимая  произведения  на  слух, ребёнок,  через  форму ,  предъявленную  воспитателем , ориентируясь  на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

       Художественное произведение привлекает ребёнка не только своей яркой образной формой , но и смысловым содержанием. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.  Стихи действуют на ребёнка силой и обаянием ритма, мелодики. Детей привлекает к себе мир звуков.

        Слушая произведение, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, развивает его восприимчивость. эмоциональность.

        В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил , что « художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание , сочувствие герою».                                          

        Огромное воспитательное , познавательное и эстетическое значение имеют произведения Корнея Ивановича Чуковского , так как они расширяют знания ребёнка об окружающем мире , воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

       Все произведения Чуковского написаны с большой любовью к детям .Его стихи забавные, смешные, интересные, весёлые, легко запоминаются детьми даже при первом прочтении на слух .Не даром Корнея Ивановича называют «детским праздником». Его произведения несут детям радость, смех, веселье, заряжают детей положительной энергией на целый день. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги  Чуковского  пронизаны  гуманизмом ,  верой  в  победу  добра  и справедливости, в торжество правды

                  Увлекательное  знакомство  с творчеством  Корнея  Ивановича Чуковского   способствует   развитию   интереса   к   книге ,   что   является неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

          Хочу  предоставить  вам  несколько  конспектов  непосредственно образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в разных возрастных группах.



Предварительный просмотр:

                                Конспект интегрированной

               непосредственно образовательной деятельности

              по ознакомлению с художественной литературой

                          для детей  2 - ой  младшей группы.

                  « Мойдодыр» Корней Иванович Чуковский .

                     

Интеграция образовательных областей :  « Познание», «Коммуникация»,

«Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Задачи :   

            Познакомить детей  с произведением Корнея Ивановича Чуковского

            «Мойдодыр».                

            ( «Чтение художественной литературы»)

            Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор,

            высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим),

            грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.

            ( «Коммуникация» )

            Обогатить игровой опыт каждого ребёнка.

            ( «Социализация» )

            Способствовать объединению воспитанников для совместной деятель -

            ности,  развивать навыки работы с карандашами. Воспитывать интерес к  

            рисованию.

            ( «Художественное творчество» )

            Закрепить знание о цвете и величине предмета.

            ( «Познание» )

Виды детской деятельности :  игровая , коммуникативная , чтение художественной литературы  ,продуктивная , познавательно -исследовательская.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

проявляет интерес к участию  в совместных подвижных играх,  с интересом слушает произведение К. И, Чуковского « Мойдодыр», участвует в обсуждении, отвечает  на  вопросы  по  содержанию  текста , активен  при  создании индивидуальной композиции в рисунке « Разноцветные мыльные пузыри».

Материалы и оборудование :Мольберт (на котором стоит портрет К.И. Чуковского) , книга  «Мойдодыр» , иллюстрации к ней, мыльные пузыри , цветные карандаши , 1\2 листа белой бумаги  А4.

                   Содержание организованной деятельности детей :

Организационный момент:

Воспитатель показывает портрет К. И. Чуковского и говорит детям , что это детский  писатель , который написал такие детские сказки, как  «Телефон» , «Мойдодыр» , « Айболит» ,  «Тараканище» и многие другие сказки. Сегодня  мы с вами  познакомимся с одной из них. Она называется  « Мойдодыр».

Чтение  произведения К. И. Чуковского  « Мойдодыр».

Воспитатель читает сказку «Мойдодыр» и показывает красочные иллюстрации к ней.

Физкультминутка :

Пусть стоят на месте ножки.

     ( Дети выполняют « пружинку», руки на поясе)

Только хлопают ладошки.

     (Дети стучат по коленям)

Хлопай, хлопай, хлопай ,хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

     (Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

Да погромче , за спиной.

    (Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

    (Дети , хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки)

Ниже , ниже , ниже хлопай,

Руки ниже опускай.

    (Хлопая, опускают руки)

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

    (Покачивают руками вперёд -назад, выполняя «пружинку»

Отдыхая вместе снами,

Руки тоже отдохнут.

   (Приседают на корточки ,складывая ладошки под щёку)

Обсуждение произведения К. И. Чуковского « Мойдодыр ».

Воспитатель:  От кого  «Одеяло убежало,

                                            Улетела простыня,

                                            И подушка,

                                            Как лягушка,

                                                    Ускакала от меня» ?

Дети :  От  мальчика.

Воспитатель : Почему все от него убежали ?

Дети :  Мальчик был очень грязный.

Воспитатель :  Кто вышел из маминой спальни ?

Дети :   Умывальник.

Воспитатель :   Как звали умывальник ?

Дети :  Мойдодыр.

Воспитатель :  Почему он рассердился на мальчика ?

Дети :   Он не хотел мыться и поэтому был очень грязный.

Воспитатель :   Что сделал умывальник ?

Дети :    Он позвал  мочалку , мыло  и много щёток.

Воспитатель :   Как приговаривали щётки , когда мыли мальчика  ?

Дети :  « Моем , моем трубочиста

              Чисто, чисто, чисто, чисто !

              Будет, будет трубочист

              Чист , чист , чист, чист !»

Воспитатель :   Куда побежал мальчик от мочалки ?

Дети :   В парк   ( сад ).

Воспитатель :   А кого он там встретил ?

Дети :   Крокодила и его детей Тотошку с  Кокошкой.

Воспитатель :    Почему Крокодил сказал мальчику ?

                             « Уходи - ка ты домой,

                                Да лицо своё умой,

                                А не то как налечу,

                                Растопчу и проглочу! »

Дети :   Мальчик был такой грязный, что Крокодил на него очень сильно рассердился.

Воспитатель :   Что сделал мальчик ?

Дети :   Он сильно испугался и побежал домой мыться.

Воспитатель :   Кто так сказал ?

                             «Вот теперь тебя люблю я,

                               Вот теперь тебя хвалю я,

                               Наконец -то ты, грязнуля,

                               Мойдодыру угодил !»

Дети :   Умывальник -Мойдодыр.

Воспитатель :    Что надо сделать , чтобы Мойдодыр был доволен детьми ?

Дети :    « Надо , надо умываться

                  По утрам и вечерам,

                  А нечистым

                  Трубочистам -

                  Стыд и срам !

                  Стыд и срам ! »

Воспитатель :   « Давайте же мыться, плескаться,

                               Купаться, нырять,  кувыркаться

                          В ушате, в корыте , в лохане

                          В реке , в ручейке , в океане

                                   И в ванне , и в бане,

                                   Всегда и везде  

                                   Вечная слава воде !»

Воспитатель :  Понравилась  вам сказка ?

Дети :   Да , очень понравилась.

Воспитатель :   Чему нас учит эта сказка ?

Дети :      Что надо всегда умываться , чистить зубы и быть всегда опрятным.

Воспитатель :  Да , правильно. Молодцы !

Создание игровой мотивации .

Воспитатель :   Дети ,  а скажите  мне, когда мы моем руки с мылом ,что у нас может получиться - такое красивое ,  разноцветное ,  воздушное ?

Дети :   Мыльные пузыри.

Воспитатель :   Посмотрите, какая интересная игрушка у меня есть !  (Показывает мыльные пузыри ). С её помощью я могу сделать много красивых, разноцветных  мыльных пузырьков.  Не верите ?   Смотрите  (выдувает мыльные пузыри  предлагает детям подуть на них ). Мыльные пузыри такие лёгкие, что летают от лёгкого дуновения ветерка. Но  всё равно с ними интересно играть. ( Дети играют с мыльными пузырями ).

Рисование « Разноцветные  мыльные пузыри ».

Воспитатель :     Мыльные пузыри так быстро исчезают, что мы не успеваем ими полюбоваться.  Давайте их нарисуем .  Рисовать мыльные пузыри мы будем разноцветными карандашами. Каждый может изобразить их такого цвета, который ему нравится. А какую форму имеют мыльные пузыри ?

Дети : Они круглые.

Воспитатель :  А теперь попробуем нарисовать их на бумаге (Рисует мыльные пузыри разного цвета и размера  на мольберте ). Посмотрите какие разные пузыри у меня получились !  Этот пузырь очень большой , а рядом — совсем маленький.  А теперь вы нарисуйте мыльные пузыри.

Дети :    Дети выбирают  карандаши по желанию и увлечённо рисуют мыльные пузыри.

Воспитатель :   (  в процессе рисования декламирует стихотворение  С. Маршака )            Взлетает шар надутый,

                               Прозрачнее стекла,

                               Внутри его как будто

                               Сверкают зеркала.

                               Он, воздухом надутый,

                               По воздуху плывёт,

                               Но  и одной минуты

                               На свете не живёт

                               Нарядный, разноцветный,      

                               Пропал он навсегда,

                               Расплылся незаметно,          

                               Растаял без следа.

Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель :   Вот какие чудесные рисунки получились у вас ! Полюбуйтесь ими.



Предварительный просмотр:

                                                   Конспект  

           непосредственно образовательной деятельности

              по художественно - эстетическому развитию

                          для детей  средней группы

                      « В гостях у дедушки  Корнея »

 

Задачи :

             Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К.И.

             Чуковского, с которыми  они знакомились, пробуждать в детях

             радость встречи с любимыми героями, развивать воображение.

             «Познание».

             Побуждать  «помогать» героям этих произведений - вместе с ними      

             проговаривать  знакомые стихи, используя интонационные средства

             выразительной  речи.

             «Коммуникация»

             Пополнить литературный багаж стихотворениями. Воспитывать у

             детей интерес к художественной литературе.

             « Чтение художественной литературы»

             Способствовать объединению воспитанников для совместной

             деятельности, проявлению готовности помогать и внимательно

             выслушивать друг друга. Обогатить игровой опыт каждого ребёнка.

             «Социализация».

             

Виды деятельности:

            чтение художественной литературы,  игровая , познавательная ,

            коммуникативная.                                  

Планируемые результаты интегративных качеств дошкольника:

Эмоционально — заинтересованно следит за развитием действия, отвечает

 на вопросы , рассматривает  и  обсуждает  сюжетные  картинки.  Проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении отрывков из произведений К. И. Чуковского.

Материалы и оборудование:

                  Мольберт (на котором стоит портрет К.И.Чуковского), книги «Айболит»,

                  «Телефон», «Мойдодыр». « Федорино горе», иллюстрации к ним,

                  игрушки — телефон,  крокодил,  муха -цокотуха , « Чудесный мешочек».    

Предварительная работа:

                  Оформление выставки книг К.И. Чуковского, чтение стихов и сказок

                  автора, заучивание наизусть  стихотворений К.И.Чуковского.      

Логика образовательной деятельности:

 Воспитатель:    Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом любимом детском писателе — Корнее  Ивановиче  Чуковском.  Его стихи приносят радость  всем.  Не  только  дети , но  и  их  родители ,  дедушки  и  бабушки  не представляют своего детства  без сказочных героев  К.И. Чуковского.  А вот такое

шутливое  стихотворение  посвятил   Корнею  Ивановичу  писатель  Валентин Берестов:          

                         « Нам жалко дедушку  Корнея:

                            В сравненье с нами он отстал,

                            Поскольку в детстве « Бармалея»

                            И «Крокодила» не читал.

                            Не восхищался «Телефоном»

                            И в «Тараканище» не вник.

                            Как вырос он таким учёным,

                            Не зная самых главных книг? »

       Действительно , трудно представить, что когда-то этих  « самых главных книг»

не было. Дети, а вы любите сказки Корнея Ивановича Чуковского?

Дети:   Да ! Очень любим.

Воспитатель:  За что же они вами любимы?

Дети:   Они добрые, забавные, смешные, интересные, весёлые …

Воспитатель:   А ещё все они очень поучительные. После каждого знакомства со сказкой вы начинаете понимать ,что есть добро ,а что зло, и стараетесь походить на добрых и весёлых персонажей. Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их приключениях , но и в том как они написаны. Вот послушайте внимательно эти строчки из известной вам сказки :

             Утюги

                           За

                                 Сапогами,

              Сапоги

                            За

                                  Пирогами,

              Пироги

                         За

                               Утюгами,

        Кочерга

                          За

                                Кушаком.

   

        Правда, похоже на то, что слова ,как будто, бегут по лестнице, перепрыгивая друг через друга? Такие строки легко запоминаются на всю жизнь!  Звучные стихи Чуковского  развивают и обогащают нашу речь.

Дети :    (читают стихи)

Первый ребёнок:         Мы Чуковского все знаем,

                                      С детства раннего читаем

                                      Сказки, песни  для детей

                                      Писал дедушка Корней.

 

Второй ребёнок:          И теперь в саду у нас  

                                      Есть чудо -дерево для вас,

                                      А над ним комарики

                                      На воздушном шарике.

Третий ребёнок:           Рыбы по саду гуляют,

                                       Жабы по небу летают,  

                                       Пуще прежнего шалят,

                                       Веселиться   всем велят!

Четвёртый ребёнок:     Всех Чуковский

                                                         Рассмешит,

                                        Позабавит, удивит,

                                        И покажет

                                                         Ребятишкам,

                                        Как добру учиться

                                                         В книжках!

