Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Пляшник Эльвира Ахатовна

Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших
задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного
звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием
речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой
работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для
выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно.
Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в
домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели,
специалисты детского учреждения и родители.
Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану,
которого должны придерживаться все участники педагогического процесса.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе
определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в
логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и
деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это
тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных
задачах и методах коррекционной работы).

К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей
моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических
категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на
бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.
9. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для
того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные
навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить
ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые
упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает
ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать
качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения
«Горячая монета», «Ямка — мячик», «Прокати карандаш» и другие дых.
упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка»,
«Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.

2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5
раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик»,
«Утята», «Машина каша» и др.

3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и
стопы, выполняется ежедневно после сна.

4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных
моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на
природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа
воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования
правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты,
достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои
повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности
детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую
активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных
грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую
моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

5.Индивидуальные, подгрупповые занятия (логочас). Время проведения: после
сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.
Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5
до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Формы: подгрупповые, индивидуальные, и один раз в неделю проводится
логочас в виде сюжетно-ролевой игры.

Структура логочаса:
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
2. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
3. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука,
проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
4. Физкультминутка (2мин.).
5. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой
анализ и синтез) (7 мин.).
6. Повторение лексико-грамматических упражнений (например:
согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение
окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к
столу и т.д.» (3 мин.).
7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
Работа с карточками или тетрадями.
Для согласованной работы ЛОГОПЕДА – ВОСПИТАТЕЛЯ - РОДИТЕЛЕЙ
логопед даѐт задание в тетрадях или по карточкам. Все упражнения из тетрадей
или карточек первоначально отрабатываются с логопедом.
На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука.
Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его.
Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за
воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное
произношение, развивает внимание и память.
При работе со словами встречаются сложные по структуре и значению слова.
Необходимо объяснить ребенку (или уточнить) значение непонятного слова,
привести примеры его употребления - это один из способов увеличения
словарного запаса ребенка. В карточках дается множество упражнений на
формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку
правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время);
образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать
слова в предложениях.
Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком,
разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если он быстро запоминает

стихи, необходимо повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык
правильно произносить звук в речевом потоке.
Индивидуальная работа с детьми, указанными логопедом в «Тетради
взаимодействия», проводится и по карточкам, и по заданиям логопеда в
«Тетрадях взаимодействия» и индивидуальных. Если с ребенком не
выполняются задания по карточкам дома, то воспитатель выполняет с ребенком
эту работу в группе на подгрупповых, индивидуальных занятиях и режимных
моментах.
С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения
словаря, развития связной речи разработаны лексические темы.
Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет
содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема
«Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и
специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике
воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород
деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными,
в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию
речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с
лексической темой.
Для помощи воспитателям разработан план работы, связанный с
познавательной деятельностью, понедельно на год.
С целью логопедизации всего учебно-воспитательного процесса воспитатель
логогруппы присутствует на фронтальном занятии логопеда, так как отдельные
элементы этого занятия он должен включать в коррекционную работу (логочас,
режимные моменты). В тетради по взаимодействию со специалистами
воспитатель указывает вид занятия, тему, задачи и конспектирует на свое
усмотрение ход занятия, указывает, кто из детей не справился с тем или иным
заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную
работу.
Помимо фронтальных логопедических занятий один раз в месяц (последний
вторник) проводится логоритмическое занятие. План занятия составляется
совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем.
Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои
функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет
гарантирован.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rol_vospitatelya_v_obuchenii_detey_s_ffnr.pdf195.59 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Роль воспитателя в обучении детей слушанию музыки" младшая группа (3-4 года)

В данной консвультации советы педагогам, как правильно учить детей слушать музыку. С чего начинать, какой использовать материал....

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ФФНР»

Консультация для воспитателей «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ФФНР»...

Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах

Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах...

Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР

Консультация для педагогов. Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР...