Опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Описывается опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в детском саду "Солнышко" с. Борское.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_konkurs.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
|
Аннотация. Описывается опыт работы по экологическому образованию
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в детском саду «Солнышко» с. Борское.
Ключевые слова: интеграция областей, мультидисциплинарный, изопродукции, атмосфера «направленности».
Экологическое образование и воспитание детей - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
2017 год в России посвящен экологии и охране природных территорий.
Формирование экологического сознания по ФГОС ДО включено в образовательную область «Познавательное развитие». Экологическое образование детей дошкольного возраста в детском саду «Солнышко» с. Борское проходит через интеграцию с образовательной областью «Речевое развитие»» - ознакомление детей с окружающим миром, что соответствует познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста.
Мы работаем на группе компенсирующей направленности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи разной степени тяжести (3, 4 уровней).
Наиболее эффективным способом структурирования знаний детей о себе и окружающем мире является, на наш взгляд, экологическое образование, поскольку в данном случае предоставляется возможность не только развития интеллектуальных способностей, но и обобщение чувственного опыта ребенка и, как следствие, реабилитация его языковой личности.
Мы определили для себя следующие направления:
1.Использовать мультидисциплинарный подход в работе по формированию системы экологических знаний у детей.
2.Обогатить и систематизировать учебно-наглядный, методический материал.
3.Сотрудничество с родителями по экологическому образованию детей.
Например: в течение целой недели все педагоги нашей группы (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию) и родители знакомят детей с конкретной темой «Перелётные птицы» - оформляется в соответствии родительский уголок, выкладываются буклеты, книги, репродукции картин; вместе с детьми прослушиваем грамзапись голосов птиц, ведём наблюдение за птицами на прогулке, беседуем, рисуем, лепим, конструируем оригами из цветной бумаги, на музыкальных занятиях дети поют о птицах, на физкультуре путешествуют в лес.
После завершения изучения объёмных экологических тем, в нашей группе традиционно проводятся развлечения, утренники, викторины, конкурсы на темы: «Осень», «Весна», «Растительный мир», «День Земли» и т.д.
В ходе наблюдений за детьми в процессе комплексного обследования, интеллектуального речевого статуса детей, а также из многочисленных бесед с родителями, удалось наметить наиболее эффективные методы, приёмы и средства формирования экологических знаний. Так например, нами было установлено, что у большинства наших воспитанников наиболее продуктивен визуальный способ восприятия окружающей действительности, на слух информацию они воспринимают с большим трудом, поэтому основную ставку мы сделали на создание в группе центр «Наука», оснащённый необходимым материалом: книги о природе, энциклопедии, книга правил поведения в природе, жалобная книга природы, дневники наблюдений, различные гербарии деревьев, кустарников, цветов; паспорт комнатных растений; различные коллекции (семян, камней, трав, ракушек, пуговиц); плакаты: «Животные наших лесов», «Рыбы», «Растения наших лесов» и др., тематические серии игрушек «Птичий двор», «Животные Африки», и др., настольно-дидактические игры «Дерево с плодами», «Мир вокруг нас», «Живая неживая природа», «Большие и маленькие дикие животные», «Из чего мы сделаны?», «Кто, где живет?» и т.д.,
записи звуков природы: «Лесные птицы», «Лесной ручей», «Шум моря» и т.д., видеофильмы «Микрокосмос» (о насекомых), «Птицы» (о перелетных птицах), «Прогулки под водой» (о рыбах), «Краски растений» (о полевых и садовых цветах), наборы открыток с изображением животных и растений различных географических зон, глобус и географические карты, комнатные растения.
Планируя свою работу мы обеспечиваем не только усвоение знаний по экологии, но и развиваем сочувствие, обеспокоенность, действенную готовность к оказанию помощи самой природе во всем её многообразии, используя различные виды деятельности:
- наблюдения (получение информации о природе);
- речевой (вопросы, беседы, диалоги, рассказы, информация);
- игровой (отражающий различные события в природе);
- практический (создание и поддержание условий для живых объектов);
- продуктивный (создание изопродукции на основе впечатлений);
- опытно-исследовательский.
