проект подготовительной логогруппы
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Акимова Екатерина Александровна

Данная методическая разработка (совместный проект «Мы - друзья природы») предназначена для педагогов подготовительных логопедических групп ДОУ. Она посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка совместного проекта воспитателей и учителя-логопеда по данному направлению. Если задачи воспитателя в экологическом воспитании – это формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику, то задача логопеда – активно поддержать  в этом, решая еще и  коррекционные задачи по формированию фонетического и лексико-грамматического строя языка, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект37.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

учителя-логопеда и воспитателей

подготовительной к школе группе (ФФН)

по развитию речи дошкольников в рамках экологического воспитания

«Мы – друзья природы»

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка (совместный проект «Мы - друзья природы») предназначена для педагогов подготовительных логопедических групп ДОУ. Она посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка совместного проекта воспитателей и учителя-логопеда по данному направлению. Если задачи воспитателя в экологическом воспитании – это формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику, то задача логопеда – активно поддержать  в этом, решая еще и  коррекционные задачи по формированию фонетического и лексико-грамматического строя языка, связной речи.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Реализация проекта…………………………………………………………………8

Выводы………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальнейших проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли, к тому же,  2017год объявлен президентом РФ «Годом Экологии в России». Обострение экологических проблем в мире и в нашей стране делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников одной из главных задач.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Нашей творческой командой педагогов подготовительной группы ФФН для решения проблем экологического воспитания был выбран метод проектов, который интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Цель проекта – продолжать формировать научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение к окружающей среде.

Задачи проекта:

  • Образовательные:

- формировать у дошкольников представления о научно - естественной картине мира;

- познакомить  с разнообразием растительного и животного мира;

- учить взаимодействовать с природными объектами  посредством органов чувств;

- вовлекать дошкольников в природоохранную деятельность;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Коррекционно-развивающие:

      - развивать познавательный интерес к миру природы;

 - развивать и совершенствовать фонетический, лексико-грамматический строй языка, связную речь, подготавливать детей к овладению элементарными навыками письма и чтения;

      - развивать умение сравнивать и анализировать;

      - развивать воображение, память и мышление;

      - развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в продуктивной деятельности.

  • Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к природе, природному наследию родного краю.

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к природе.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности - исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию – естественно - научный.

По характеру содержания включает ребенка и его семью, ребенка и природу.

По продолжительности – долгосрочный.

По характеру контактов – осуществляется в подготовительной группе, в контакте с семьей.

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, воспитанники группы ФФН и их родители.

Обеспечение проекта:  создание экологической зоны в уголке природы, для разработки проекта использовалась методическая литература, иллюстрационный материал, информация в виде художественной литературы, видеофильмов о природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – разработка программно-методического материала для развития детской активности; составление плана проекта; создание предметно-развивающей среды; диагностика компетентности детей; подбор дидактического материала; составление конспектов НОД, бесед, опытно-экспериментальной деятельности; сбор литературы научно-популярного и научно-художественного характера; подбор детских литературных произведений.

2 этап – основной - внедрение материала по теме проекта в образовательный процесс.

3 этап – заключительный – оценка эффективности проведенной работы, беседа о перспективах реализации данного проекта с педагогами, родителями. Презентация продуктов проектной деятельности.

Формы работы по реализации проекта:

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

- познавательное чтение;

- конкурсы и викторины;

- продуктивная деятельность;

- лаборатория (опыты и эксперименты);

- выпуск экологических папок-передвижек;

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

-эколого-познавательные праздники и развлечения;

- акции;

- беседы с детьми и родителями.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края

 2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений); научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

9. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 10. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

11. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы : * Все живые организмы имеют равное право на жизнь. * В природе все взаимосвязано. * В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

12. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

13. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

14. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Реализация проекта

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие у дошкольников познавательных интересов, повышение уровня интеллектуального развития через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и развитие познавательно – исследовательской деятельности.

  1. НОД:  «Времена года», «Красавица Весна», «Чьи  цветы лучше», «Природа Мордовии», «Перелетные птицы», «Путешествие в зимний лес», «Хлеб всему голова» и т.д.
  2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Солнечные часы», «Воздух и вода», «Круговорот воды в природе», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Свойства воздуха» и т.д.
  3. Познавательные сообщения и беседы: «Подземные сокровища», «Осторожно, тонкий лёд», «Птицы нашего края», «О пользе деревьев», «Насекомые мира природы родного края», «Богатства наших лесов» и т.д.
  4. Экскурсии: экскурсия в парк культуры и отдыха «Осень золотая», экскурсия в выставочный зал «Удивительный мир насекомых», экскурсия на водоем «Осторожно, тонкий лед!», экскурсия в школьную аллею ДОШ №5 «Весна пришла» и др.
  5. Работа в книжном уголке: организация выставки детской художественной литературы по проблемам экологии, организация выставки литературы по теме «Занимательная бумага» (оригами).

Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря дошкольников, развивать навыки связной речи, совершенствовать диалогическую форму речи, формировать интерес и потребность дошкольников в чтении (восприятии) книг.

  1. Чтение и работа над произведениями современных авторов: А. Лопатина «Приключения маленькой капельки воды», «Сказки матушки Земли»; Н. Рыжова «Природа – наше богатство»; В. Чернякова «Письма из леса».
  2. Составление и отгадывание загадок.
  3. Составление описательных рассказов о животных, птицах, населяющих нашу планету.
  4. Заучивание стихотворений о Земле, проведение конкурса чтецов.
  5. Чтение произведений детских классиков : В. Бианки «Хвосты», М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «На лесной полянке»,  «В зимнюю стужу».

Образовательная область

 «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: продолжать формировать у детей положительное отношение к труду через развитие трудовой деятельности и воспитание бережного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам, продолжать формировать у дошкольников основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.

  1. Трудовая деятельность: ведение календаря природы в групповой комнате, поливка комнатных растений в зеленом уголке, посев семян овса для подкармливания птиц зимой, изготовление оригами цветов, домашних и дикий животных, рыб (работа в кружке «Занимательная бумага»).
  2. Беседы: «Осторожно, тонкий лёд!», «Как вести себя в природе», «Красная книга Земли и нашего края», «Ядовитые грибы» и т.д.

Образовательная область

«ХУЖОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: продолжать формировать у дошкольников интерес к эстетической стороне окружающей действительности, способствовать удовлетворению детской потребности в самовыражении.

  1. Рисование и аппликация: «Птицы», «На дне морском», «Овощи», «Фрукты», «Царство диких зверей», «Экзотические рыбки», «Цветы для мамы» и др.
  2. Оригами: «Рыбки», «Тюльпан», « Ежик в лесу», «По страницам сказки», «Лягушка», «Животные жарких стран» и  т.д.
  3. Лепка: «Божья коровка», «Бабочки», «Ваза с фруктами», «Урожай».
  4. Конкурс поделок «Чудеса природы».
  5. Конкурс чтецов.
  6. Организация и проведение развлечений: « Береги свою планету», «Земля наш общий дом».

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: формировать у детей интерес и ценностного отношения к занятиям физической культурой через воспитание потребности дошкольников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  1. Подвижные игры: «Ходят капельки пор кругу», «Солнышко», «Море волнуется…», «Ручеек», Земля, огонь, вода и воздух» и мн. др.
  2. Развлечения: «Земля наш общий дом», «Берегите свою планету».

Реализация основных видов

деятельности по проекту «Мы – друзья природы»:

- непосредственно-образовательной и опытно-экспериментальной деятельности;

- проведение познавательных сообщений и бесед;

- работа в книжном уголке;

- проведение дидактических и подвижных игр;

- развитие продуктивной деятельности;

- чтение художественной литературы;

- организация различных видов труда;

- проведение работы с родителями.

Выводы

Во время работы над данным проектом мы  достигли следующих результатов:

 - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;

 - повысился уровень экологического поведения детей подготовительной группы;

- значительно повысился уровень речевой активности детей, словарный запас пополнился новыми терминами, произошли качественные изменения в грамматическом строе речи, совершенствовалась связная речь;

 - в заключении хочется отметить, что все поставленные цели и задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  6. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  7. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  8.  Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  10. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  11. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  12.  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  13. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  14. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
  15. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
  16. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты». – М.: гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
  17. Н.Г. Третьякова «Обучение рисованию детей 5 – 7 лет в детском саду». – Ярославль, Академия развития, 2009. – 128 с.
  18. К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет». – М.: Из. ГНОМ и Д., 2003. – 128 с.
  19. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО». – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план для подготовительной логогруппы

пришла к выводу, что упражнения для развития мелкой моторики руки можно использовать как часть занятия в логогруппе. помогает! разработала перспективные планы для старшей и подготовительной к школе ло...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы в старшей и подготовительной логогруппах

Представлено комплексное планирование (по периодам) по основным разделам коррекционно-логопедической работы: лексика, грамматический строй, обучение грамоте, формирование связной речи. Методическое об...

НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе

Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной  логопедической группе...

конспект НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе : " Поиски голоса пастушьей дудочки"

Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной логогруппе...

Домашнее задание для ребенка подготовительной логогруппы с ОНР-3.

Домашнее задание для  детей подготовительной группы  с ОНР-З уровня.Родителям необходимо повторить с ребёнком то, что логопед отрабатывал с ним в течение недели.  Задания подбираются ин...

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы.

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальная работа  воспитателя по заданию логопеда в подготовительной логогруппе. Развитие фонематического слуха и восприятия. Обучение грамоте. Предупреждение ...

Долгосрочный проект в подготовительной логогруппе "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем".

Цель: Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы....