Психолого-педагогические технологии
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Использование психолого-педагогических технологий
в профессиональной деятельности педагога-психолога
МБДОУ «ДС «Березка» Сергеевой Т.А.
В МБДОУ «ДС «Берёзка» реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, в основе которой лежит комплексная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. На основании данной программы мною разработана адаптированная коррекционно-образовательная программа.
Цель программы – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
∙ Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
∙ Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;
∙ Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана;
∙ Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
∙ Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития;
∙ Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
∙ Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;
∙ Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Основные направления в работе педагога-психолога
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. В книге Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» описаны около пятисот педагогических технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных, охватывающих современные тенденции и направления в развитии образования. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Одной из основных задач педагога-психолога ДОУ является подготовка ребенка к школе(личностная готовность, социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая). Следовательно, для того, чтобы фундамент психологической готовности к школьному обучению был заложен и обладал прочностью, необходимо развить все перечисленные сферы ребенка. Для достижения данной цели можно использовать разнообразные технологии, но игра выступает самой главной деятельностью в детском саду, так как только «наигравшийся» ребенок может стать успешным школьником. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и,следовательно, все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
В связи с этим в коррекционно-развивающей работе с детьми я использую целый ряд технологий, которые основаны на игровом обучении.
Теоретико-методологическую основу, на которую я опираюсь при обобщении опыта моей работы, составляет теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении психологической работы я использую труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
- Сделать воспитательный процесс управляемым.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
- по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
- по характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
Поэтому, используя ту или иную технологию, прежде всего я включаю в нее элементы игры.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации КОД я отдаю тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Такими развивающими технологиями я считаю следущие:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технология «ТРИЗ»;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
Практическая значимость представленного мною опыта работы заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения об используемых технологиях повышают эффективность взаимодействия психолога с дошкольником на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия, что способствует самоактуализации личности ( А.Маслоу).
Авторские разработки:
- Адаптированная рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «ДС «Березка» (Утверждена приказом МБДОУ «ДС «Березка» №100-0д от, 02.09.2016г. , рецензирована 18.03.2017г.)
- Программа коррекционно-развивающей направленности «Мы вместе». (Утверждена приказом МБДОУ «ДС «Березка» № 109 от 30.08.2013г)
- Программа коррекционно-развивающей направленности «Развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков» (Утверждена приказом МБДОУ «ДС «Березка» №102-од от 02.09.2015г )
- Программа работы с одаренными детьми « Я волшебник», «Почемучки». (Утверждена приказом МБДОУ «ДС «Березка» № 105 от 30.08.2015г )
- Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир звука и цвета» ( Утверждена Приказом заведующего МБДОУ «ДС «Березка» № 108 от 09.09.2016г)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. В коррекционно-образовательной деятельности мною используются элементы технологии ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
2. Метод проектов
Одной из наиболее эффективных технологий, которая мной используется в непосредственной образовательной деятельности, это метод проектов.
Являюсь руководителем творческой группы по реализации психолого-педагогического проекта «Выпускник детского сада-успешный первоклассник», а также
членом творческих групп по реализации информационно-творческих проектов: «Повышение роли отца в семье»; «С чего начинается Родина?»
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
3.Здоровьесберегающие технологии
Применение здоровьесберегающих технологий является составляющей частью моей педагогической деятельности. Эффективно использую технологию В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка?», которая включает четыре основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрану и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Использование интерактивной среды сенсорной комнаты (сухой бассейн, тропа здоровья, сухой душ, аромолампа), различных видов психогимнастики, пальчиковой гимнастики, методов су-джок терапии, дыхательной гимнастики, динамических пауз способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Сухой бассейн(Г.Г.Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»)
Способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, используется для коррекции уровня тревожности, агрессивности, психопрофилактике. Для этого детям предлагаются медитативные упражнения, упражнения–релаксации, упражнения-эмитации.
Релаксационный метод мною проводится в сенсорной комнате с музыкотерапией, интерактивным проектором с дисками о природе, фантастическими темами ,аромолампой. Дети с большим удовольствием выполняют такие релаксационные упражнения как, «Полет на голубую планету», «Водопад», «В гостях у доброй волшебницы», «Воздушные шарики», «Облака».
Су-джок терапия оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Используя на занятиях с детьми элементы сказкотерапии( Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии»), которые способствуют развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.
Песочная терапия ( Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, «Чудеса на песке»)
На занятиях по песочной терапии использую интерактивный ящик с песком и подсветкой, кинетический песок, цветной песок, благодаря которым наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность. Для их развития мною используются такое упражнение, как «Создай свой мир», «Нарисуй настроение», «Песочная аппликация».
4.ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. В своей работе я использую современные информационные технологии и интерактивное оборудование (компьютер, интерактивный стол, интерактивная доска, магнитофон).
Использую программы ООО «Издательство» «Экзамен-Медиа», 2016 , разработанные в соответствии с ФГОС ДО:
- Игры для маленького гения ( развитие внимания, памяти логических способностей, знакомство с играми и цифрами)
- Развивающие игры (слуховое восприятие и анализ речи, зрительное восприятие, математическое представление)
- Представления об окружающем мире (расширение кругозора, развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие внимания, памяти, мышления, графических навыков)
- Демонстрационный материал «Уроки вежливости»
- Демонстрационный материал «Уроки доброты»
- Демонстрационный материал «Как избежать неприятности»
- Демонстрационный материал «Формирование навыков общения и этических представлений»
- Демонстрационный материал «Хорошие манеры и привычки»
- «Валеология»
- Семья (родственники, день рожденья, кто старше)
- Профессии (словарь «профессии», разные профессии, кому что нужно, что нужно,чтобы…)
- Программно-методический комплекс «Готовимся к школе: Свойство и расположение предметов»
- Цвет («Цвета», «Сочетание цветов», Анимация «Радуга», «Раскраска «Посуда», «Раскраска «Бусы»).
- Форма («Анимация «Круг», «Анимация «Овал», «Круги и овалы», «Анимация «Квадрат», «Анимация «Прямоугольник», «Квадраты и прямоугольники», «Анимация «Треугольник», «Похожая форма», «Анимация «Ромб», «Анимация «Трапеция», «Разные многоугольники», «Таблица «Цвет и форма»).
- Размер («Кто самый большой?», «Большие и маленькие», «Разложи по размеру», «Анимация «От самого большого до самого маленького», «Расстановка по размеру», «Цвет, форма, размер», «Выше-ниже», «Расстановка по высоте», «Длиннее-короче», «Расстановка по длине», «Таблица «Форма и размер»).
- Направления («Анимация «Вверх-вниз», «Пары вверх и вниз», «Кто вверх? Кто вниз», «Анимация «Влево-вправо», «Пары влево и вправо», «Кто влево? Кто вправо», «Таблица «Разные направления»).
Каталог электронных образовательных ресурсов, используемых мною:
http://www.mon.gov.ru/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru/ - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.ed.gov.ru/ - Федеральноеагенство по образованию (Рособразование)
http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://www.o-urok.ru/ - Сайт "Открытый урок"
http://www.yamaledu.org/ - Официальный сайт департамента образования ЯНАО
http://newurengoy.ru/ - Официальный сайт департамента образования Администрации города Новый Уренгой
ПСИ-ФАКТОР" - Центр практической психологии.
http://psychology.net.ru – Сайт "Мир психологии".
http://www.imaton.ru/ - сайт психологической фирмы "Иматон".
http://www.flogiston.ru – Флогистон (неофициальный сайт психологического факультета МГУ).
http://www.psychology.ru – Psychology.ru. Большой проект, посвященный психологии. Содержит много полезных разделов: библиотека, раздел о знаменитых психологах, большую коллекцию ссылок на психологические ресурсы, форумы, психологические тесты-Онлайн и другое.
http://www.psychologos.ru/ - Психологос. Энциклопедия практической психологии.
http://progressman.ru/ - Развитие личности и самопознание.
http://psy.piter.com/ - ПСИПОРТАЛ - Столица сетевой психологии.
http://www.psypress.ru/ - Агентство психологических новостей.
http://wonderpsy.ru/ - Удивительная психология.
http://psylib.kiev.ua/ - Психологическая библиотека "САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ".
http://www.ict.edu.ru/ - Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.fasi.gov.ru/ - Федеральное агентство по науке и инновациям
http://net.nguo.ru/ -Сетевой город. Образование
Детский портал «Солнышко» - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт.
Веселые уроки - развивающие игры для детей.
ПочемуЧка - развивающие игры для детей.
Играемся - развивающие игры для детей.
Играемся.ru - бесплатные познавательные игры на внимание и логику, пазлы, раскраски, загадки и ребусы для девочек и мальчиков.
Мультимедиа для дошколят - "Копилка мультимедийных презентаций" (времена года, природные явления, домашние животные, растения, космос, дикие животные).
5. Личностно-ориентированные технологии
При взаимодействии с детьми использую личностно-ориентированный подход. По теории А. В. Петровского, на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования пришла личностно-ориентированная модель, которая центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный. В моей деятельности прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества.