( Зазвонил телефон, воспитатель берёт трубку)

Воспитатель:   У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети:  (хором)  Слон.

Воспитатель:   Откуда?

Дети:   От верблюда.

Воспитатель:    Что вам надо?

Дети:   Шоколада.

Воспитатель:   (кладёт трубку)  Как называется произведение , отрывок из которого вы помогли мне прочесть?

Дети: (хором)  «Телефон»

Воспитатель:   Правильно!  А знаете ли вы, что сказки Корней Иванович писал не всегда, они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил».  У него заболел сын . Он вёз его домой в ночном поезде и , чтобы хоть как нибудь облегчить страдания мальчика , под перестук вагонных колёс стал рассказывать:

           Жил да был

                            Крокодил

           Он по улицам

                              Ходил,

            Папиросы курил.

            По - турецки

                                Говорил, -

            Крокодил, Крокодил, Крокодилович …

    А знаменитый « Мойдодыр» появился, когда однажды, работая в своём кабинете, писатель услышал, как ревёт в три ручья его маленькая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:     Надо, надо умываться

                 По утрам и вечерам.

                 А нечистым

                                     Трубочистам -

                  Стыд и срам!

                                       Стыд и срам!

     А уж потом было множество других сказок и стихов.

Дети, а что ещё необычного вы заметили в произведениях Чуковского?.

Дети:   Имена героев.

Воспитатель:  Да, Корней Иванович  был настоящий выдумщик и фантазёр, придумывал необычные и забавные имена  своим главным героям, например:

Мойдодыр. Вслушайтесь в звучание этого слова: Мой - до  - дыр. Из каких слов оно состоит.

Дети:   Мой -  помыть , умыть

              до - дыр  -  значит очень чисто.

Воспитатель:  А  Айболит ?

Дети:   Ай, очень болит!

(читают стихотворение)

                 Айболита дети знают,

                 Всех зверей он исцеляет,  

                 Добрым словом одарит

                 И здоровьем наградит.

Воспитатель:  (включает аудиозапись « Звуки окружающей среды» - жужжание мухи) Дети слышите этот звук?  Как вы думаете , какому сказочному персонажу Чуковского он принадлежит?

Дети: Мухе Цокотухе.

Воспитатель:  Молодцы !  Эта сказка,как и все сказки Корнея Ивановича , со счастливым концом:

                    Веселится народ -

                    Муха замуж идёт

                    За лихого, удалого,

                    Молодого Комара.

         В любой библиотеке, в каждой семье есть книги этого писателя.

         Недалеко от  Москвы , в посёлке Переделкино, стоит маленький дом, снаружи  расписанный  картинками из сказок. Это библиотека, которую построил Чуковский для своих маленьких друзей. И в ней можно не только почитать интересные книги.

Здесь есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой.  При жизни Чуковский часто заходил сюда: рассказывал детям что - нибудь,загадывал загадки.

Создание игровой мотивации.

          И у нас в детском саду много книг этого замечательного писателя . Я бы хотела убедится, что вы хорошо знаете его произведения и предлагаю вам игру

« Чудесный мешочек». В этом волшебном мешочке лежат предметы ( телефон, блюдце, калоша, термометр, мыло),принадлежащие героям сказок Чуковского.  Помогите мне, пожалуйста, узнать , из каких сказок они и кому принадлежат.

Дети :       выполняют  задание

Воспитатель:    Молодцы, хорошо знаете сказки Чуковского.

                             Порадовала вас встреча с героями сказок?

Дети:   Да.

Воспитатель:   Трудно представить жизнь Чуковского без детей, а нашу — без его книг. Корнея Ивановича называли « Детским праздником». Он , как никто другой , знал, что детям необходимы радость , веселье, смех , и умел дарить их с великой радостью.

( звучит музыка, входит Федора — чистая, опрятная, со сверкающим самоваром)

Федора:          Самовар вас в группе ждёт,

                         Сладкий чай, варенье , мёд,

                         Ешьте, угощайтесь,

                         Здоровья набирайтесь!

Воспитатель вместе с детьми садятся за стол , где Федора угощает всех чаем с пряниками.

                          Не бойся сказки. Бойся лжи.

                          А сказка не обманет.

                          Ребёнку сказку расскажи -

                          На свете правды больше станет.

                                                                                 В.Берестов

Используемая литература:

« Хрестоматия » , Москва  ,«Просвещение» 1975г.

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...

Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская  литература, которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной литературы. Ребенку, который только начинае...

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...