В повседневной жизни проводили циклы наблюдений за сезонными явлениями в природе: за водой, снегом, льдом; закрепляли круговорот воды в природе; наблюдение за растениями, растущими на окне, на территории детского сада, в лесу. Прослеживали особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей наглядности проводили элементарные опыты -
проращивали лук, овес: на свету, в тепле, в воде, в темноте, без воды.
Дети учились анализировать, сравнивать, строить умозаключения, доказывать, делать выводы - «Красивое растение – это здоровое растение». На прогулках организовывали экологические игры: «С какой ветки детка?», «Кто прыгает, ползает, летает», «Живая, неживая природа», «Найди дерево по описанию», «Опиши – мы отгадаем» и т. д. В основном, все игры были направлены на умение обобщать, на развитие памяти, логического мышления.
Воспитание у детей бережного отношения с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. И поэтому, когда мы вновь набираем детей в группу, проводим анонимное анкетирование родителей, чтобы узнать их отношение к окружающей природе и экологическим проблемам. И вот, что было отмечено: родители редко бывают с детьми в лесу, в зоопарке, родители сами ухаживают за животными и растениями, не привлекая детей. А на вопрос «Как вы отнесётесь к предложению участвовать в экологической акции по очистке лесопарковой зоны от мусора?» лишь один родитель ответил сразу: «Откликнусь», а остальные предложили «Приму участие, если не будет других дел».
Со многими родителями проводились индивидуальные беседы, консультации на групповых родительских собраниях. Мы вместе обсуждали, обменивались опытом по экологическому воспитанию детей, рекомендовали литературу на тему «Как приобщить ребёнка к природе».
Ведь именно в условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам. Раскрывается, как интерес и дела взрослых, связанных каким – либо образом с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение разведением комнатных растений, присутствие животных в доме, приусадебный участок и работа на нём. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. В дошкольном возрасте труд – это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, ка ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремлённость. Уход за растениями и животными (домашние кошки и собаки), сопереживание им, проявление доброты (всех кошек кормит, всех собак гладит) чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
При подведении итогов мы увидели, что повысился интерес детей к окружающей действительности, высокий уровень мотивации в процессе экологического образования. Дети начали проявлять живой интерес к литературе о природе, научились составлять описательные рассказы о живых объектах по иллюстрированному или пиктографическому плану, мнемотаблицам, научились не только разгадывать, но и составлять загадки о растениях и животных,
приобрели практические навыки ухода за животными и растениями,
с желанием обсуждать ситуации из личного опыта, рассказывать о просмотренных фильмах о природе, эмоционально делится своими впечатлениями.
ВЫВОД: таким образом, на опыте убедились в том, что процесс экологического образования и коррекции общего недоразвития речи имеют взаимообусловленный – диалектический характер. Развитие одного из них является не только итогом, но и средством развития другого. Коррекция речевых патологий у детей невозможна без формирования у них адекватных представлений о себе и окружающей действительности. Более того, именно посредством расширения экологических знаний удалось достичь реабилитации языковой личности каждого ребёнка.
С другой стороны, уровень речевого недоразвития коррелирует, т.е. находится в прямопропорциональной зависимости от способности детей к освоению экологических знаний, умений, навыков.
Литература:
- Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст) З. Е. Агранович – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2012.
- Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ З. Е. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2011.
- Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А.Пожиленко - СПб.: КАРО 2014.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/Н.А. Рыжова - М.: Карапуз, 2012.
- Рыжова Н. А., Мусиенко С.И. Вода вокруг нас, Москва, Линка – пресс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Цель исследования: выявить основные особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОбъект исследования: процесс развития памяти детей дошкольного возраста с общим нед...
Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...