6. Технология исследовательской деятельности
Эффективной исследовательской деятельности дошкольников способствует создание на занятиях ситуаций успеха, когда воспитанник видит реальные плоды своего труда, это вдохновляет его на новые решения. Для повышения у детей мотивации к исследовательской деятельности эффективным является создание соревновательных ситуаций, творческих конкурсов, интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей детей. (На протяжении многих лет провожу интеллектуальные игры «Что?Где? Когда?», «Юный эрудит», «Самый умный»). Неоднократно дети МБДОУ «ДС «Березка» являлись победителями городского конкурса «Юный эрудит».
Важность моей работы в качестве педагога - психолога заключается в выявлении одаренных воспитанников и развитии их личностных качеств. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Для детского экспериментирования в своей работе использую песок, воду, емкости, разного размера мерные кружки, воронки, лейки, формочки, опилки, камешки, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки болты).
- Игровые технологии
При построении игровой образовательной технологии при КОД стараюсь обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. В своей практике активно использую игровые технологии, необходимые для успешной социализации, формирования коммуникативной культуры, свободной самореализации. Игра имеет диагностическую функцию (проявление интеллекта, эмоций, контактности и т.д.) Самый распространённый способ применения игры – это терапия через игровые ситуации, предъявляющие ребенку различные испытания для преодоления проблем в поведении, общении ( сюжетно-ролевые игры, игры с правилами).
В свое работы использую игры с предметами и без предметов, настольно-печатные, дидактические, компьютерные, подвижные и т.д.
Использую игровой набор «Pertra», который способствует развитию познавательной активности и психических процессов детей дошкольного возраста.
Таким образом, используемые мною традиционные образовательные технологии позволяют широко взаимодействовать со всеми субъектами открытого образовательного пространства и становятся нетрадиционными, благодаря внесению некоторых новшеств.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Сравнительный анализ овладения детьми
содержанием основной общеобразовательной образовательной программой
Учебный год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2015 – 2016 учебный год | 27% | 73% | - |
2016 – 2017 учебный год | 29% | 71% | - |
Результаты диагностики уровня готовности детей к началу школьного обучения
Учебный год | Сроки проведения | Кол-во детей | высокий уровень | выше среднего уровня | средний уровень | ниже среднего уровня | низкий уровень |
2014-2015 учебный год | стартовая | 49 | - | 24% - 12 | 60% - 29 | 10% - 5 | 6% - 3 |
итоговая | 49 | 4% - 2 | 41% - 20 | 51% - 25 | 4% - 2 | - | |
2015-2016 учебный год | стартовая | 48 | - | 50% - 24 | 44% - 21 | 6% - 3 | - |
итоговая | 49 | 12% - 5 | 47% - 23 | 41% - 20 | - | - |
Информация по адаптации
выпускников МБДОУ «ДС «Берёзка» к обучению в школе (ноябрь 2016)
№ п/п | Школа | Общее кол-во детей | Уровень успеваемости | ||||
низкий | ниже среднего | средний | высокий | ||||
МБОУ СОШ №1 | 2 | - | - | 100% - 2 | - | ||
МАОУ СОШ №2 | 10 | - | - | 80% - 8 | 20% - 2 | ||
МАОУ СОШ №4 | 6 | - | - | 67% - 4 | 33% -2 | ||
МБОУ СОШ №5 | 30 | - | - | 60% - 18 | 40% - 12 | ||
МБОУ СОШ №7 | 2 | - | - | 100% - 2 | - | ||
Итого: | 50 | 68% - 34 | 32% - 16 |
Результаты психологической диагностики (2016)
Кол-во детей | Динамика | ||
50 | Полож. | Периодическая | Отрицательная |
Развитие познавательной сферы | 7 | 1 | - |
Развитие эмоционально-волевой сферы | 22 | 2 | 1 |
Индивидуальная КРД | 1 | - | - |
Дети с ОНР | 20 | - | - |
Коррекционно-профилактическая работа | 50 | - | - |
В результате использования данных технологий и проанализировав динамику развития детей за 2015-2017 год, можно сделать вывод о целесообразности использования данных технологий. Один ребенок имел отрицательную динамику в связи с заболеванием и по решению ТПМК был переведен в специализированную образовательную организацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая технология "Навстречу друг другу" по технологии М.Н.Поповой
Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в д.с. «Навстречу друг другу.» «Подарок для Белосн...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».
Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».
Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...
: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....