«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ФФНР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ФФНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ФФНР»
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.
Коррекционная работа в ДОО должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.
9. Закрепление навыков чтения и письма.
Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.
2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др.
3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется ежедневно после сна.
4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.
5. Индивидуальные, подгрупповые занятия (логочас). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком. Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Формы: подгрупповые, индивидуальные, и один раз в неделю проводится логочас в виде сюжетно-ролевой игры.
Структура логочаса:
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.)
2. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.)
3. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин)
4. Физкультминутка (2мин.)
5. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.)
6. Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (3 мин.)
7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)
Работа с карточками или тетрадями.
Для согласованной работы ЛОГОПЕДА – ВОСПИТАТЕЛЯ - РОДИТЕЛЕЙ логопед даёт задание в тетрадях или по карточкам. Все упражнения из тетрадей или карточек первоначально отрабатываются с логопедом.
На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его.
Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.
При работе со словами встречаются сложные по структуре и значению слова. Необходимо объяснить ребенку (или уточнить) значение непонятного слова, привести примеры его употребления - это один из способов увеличения словарного запаса ребенка. В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.
Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если он быстро запоминает стихи, необходимо повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык правильно произносить звук в речевом потоке.
Индивидуальная работа с детьми, указанными логопедом в «Тетради взаимодействия», проводится и по карточкам, и по заданиям логопеда в «Тетрадях взаимодействия» и индивидуальных. Если с ребенком не выполняются задания по карточкам дома, то воспитатель выполняет с ребенком эту работу в группе на подгрупповых, индивидуальных занятиях и режимных моментах.
С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи разработаны лексические темы.
Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.
Для помощи воспитателям разработан план работы, связанный с познавательной деятельностью, понедельно на год.
С целью логопедизации всего учебно-воспитательного процесса воспитатель логогруппы присутствует на фронтальном занятии логопеда, так как отдельные элементы этого занятия он должен включать в коррекционную работу (логочас, режимные моменты). В тетради по взаимодействию со специалистами воспитатель указывает вид занятия, тему, задачи и конспектирует на свое усмотрение ход занятия, указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.
Помимо фронтальных логопедических занятий один раз в месяц (последний вторник) проводится логоритмическое занятие. План занятия составляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем.
Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.
Консультация подготовлена
воспитателем подготовительной к школе
логопедической группы с ФФНР
Рыжковой О. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»
Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"...
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам"
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643395-1434454084.jpg)
Консультации для воспитателей: "Обучение детей основным видам движений", "Пальчиковая гимнастика для развития ручной умелости", "Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста".
Данные консультации разработаны в помощь воспитателям по физическому развитию детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-952148-1507357969.jpg)
Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»
Этапы ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1009143-1675252801.jpg)
Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР
Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/08/picture-977945-1736355062.jpg)
Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР
Роль воспитателя в обучении детей с ФФНРВоспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейшихзадач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильногозвукопроизн...